Микроскоп на двоих

Экспертно-криминалистическая служба МВД России отмечает столетний юбилей.

Оперативник, следователь, прокурор, судья – в списке юридических профессий, которые постоянно на слуху, криминалистика порой несколько теряется. Хотя эта специализация важна и очень ценна для деятельности правоохранительных органов. Человек, решивший стать криминалистом, связывает свою жизнь с одним из самых интересных и сложных направлений юриспруденции.

Два капитана

Нашими проводниками в мире криминалистики стали старшие эксперты 6-го и 9-го отделов ЭКЦ УМВД России по Омской области Алексей и Евгения Руссковы – семейная пара, где оба супруга носят на плечах погоны со звездочками капитанов полиции.

– Я родился в семье криминалистов – отец и сестра у меня эксперты, поэтому с детства знал всю «кухню» изнутри, – первым начал свой рассказ Алексей. – С детства играл с микроскопом, дактилоскопическим порошком, иногда давали и пистолет в руках подержать. Так что уже тогда мечтал служить экспертом-криминалистом в полиции. Поэтому сразу после школы решил поступить в соответствующий вуз. Да, я видел, что работа сложная, день ненормированный, но меня привлекала необычность и романтика профессии, которая помогает борьбе с преступностью, как бы пафосно это ни звучало. И хотя тогда практически не было фильмов о нашей работе, перед глазами был пример отца, с которым я не раз проводил рабочий день. Тогда же и убедился, что эксперт должен быть разносторонним человеком, с обширным кругом знаний и умений. Мне захотелось стать таким же.

В результате Алексей поступает в Саратовский юридический институт, а затем переводится в Волгоградскую академию МВД, где есть факультет подготовки экспертов-криминалистов.

– В эксперты полиции приходят разными путями, но мне хотелось иметь углубленные знания по криминалистике. По окончании академии это позволило мне получить допуск к проведению сразу семи экспертиз, – поясняет Алексей. – Кроме того, мне нравилось, что учебное заведение подразумевало военную дисциплину: жизнь в казарме, строевую, боевую и спортивную подготовку, так что армейскую жизнь я «понюхал».

В отличие от своего будущего супруга Евгения родилась в обычной семье. Тем не менее о работе в полиции тоже мечтала с детства, нацелившись на Омскую академию МВД. Правда, при этом еще и серьезно занималась спортом, имея черный пояс по каратэ-до, поэтому чуть было не поступила в СибГУФК. Отец же продолжал настаивать на профессии эксперта-криминалиста.

– Родители буквально силком увезли меня в Саратов и «оставили в казарме», за что сейчас я им очень благодарна, – все-таки они оказались мудрее меня, – вспоминая, улыбается Евгения. – Конечно, почти армейская жизнь поначалу показалась мне тяжелой, скучала по маминым пирожкам. Но постепенно втянулась, привыкла, и мне стало интересно учиться. Особенно со второго курса, когда начали углубленно изучать дактилоскопию, трасологию, почерковедение и другие науки, необходимые в нашей профессии.

Интересно, что в начале учебы Алексей и Евгения почти не общались. Лишь на четвертом курсе в Волгограде завязался этот студенческий роман. В результате на пятом курсе образовалась семья Руссковых.

– Учиться вместе с мужем стало даже легче, – говорит Евгения. – Всегда могли помочь друг другу, узнать мнение друг друга. Я, кстати, до сих пор иногда советуюсь с ним по баллистике, а он со мной по почерку.

На стыке наук

Для того чтобы стать по-настоящему хорошим криминалистом, надо изучить многое из области физики, химии, геометрии и алгебры, так как эта работа подразумевает знания на стыке нескольких наук. И даже после диплома останавливаться не приходится, нужно постоянно учиться, пользоваться специализированной и справочной литературой, чтобы всегда быть в курсе современных нюансов криминалистики.

– Тяжело ли было девушке постигнуть точные науки? Не знаю, мне это давалось легко, так что двоек не получала, – улыбается Евгения. – Что касается моего любимого направления в криминалистике, то это почерковедческая экспертиза, где, кстати, нужны женская усидчивость и терпение. Мне всегда было интересно распознавать признаки почерка, размечать совпадающие, доказывать, что это написал тот или иной подозреваемый или обвиняемый.

– А для меня любимая экспертиза – баллистическая, которая связана с оружием – любимой «игрушкой» всех мужчин, – признается Алексей.

Руками не трогать

По приезде в Омск Алексей и Евгения сразу включились в работу, которая подразумевает, кроме проведения различных экспертиз, выезды в составе следственно-оперативной группы на различные происшествия.

– Скучать не приходится, – говорит Евгения. – Да, в кабинете ты сидишь в уюте и тепле, а на месте происшествия далеко не всегда бывает легко: мороз, дождь или тот же осмотр места убийства. Но к этому быстро привыкаешь, тем более ты прежде всего полицейский и должен стойко переносить все тяготы и лишения службы. Это наша работа, и никто, кроме тебя, ее не сделает!

Впрочем, есть еще одна трудность в деятельности экспертов-криминалистов, о которой как-то не принято говорить:  выслушивать советы от потерпевших и свидетелей, как им надлежит работать.

– Вы знаете, иногда смотришь фильмы, где показывают «настоящую» работу криминалистов, и оценка одна – просто ужасно. Это так далеко от правды! – говорит Алексей. – А вот люди верят и при осмотре места происшествия нередко те, кто смотрел тот же пресловутый «След», спрашивают у нас: а почему вы не делаете, как в сериале, где за пять секунд выясняют, кто преступник, задерживают его, расследуют дело и передают в суд? Причем все это делают эксперты-криминалисты без оперативников и следователей!

Мы – полицейские!

Так уж сложилось, что преступники всегда считали важнейшим доказательством своей вины заключение эксперта. Поэтому, выполняя то или иное исследование, эксперты прекрасно осознают, что от качества их работы зависит судьба уголовного дела и, конечно же, конкретного человека. Это накладывает особую ответственность, причем вплоть до уголовной, ведь ошибка недопустима. Но разговоры о необходимости снять с криминалистов погоны, якобы для беспристрастности, считают неприемлемыми.

– Мы просто не можем представить себя без офицерских погон, наших звездочек, – подчеркивает Алексей. – Мы полицейские и гордимся своей профессией!

– Мало видеть по телевизору или слышать от знакомых, это надо испытать на себе, вот тогда ты поймешь – твоя это профессия или нет, – объясняет Евгения. – Мы с мужем это поняли, еще когда учились, и за десять лет службы о выборе специальности полицейского эксперта-криминалиста ни разу не пожалели!

URL: http://omskregion.info/news/67303-mikroskop_na_dvoix/
Дата публикации:27/02/2019 06:53
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев