Татьяна Колточихина: «Меня вдохновляет процесс работы»

Татьяна Колточихина: «Меня вдохновляет процесс работы»

Дата публикации 13 марта 2019 07:25 Автор Фото Евгений Кармаев

Художник года о том, как рождаются батики и эмали, покорившие омских любителей искусств.

Диплом у Вячеслава Зайцева

– Татьяна Увинальевна, на выставке-конкурсе лучших работ омских художников вы получили первое место в номинации «Прикладное искусство» за работы в технике эмали. А зрители вас знают как автора выразительных батиков. Почему вы изменили своему многолетнему увлечению росписью по ткани?

– Я продолжаю заниматься батиком. Но почувствовала, что интерес к нему у публики несколько уменьшился. Эмалью я занимаюсь с 2002 года. На ткани у меня импровизации легко выходят. А с эмалью я в голове все время план держу, какую краску положить снизу, какую сверху, чтобы получилось прилично. Печь разогревается до нужной температуры пять часов, поэтому я готовлю сразу с десяток пластин и должна помнить о композиции каждой. Такая многоэтажка в голове. Но мне это интересно.

– Мужская работа?

– А вообще, художник – мужская профессия. Знаете, сколькими инструментами нужно научиться пользоваться! Даже для создания батика.

– Мужчины нечасто занимаются росписью по ткани.

– А в Прибалтике 50 процентов художников по батику – мужчины. В Москве – процентов тридцать.

– В ваших батиках и эмалях часто встречаются изображения птиц и рыб. Излюбленные мотивы?

– Они оживляют композицию. А в последнее время в моих эмалях стали появляться изображения людей. Особенно зрителям нравятся пары. Девушки-красавицы еще висят на стене мастерской, а образы мужчины и женщины тут же разлетаются, их покупают в подарок на юбилеи, приехавшим в город гостям или если сами едут в гости.

– У вас редкое старинное отчество. Как звали вашего отца?

– Увиналий Михайлович. Производное от Ювеналий, как Егор от Георгия. Мои бабушка и дедушка по отцу принадлежали к Русской древлеправославной церкви. Жили в Подмосковье. В 1934 году семью арестовали по доносу и отправили в Сибирь, в город Сталинск – ныне Новокузнецк. Когда смотрю на семейную фотографию, где папе пять лет, дыхание перехватывает. За что? Бабушка вернулась домой с младшим сыном, а папа женился в Новокузнецке и доучивался в Одесском художественном училище. Некоторое время родители жили в Москве, где я и родилась, а потом снова вернулись в Новокузнецк. Папа был художником-оформителем, у него было очень много заказов.

– Когда смотришь на ваши работы, очевидно, что вы могли бы быть живописцем или графиком. Почему вы выбрали прикладное искусство?

– Когда выбирала художественный вуз, родители между собой разговаривали, прикидывали, что мне подойдет. Папа сказал, что живописцам надо носить тяжелый этюдник, масло плохо пахнет, и это не для меня. И я поступила в Московский технологический институт на специальность «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности».

– Это правда, что вы учились у Вячеслава Зайцева?

– Не могу назвать себя его ученицей. У нас были прекрасные преподаватели, увлеченные своим делом. А под руководством Вячеслава Михайловича я готовила дипломную работу – батик на вечернем платье. Зайцев зажигал студентов. Когда он приходил к нам, даже самые ленивые начинали активно работать.

И Микеланджело работал по заказам

– Как вы стали омичкой?

– После четвертого курса вышла замуж за омича. И по распределению приехала преподавать в Омский технологический институт. Но проработала здесь недолго. Главный художник Худфонда Сергей Крамаров получил заказ на оформление Музея боевой славы омичей. Зная, что мы с моей однокурсницей Ириной Соковой владеем техникой гобелена, он сказал: «Девчонки, бросайте институт, начинайте работать». Но заказ для музея достался не нам, а Михаилу Слободину. Мы же еще не были членами Союза художников.

– А вы уже уволились? Не страшно было уходить на вольные хлеба?

– Мы уволились, и мне было очень страшно. Ира подпрыгивала от счастья, что пригласили в Худфонд, а я долго переживала, что на мне теперь такая ответственность. Успокаивала себя мыслью, что, оставшись в институте, лишу себя творческой среды и не стану художником, а в другой раз в Худфонд не пригласят. Было много заказов, я сделала много батиков и два гобелена.

– Вас не смущала работа по заказам?

– А Микеланджело как работал? По заказам Ватикана. А Леонардо да Винчи? Тогда только по заказам работали, никто своим творчеством не занимался.

– Что произошло, когда заказов не стало?

– Мне было очень тяжело. У меня двое детей, это значит – из одного декретного отпуска во второй. Была пауза в общении с коллегами. Я не могла найти подработки. Если б не муж, голодали бы точно. Он на агрегатном заводе работал и по сей день работает, у него специальность связана с оборудованием металлургического производства.

– Сегодня можно уверенно сказать, что именно вы познакомили омичей с техникой батика. Участие в выставках помогло найти поклонников и покупателей?

– Конечно. Появились люди, которым интересны мои работы. Батики могут быть прикладными, и я расписываю мужские галстуки, шарфы, оформляю ими платья. Декоративные – для оформления интерьера. Для выставок делаю станковые работы. А раньше просили изготовить и монументальные батики. Покупают в основном небольшие работы. Я отдаю батики, а теперь и эмали на продажу в небольшом количестве. Но чаще люди, желающие купить батик, приходят ко мне в мастерскую. Бог, видимо, покровительствует художникам – никому не дал умереть с голоду.

