Чиновнику грозят места не столь заграничные

Чиновнику грозят места не столь заграничные

Дата публикации 1 февраля 2012 11:23

С 2009 года в Омской области под патронажем регионального правительства и лично губернатора активно решаются проблемы обманутых дольщиков. Благодаря работе специально созданной межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве домов, за последние два года удалось притупить остроту данного вопроса и отработать механизм решения сложившихся проблем.
С 2009 года в Омской области под патронажем регионального правительства и лично губернатора активно решаются проблемы обманутых дольщиков. Благодаря работе специально созданной межведомственной комиссии по защите прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве домов, за последние два года удалось притупить остроту данного вопроса и отработать механизм решения сложившихся проблем. Из областного бюджета выделяются субсидии для достройки «замороженных» объектов, и за этот период более десяти тысяч дольщиков, которые вложили свои, иногда последние, деньги в жилье, смогли справить долгожданное новоселье. Администрация Омска также получала поручения комиссии, однако рабочая группа под руководством теперь уже экс-мэра Шрейдера не смогла довести до ума ни один из порученных объектов. Мало того, к уже известным проблемным домам в 2011 году добавился еще ряд многоквартирных недостроев. И на фоне этой и без того сложной ситуации на рынке долевого строительства находятся, так сказать, оборотни в чиновничьих креслах, которые, будучи хорошо знакомыми с обстановкой, зная, как функционирует эта система, под видом оказания помощи обманутым дольщикам проворачивают многомиллионные аферы.

Кредит доверия
Как полагает следствие, Дмитриев присвоил более 400 миллионов рублей, будучи в должности директора местного филиала ОАО АКБ «Ак Барс банк». Он придумал весьма хитроумную схему, благодаря которой ему удалось прикарманить столь внушительную сумму и при этом полтора года не привлекать внимания руководства банка в Казани.

Собственно, первыми в 2009 году забили тревогу именно в головном офисе: в омском филиале прослеживалась гигантская задолженность по ипотечным кредитам - более 350 миллионов рублей, а также несколько юридических лиц не возвращали банку займы на сумму свыше 70 миллионов. Проверив финансовую документацию филиала, руководители банка без особого труда установили, что более 80 квартир, деньги на покупку которых были выделены кредитной организацией в течение последних полутора лет, располагались в одном доме, что вкупе с поголовным неисполнением заемщиками своих обязательств выглядело несколько подозрительно. Поначалу банкиры решили провести внутреннее расследование и вызвали Дмитриева «на ковер» в Казань. Так и не добившись от него вразумительных объяснений, сначала написали заявление в правоохранительные органы Татарстана, но там делу хода не дали. Затем председатель правления банка обратился в Следственное управление СК РФ по Омской области.

В августе 2010 года вторым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Омской области в отношении Александра Дмитриева было возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ - «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Мошенничество». Еще в ходе доследственной проверки было установлено, что на должность руководителя представительства, а затем и филиала банка его приняли в 2004 году - молодой специалист, уже занимавший высокие посты в других финансовых учреждениях и хорошо зарекомендовавший себя, полностью устраивал правление «Ак Барс банка». И первое время нареканий к нему не было. Однако с 2007 по 2009 год, как следует из материалов уголовного дела, он провернул эту многомиллионную аферу.

Надо сказать, что дольщики строящегося дома, расположенного на пересечении улиц Волховстроя и 1-й Северной, еще до появления Дмитриева натерпелись от недобросовестных застройщиков: то одна организация бралась за объект, то другая, и к тому моменту, как Дмитриев вышел на председателя ЖСК, стройка вообще была заморожена на стадии возведения первых этажей. Поэтому когда в конце 2007 года депутат горсовета и руководитель крупного финансового учреждения заявил, что готов взяться за дело и довести строительство до конца, ему поверили - людям, годами дожидавшимся своего жилья, очень хотелось кому-то верить.

