Пилите, Шура, пилите! Или как я кронировала деревья

Пилите, Шура, пилите! Или как я кронировала деревья

Дата публикации 20 февраля 2019 14:40 Автор Фото Сергей Мельников

И зимой омские благоустроители не сидят сложа руки. В это время они приводят в порядок деревья — обрезают сухие ветки, формируют кроны, срезают нависающие над домами или пешеходными зонами ветви. Корреспондент «ОМСКРЕГИОНА» опробовал на себе все прелести профессии.

Кронирование деревьев можно проводить в любое время года, считают некоторые эксперты. В Омске эту работу делают зимой. И это правильно. Дерево находится в спячке, сокодвижение минимальное и следы спила к весне успевают подсохнуть и частично затянуться.

В городе за деревьями в скверах, парках и на обочинах дорог следят специалисты «Управления дорожного хозяйства и благоустройства» омской мэрии. Вместе с ними я и отправилась в рейд. Нашим объектом стал остановочный комплекс «Улица 20-я Линия». Там на пешеходной зоне растут старые тополя и клены. Увесистая ветка одного дерева нависла над дорожкой и создала опасность для местных жителей. Нашей бригаде поручили ее спилить.

Дерево аварийное, — заключил мой наставник, рабочий УДХБ Андрей Вагнер.

— Почему? — спрашиваю я.

— В стволе дупло образовалось, повреждено основание. Нужно спиливать практически до основания.

После этого он вместе с напарником встал в люльку автовышки. Они закрепили тросы безопасности и скомандовали: «Давай!». Водитель автокрана начал их медленно поднимать вверх. Мой наставник вытянул руку в сторону, водитель остановил движение стрелы. Мужчины начали спиливать ветки дерева. При этом один работал бензопилой, а второй поддерживал ветки. Очистив пространство, Андрей Вагнер вновь поднял руку вверх, сигнализируя водителю. И так дальше, пока все ветки не были спилены. После этого мужчины взялись за ствол, распиливая его небольшими участками, спускаясь все ниже и ниже.

К сожалению, работать на вышке с бензопилой необходимо со специальным разрешением. Поэтому к этим работам меня не допустили. Когда мой наставник с напарником спустились вниз, я подбежала уточнять детали работы.

— А зачем вы делали небольшой надрез снизу ветки. Почему сразу нельзя пилить? — спрашиваю я.

— Это делается, чтобы ветка упала ровно вниз и не повредила соседние посадки. К тому же от этого зависит и наша безопасность. Представляете, если спил дерева упадет на человека. Мало не покажется, — улыбается Андрей Вагнер.

После спила дерева специалисты раскряжевывают ветки и ствол, подготавливая материал для измельчителя. Крупные стволы, если жители просят, специалисты оставляют на месте для украшений двора, а мелкие, те, которые не идут в измельчитель, используются для топки печек-буржуек, которые стоят в машинах УДХБ.

Пока мой наставник раскряжевывал ветки, я вспомнила, как омичи болезненно реагируют, когда видят «обчекрыженные» деревянные столбы в скверах и на обочинах дорог.  Многие недоумевают, зачем полностью обрезать ветки, ведь в городе и так нечем дышать.

Как заверила начальник службы озеленения дорожно-эксплуатационного участка ЦАО БУ УДХБ Наталья Томачкова, кронирование – это вторая жизнь для дерева. Таким образом, ему дают возможность еще пожить некоторое время. 

«У нас тополя в городской среде аварийными становятся после 45—50 лет, — пояснила Наталья Томачкова. — Тополь – как насос, он много влаги перекачивает из почвы. Его древесина, которая и так по своей структуре рыхловатая, изнашивается очень быстро — дерево становится аварийным. У нас в мае дуют ураганные ветра, именно в это время часто деревья падают. Кронирование – это вторая жизнь для дерева. Оно быстро вырастает и может упасть. Во время кронирования или как его еще называют глубокой обрезки, мы убираем парусность, оставляя поросль. Тополь хорошо ее дает. А вот березы вообще не кронируют. Им только санитарную или формовочную образку делают и все».

После завершения всех работ бригада УДХБ отправилась на следующий объект. В день они могут отработать несколько заявок, если объем работ небольшой. Если объект «существенный», то на нем «зеленые мастера» могут задержаться даже несколько дней. Я же, набравшись новых впечатлений, отправилась в редакцию. Несмотря на то что принять непосредственное участие в работе мне не удалось, я все-таки познакомилась с ее спецификой и с уверенностью могу сказать, что сложностей в ней хватает.   

Распечатать страницу