Аркадий Инин: «Смех – это единственный спасательный круг в жизни»

Аркадий Инин: «Смех – это единственный спасательный круг в жизни»

Дата публикации 20 февраля 2019 07:51 Автор

Известный писатель-юморист, киносценарист, профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР о том, почему так любимы старые комедии.

Жители 20 городов смогли пообщаться с Аркадием Ининым по видеомосту. В Омске в столичном проекте участвует Центральная городская библиотека.

Легкий побочный эффект

– Аркадий Яковлевич, вы по первому образованию инженер, как и Михаил Задорнов, и другие ваши коллеги по юмористическому цеху. Почему, на ваш взгляд, в советское время в этот жанр приходили выпускники не Литературного института, а технических вузов?

 – Не только технических, но и строительных, медицинских. Это происходило, во-первых, потому, что в Литинституте юмору не учат. Есть семинары прозы, поэзии, драматургии, а юморист – такой специализации нет. А во-вторых, юных поэтов много, а юных юмористов я не встречал. Какой в юности из человека юморист, тем более сатирик? Все прекрасно: весна, солнце, девушки, трагедии только в том – отказала-не отказала. А кто имеет какую-то школу – инженерную, медицинскую, строительную, набирается опыта и понимает, что жизнь не так проста и замечательна, как кажется в 17 лет. Есть присказка: если бы Лев Толстой жил в коммунальной квартире, он стал бы Салтыковым-Щедриным. По-моему, очень точно. Когда жизнь побьет, можно начинать смеяться. Потому что смех – это единственный спасательный круг.

 – Какие фильмы, поставленные по вашим сценариям, вы считаете самыми удачными?

 – Буду неоригинальным. Мои вкусы совпадают со вкусами зрителей. Людям нравились, и мне нравятся «Одиноким предоставляется общежитие», «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды» с Анатолием Папановым, гайдаевский фильм «На Дерибасовской хорошая погода,или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Есть и один серьезный фильм, поставленный режиссером Владимиром Бортко, – «Единожды солгав». А что касается неудач, из моих 47 фильмов штук 15 не удались. Если фильм не удался – все виноваты, и никто не виноват. Нет такого режиссера, который бы решил: я сниму плохой фильм. Каждый надеется создать шедевр, но не у всех получается.

 – У вас были и актерские работы в кино…

 – Какой я актер? Это смешно. Если снимался, то как талисман. У всех режиссеров есть такой талисман. Я могу сидеть в кафе, проходить по улице, сесть в трамвай – вот такие у меня роли. Было и несколько ролей со словами. Когда снимали «На Дерибасовской хорошая погода…», я в этой картине изображал хозяина казино. Почему? Шел 1991 год, впервые мы выехали снимать за границу. Раньше Нью-Йорк снимали в Риге, Париж – в Таллине, а тут выезд в Америку. Но денег было мало, их хватало только на одну американскую актрису. Поэтому снимались и шофер, и оператор, и я, и сам Гайдай сыграл игрока, который сошел с ума, и его выносят из казино с оторванной рукояткой от однорукого бандита. Вторая роль со словами была в фильме «Не сошлись характерами». К психологу приходят люди с жалобами на испорченные отношения с женой, матерью, детьми. А один мужчина говорил: «Да, я алкоголик. Жена сказала: «Все что угодно, только не алкоголизм». Я пошел к доктору, и медицина сотворила чудо: я избавился от алкоголизма. Но получил легкий побочный эффект – импотенцию. И теперь жена говорит: «Лучше бы ты был алкоголиком». Ни один актер не захотел это играть. Поэтому мне пришлось сняться в этом эпизоде.

Плачьте с нами, плачьте, как мы…

– На телеканалах постоянно повторяют советские комедии, потому что новых талантливых нет. Как вы считаете, существует ли в кино кризис комедийного жанра?

– Кинотеатры завалены новыми комедиями. Полно идиотских фильмов с ребятами из «Комеди клаб». На телеэкране их, конечно, показывать стыдно, потому что перед телевизорами сидят люди в возрасте, интеллигентные, хоть немного понимающие в искусстве и человеческих отношениях. Поэтому там показывают старое доброе кино и лучшие образцы сегодняшних фильмов. А кинотеатры завалены мусором. Основная аудитория кинотеатров – от 14 до 23 лет. Меня иногда спрашивают: «Почему бы вам не написать сегодня что-то подобное «Одиноким предоставляется общежитие»?». Кто пойдет сегодня на это? Одна тетка выдает замуж других. Никто не бегает, не стреляет – зачем этим зрителям такое? Они ходят с поп-корном и пивом. «Ржачка», как они говорят, приносит прибыль. Спрос рождает предложение в рыночной экономике. Сегодня у нас правят бал бабки, в советское время – идеология. Тогда считалось, что нужно обращаться не к низменным потребностям человека, а к возвышенным, поднимать зрителя к вершинам. Сейчас идеологии нет, поэтому имеем то, что имеем. Не только у нас так – и в Америке, Германии, Южной Корее то же самое.