- Однако было одно условие, - говорит следователь по ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Омской области Денис Понуровский, - якобы для того, чтобы Дмитриеву было проще руководить процессом, во главе ЖСК должны были стоять его люди. Таким образом он ввел туда своих родственников, которые взяли контроль над правлением, а бухгалтерское обслуживание ЖСК стала осуществлять фирма, подконтрольная Дмитриеву. Затем ЖСК аккредитовался в банке, после чего можно было спокойно выдавать ипотечные кредиты под строительство этого дома.

Схема хищения выглядела следующим образом: доверенное лицо Дмитриева «вербовало» подставных людей, в основном студентов и безработных - тех, кому лишняя пара тысяч не помешает и кто вопросов ненужных задавать не будет. На этих людей готовился пакет документов, необходимых для получения ипотечного кредита - от них требовалось лишь прийти и подписать предложенные бумаги. После оформления сделки банк переводил деньги на счет ЖСК, оттуда они выводились на счета шести организаций Дмитриева, а дальше он использовал их по своему усмотрению: некоторые суммы шли на развитие производства, но львиная доля, как сформулировано в уголовном деле, была потрачена «на личные нужды» депутата. Две компании из этих шести действительно работали, а четыре существовали лишь номинально - их директорами по бумагам являлись помощники Дмитриева по депутатской деятельности и его водитель. Именно на этих юридических лиц были оформлены многомиллионные ссуды: попавшие под обаяние чиновника сотрудники, не задумываясь о последствиях, подписывали бумаги, предложенные им. Мало того, даже когда им стали приходить документы о том, что банк требует с них возврата долгов и в отношении них возбуждены исполнительные производства, они продолжали безгранично доверять начальнику, который обещал им со всем разобраться.

Только Дмитриев так ни с чем и не разобрался. И сейчас тем, на кого он «повесил» все эти кредиты, придется каким-то образом самостоятельно решать свои проблемы с банком.

Депутатская прикосновенность
Вся описанная схема выглядит такой простой и прозрачной только теперь, когда органы следствия изучили каждую бумажку, опросили массу свидетелей и проанализировали каждую ступень этой махинации. Дмитриев продумал все досконально: несмотря на то, что он контролировал все этапы, по документам его фамилия почти не проходит, решения кредитного комитета подписывались его заместителями (скорее всего, в числе прочих бумаг, они и не вникали в суть). Лишь в процессе расследования, поняв, что директор их попросту подставляет, сотрудники стали давать против него показания. Кроме того, удалось проследить, куда была потрачена часть ипотечных денег: депутат приобрел небольшой самолет, дорогой автомобиль, несколько катеров... Впрочем, в деле есть и другие серьезные доказательства вины Дмитриева, однако в интересах следствия оглашать их пока нельзя. Всех собранных доказательств оказалось достаточно для того, чтобы заочно предъявить бывшему депутату обвинение и чтобы суд заочно вынес решение избрать ему меру пресечения в виде заключения под стражу - дело в том, что Дмитриев вместе с членами своей семьи ударился в бега. Еще на этапе доследственной проверки он шел на контакт с органами следствия, высказывал свою позицию, которая выражалась в том, что к хищению денег он не имеет никакого отношения, что якобы это руководство банка таким образом подставляет его. Но когда понял, что это ему не поможет, Дмитриев покинул страну. В апреле «за прогулы» он был официально лишен статуса заместителя председателя комитета по финансово-бюджетным вопросам Омского горсовета и выведен из его списков.

По словам следователя Понуровского, в настоящее время есть точная информация о местонахождении беглеца: Дмитриев за пределами России, Интерпол вышел на его след, когда он обратился за получением вида на жительство. Сейчас все необходимые документы находятся в Генеральной прокуратуре РФ, и после того, как будут улажены все формальности со второй стороной, станет возможным физическое задержание и экстрадиция обвиняемого на Родину.

Ольга НОВИКОВА
Фото из открытых интернет-источников

©
Распечатать страницу