– Менеджера бы омским художникам хорошего…

– Менеджер должен быть галерейщиком и любить всех авторов. Но есть такая сложность. Художника в городе легко найти. Приезжает в мастерскую человек, говорит: «Мне нравится эта работа, я ее хочу купить». То есть минуя галерею, которая лишается своего процента. В галерее должны составить договор, по которому художник получает зарплату и больше нигде не продает свои работы. А галерейщик должен постоянно продавать его работы, чтобы не сидеть без денег. Пока это неосуществимо.

«Я человек, патриотически настроенный»

– Как вы сочиняете сюжеты для батика или эмали? 

– Я обычно ориентируюсь на предстоящую выставку. А выставка всегда имеет тему. И, размышляя над ней, можно сделать импровизацию.

– А природа вас не вдох-новляет?

– Нет, у меня иной тип мышления, я от природы мало черпаю. Меня вдохновляет не столько природа, сколько процесс работы. Но бывала и на пленэрах. Однажды Иван Иванович Желиостов позвал: «Таня, группа собирается в Кайсы Усть-Ишимского района. В основном живописцы». – «А что мне там делать?» – «Возьми пастель, акварель». Я была неделю и писала пастелью. Но не для того, чтобы повторить потом пейзажи в батиках. Природа может зарядить эмоциями.

– В ваших росписях видятся образы Древней Руси…

– Вы, наверное, имеете в виду серию с ангелами. Поскольку я русская, творчество связано с культурой Руси. Не с африканской же. В процессе учебы в институте мы напитывались классикой, копировали в Русском музее и Эрмитаже фрагменты гобеленов, костюмы, головные уборы, орнаменты. Толпы людей ходят по залам, а мы работаем. Потом я была под впечатлением работ прибалтийских художников. Они создавали объемные текстильные композиции. Мышление должно быть как у керамиста. Но я так мыслить не могу. Я человек патриотически настроенный, мне нравится российская культура. Поэтому я категорически против бездумных заимствований. Вот мне дарят фигурки свиней, потому что по китайскому календарю Год свиньи. За столом сидят приятельницы: «Я с Года петуха. А вы, Татьяна, с какого года?». Я говорю: «Я православная».

– Вы сказали, что художнику нужно общение в творческой среде. Но где могут встретиться художники, занимающиеся росписью по ткани?

– На творческих дачах. Я была там три раза – в Горячем Ключе, на «Челюскинской» и в Петрозаводске. Кто-то выигрывает грант и приглашает художников. Они работают вместе, общаются. Все работают по-разному, ты  можешь освоить новую технологию. Такое повышение квалификации. А еще встречаемся с коллегами на выставках. Нынешним летом я поеду со своими работами в Екатеринбург на триеннале декоративно-прикладного искусства.

– Из окон вашей мастерской открывается потрясающий вид на Иртыш, набережную, Ленинградский мост. Городскую тему не хотелось отразить в батике или эмали?

– Я себя пыталась настроить. Но архитектура требует четкого рисунка, здания должны быть узнаваемыми. Если рисунок условный, это будет не наш город.    

– У вас есть ученики?

– Есть. Небольшая группа любителей батика разного возраста. Появилась ученица 70 лет. Она когда-то окончила худграф. Говорит: «Я на пенсии мучаюсь от безделья». Сейчас в моей мастерской работает над горячим батиком.

– Какой бы совет вы дали тем, кто еще только мечтает стать художником? Стоит ли посвятить жизнь искусству?

– Стоит. Это очень интересно, независимо от того, какое направление выбрал человек – живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство. Начальное образование должно быть очень хорошим. Нужно поставить глаз, руку. Первые два года – базовые предметы: академическая живопись, рисунок, основы композиции. Это образование должно быть крепким. А потом начнется творчество.

– Можно ли научить твор-честву?

– Можно научить ремеслу. Все, кто учился на худграфе, всё умеют: писать красками, шить, вышивать. Но творчество – это придумывание, сочинительство.

– Тогда что такое талант художника?

– Все вместе. Надо владеть ремеслом и увлекаться процессом придумывания. Картины, батики, эмали сначала рождаются в голове.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Остались на берегу

Остались на берегу

На омских пляжах сегодня можно только загорать – в ...

Информбюро

Ночной экодозор

Ночной экодозор

Журналист «ОП» вместе со специалистами минприроды ...

Власть

Поликлиника на колесах

Поликлиника на колесах

Александр Бурков передал районным больницам десять ...

Социум

По зову сердца

По зову сердца

Волонтеры из Омска помогают жителям Тулуна ...

Культура

Илья Носков: «Моя актерская жизнь – это череда подарков»

Илья Носков: «Моя ...

Популярный актер театра и кино много раз вытягивал ...

Спорт

«Ястребы» готовятся к старту

«Ястребы» готовятся к ...

Новый сезон КХЛ «Авангард» откроет в Москве матчем ...

Образование

В школе – как дома

В школе – как дома

Для учеников, родители которых решат перейти с ...

Закон и порядок

Служить и любить

Служить и любить

В полицейской работе всегда ценится надежный ...

ЖКХ

Тариф отправили на перерасчет

Тариф отправили на ...

Омская РЭК рассматривает варианты снижения платы ...

Спецпроекты

Булку хлеба и три тысячи на сдачу

Булку хлеба и три тысячи ...

Жители небольших деревень и поселков Омской ...

Крупным планом

На «Флору» – как в театр

На «Флору» – как в театр

Чем на этот раз удивит омичей выставка цветоводства ...

Добавить комментарий
Загрузка...