 – Вы создали диаметрально противоположные телепередачи – «Вокруг смеха» и «От всей души»…

 – Открою секрет: и передачу «От всей души» я и мой соавтор Йозеф Клементиновский тоже задумывали как веселую. В «Вокруг смеха» – прямой юмор, здесь – лирико-комедийное настроение. Перебирали кандидатуры ведущих: Александр Ширвиндт? Андрей Миронов? Все изменилось, когда пришла Валентина Леонтьева. С ней наша передача обрела глубину и драматизм, чем и прославилась. Ее называли «Плачьте с нами, плачьте, как мы, плачьте лучше нас». А первый сюжет был такой. В многодетной семье день рождения мамы всегда отмечали вместе. А тут старший сын ушел служить в армию. Мать пригласили на сцену, сказали ей, что сын шлет ей привет из Заполярья и военный ансамбль по его просьбе исполнит песню «Мама, милая мама». Выходят восемь воинов, поют. Среди них – Леша, сын героини. Она сидит в пяти метрах от ребят и сына не видит. Потом каждый подходит к матери и дарит ей гвоздику. В последнем парне она узнает сына, и ей становится плохо. Вот как начиналась передача.

 – Работа для телевидения продолжается. Почему вы написали сценарий телесериала о Владимире Маяковском, а не о каком-нибудь другом поэте?

 – Сериал – это либо мелодрама, либо детектив. Детективы я писать не умею, а мелодрамы, мне кажется, получаются. Мы работали над сценарием вместе с моей ученицей, а теперь доцентом ВГИКа Натальей Павловской. Выбор определил любовный треугольник. Когда есть любовный треугольник, это гарантирует интерес к персонажам в мелодраме. После 8 серий картины «Маяковский. Два дня» были еще 12 серий фильма и книга о Леониде Утесове, у которого тоже была в жизни треугольная история. Потом мы написали сценарий про замечательного русского поэта Николая Некрасова. Этот сериал еще не снят. Более того, мы написали про любовный треугольник Ленин – Крупская – Арманд. Все посмеивались, а смешного ничего нет. Это были молодые люди, у которых, кроме революции, политики, существовали душевные, любовные отношения на разрыв. Этот телероман называется «Ленин. Любовь. ru».

Девиз: смеяться над собой

 – А какая последняя ваша книга издана?

 – В нашем кругу говорят – не последняя, а крайняя. В 2018 году вышли две книги: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе» и «Женщины и все остальные». В первой – сценарий, повесть, юмористические рассказы. А вторая – это пятый выпуск моей «Женской юмористической энциклопедии». На любую букву вы что-то узнаете про женщин: а – женщина и автомобиль, женщина и алкоголь, д – женщина и дети, женщина и деньги. Первый выпуск вышел десять лет назад, я самонадеянно назвал книгу, включающую 83 эссе, «Все о ней». А в пятой книге – 207 эссе. Одна знакомая женщина сказала мне, что вторая книга энциклопедии «Женщина от А до Я» – это ее прикроватная книга. Она читает перед сном по два эссе и засыпает. Мне понравилось слово «прикроватная». Раньше слышал только о настольных.

– Вы преподаете во ВГИКе. Можно ли научить юмору?

– Я не преподаю юмор, научить юмору нельзя. Это как деньги: либо они есть, либо нет. Всегда повторяю такое пожелание польского юмориста Юлиана Тувима: «Если у человека нет чувства юмора, то у него хотя бы должно быть чувство, что у него нет чувства юмора». Ничего, люди защищают диссертации, становятся министрами, обходясь без чувства юмора. Я учу писать сценарии. Даже не писать, это зависит от того, есть талант или нет. Я учу драматургии. Она сродни строительству, складывается из кубиков, определенных правил. Вот этим правилам я и обучаю студентов.

– Марк Твен написал: «Никогда так не посмеешься, как над самим собой». Вам приходилось смеяться над самим собой?

 – А Генрих Гейне, лирический поэт, говорил, что никогда так не хохотал, как глядя на себя в зеркало. Это мой девиз: смеяться над собой. Говорят, что я писатель-сатирик. Я всегда возражаю: я не сатирик, а юморист. Потому что сатирик смеется над другими, он ювеналовым бичом сатиры хлещет недостатки. Я вполне уважаю эту профессию, но считаю, что сатириком может быть только тот, кто сам идеален. Когда сам так себе, мне кажется, что это нелепое занятие. Я смеюсь над своей глупостью, трусостью, жадностью, неумелостью. И если читатель в этих моих самоописаниях узнает себя, я считаю: цель достигнута.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Помощь надо оказывать всем!

Помощь надо оказывать ...

19 октября губернатор Александр Бурков, находящийся ...

Информбюро

Символ трудового подвига

Символ трудового подвига

Омским архитекторам помогут победить во ...

Власть

С прицелом на инвестиции

С прицелом на инвестиции

Александр Бурков призвал глав муниципальных ...

Экономика

Ставки идут вниз

Ставки идут вниз

Депутаты Законодательного собрания Омской области ...

Социум

Пример мужества и несгибаемой воли

Пример мужества и ...

26 октября отмечается 140-летие со дня рождения Героя ...

Строительство

«Приступаем  к программе 2021 года»

«Приступаем к программе ...

Реализация национального проекта «Безопасные и ...

Спорт

Быть в форме станет нормой

Быть в форме станет нормой

В 2020 году на реализацию проекта «Спорт – норма ...

ЖКХ

«Корона» не пошла на пользу крыше

«Корона» не пошла на ...

В этом году в Омской области будут отремонтированы ...

Актуально

Родительский контроль

Родительский контроль

Папы и мамы вправе знать, чем кормят детей в школе. ...

Точка на карте

«Все успехи района –  это заслуга наших людей!»

«Все успехи района – это ...

В прошлом году по темпам социально-экономического ...

Фотопроект

Семейный альбом

Семейный альбом

Сегодня в рубрике «Семейный альбом» мы расскажем о ...

Добавить комментарий