Полежаев: «Я хотел, чтобы Омск приобрел реальный статус столичности и оценил личность Колчака»

Полежаев: «Я хотел, чтобы Омск приобрел реальный статус столичности и оценил личность Колчака»

Дата публикации 8 февраля 2019 11:44 Автор Фото Евгений Кармаев

Экс-губернатора Омской области до сих пор не оставляет мысль об установке в нашем городе памятника адмиралу Колчаку.

В четверг, 7 февраля, исполнилось 99 лет со дня расстрела «Верховного правителя России», адмирала Александра Колчака. Фонд «Общественное мнение» и национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» подготовили проект «Белый след. Зачем современному Омску память о Колчаке», где эксперты рассматривают личность Колчака со всех сторон: как бренд, как антигероя, как политический символ.

«Омск пробыл “белой столицей” чуть больше года, но этот год стал самым обсуждаемым в истории города, а Колчак — брендом. После развала СССР в честь адмирала называют ресторан, открывается белогвардейский театр, выходит газета “Третья столица”, не утихают дискуссии по поводу установки памятника. Мы решили выяснить, почему Омск, как и другие города России, тоскует по столичности и какими смыслами наделяют образ адмирала современные омичи. Проект “Белый след” — это монологи горожан, которые воссоздают память о Колчаке», — предваряют разговор авторы проекта.

Одним из экспертов выступает экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев, который в первых же строчках вспоминает, как впервые услышал о Колчаке — еще в школе.

«…И первый образ Колчака у меня сложился из четверостишия «Мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский». На рисунках, пародиях Колчак был толстый, весь заросший бородой, увешанный орденами. Невозможно было представить, что это был по современным понятиям молодой человек, ему было всего 45 лет, и он никогда не носил бороды, кроме как во время экспедиции Толля», - пишет Полежаев.

Но потом у будущего губернатора зародились сомнения в том, что Колчак - это какая-то грандиозная опасность над страной. И он стал искать литературу, читать между строчек. В 1990-е годы Полежаев понял, что «самое время вернуться к воссозданию непрерывной истории России».

В 1990-е Леонид Константинович от своей матери случайно узнал, что во время Гражданской войны в ее доме был Колчак.

«Он где-то то ли с охоты возвращался — и заехал попить чаю или погреться в Калачинск. А я говорю: “Почему, мать, ты мне раньше об этом не рассказала?” Она говорит: “Если бы я тебе раньше рассказала, ни меня, ни тебя могло не быть”. Этот страх — он вел людей по жизни, как по линейке, очень строго. У отца были случаи пересечений с НКВД. Его не посадили, выпустили. Но страх шел с ним до конца его дней. Вот тогда я и задумал сделать музей Колчака. Ну, музеем не назовешь, назвал его Центр изучения истории Гражданской войны», — вспоминает экс-губернатор.

Бывший глава области считает, что за «белую столицу» и за Колчака в Омске большевики жестоко отомстили городу, сделав столицей Сибири Новосибирск. Омск выбыл из гонки таких передовых городов, как Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург.

«Я хотел, конечно, чтобы Омск все-таки приобрел реальный статус столичности и оценил личность Колчака. Сколько можно воевать? Мы же где-то должны находить точки примирения», — уверен бывший губернатор.

Сейчас Леонид Полежаев сетует, что город до сих пор не нашел место для памятника Колчаку.

«Город же отказался выносить решение о месте установки этого памятника. Я бы его сейчас поставил. Никогда никто, никакие краеведы и никакая общественная мысль в городе не была заинтересована в памяти о Колчаке. Не было даже такого движения. Не было ни тогда, не было сейчас. Это была воля одного человека. У меня в Омске не было убежденных соратников — иначе бы появился памятник», — подчеркивает Леонид Полежаев.

 

Распечатать страницу