В Омске съемочная группа телеканала «Культура» отсняла материал для фильма о легендарном режиссере театра музкомедии, артисте лагерного театра в Воркуте Викторе Лаврове.
Фото Светланы Гаврилович и из личного архива М. А. Лавровой
Авторы документального кино, посвященного одному из актеров Воркутинского лагерного театра Виктору Лаврову, прилетели в наш город, чтобы успеть запечатлеть воспоминания людей, знавших его.
Крепостной театр
Полное название этого театра при создании – Музыкально-драматический театр управления «Воркутстроя» НКВД СССР, позднее – комбината «Воркутауголь» МВД СССР. Первые партии заключенных были привезены сюда еще задолго до войны. Пароходы, груженные лишенцами, шли Северным морским путем, далее сотни километров конвой гнал этап пешком. В голой тундре люди рыли землянки, а в вечной мерзлоте им предстояло строить шахты и прокладывать железную дорогу. В официальной прессе тех лет это называлось «освоением Печорского угольного бассейна».
Тысяча девятьсот сорок третий год. Стране нужен уголь, а главный его поставщик – Донбасс – оккупирован немцами. И все внимание Сталина переключается на Воркуту – как основного поставщика бесценного топлива. А значит, этот огромный кусок земли в системе ГУЛАГа требует обновления. В карательную систему страны возвращается понятие «каторга». Первыми каторжанами с цифрами вместо имен становятся жители СССР, жившие на оккупированных территориях. А далее, по уже отработанной схеме, сюда отправляются уголовники, политические, инженеры, деятели науки и культуры, колхозники. Кто-то украл колосок, кто-то неудачно пошутил, кому-то немецкий рояль показался лучше советского…
Новым начальником «Воркутлагеря» становится инженер-полковник Михаил Мальцев, до этого командовавший под Сталинградом саперной армией. Ему поставлена задача в кратчайшие сроки повысить добычу угля, построить новые шахты и действовать по законам военного времени. Огромные партии угля стали отправляться на Большую землю и даже в блокадный Ленинград. Но, будучи опытным руководителем, инженер-полковник понимал, что на одних приказах далеко не уедешь, что людям нужна хоть какая-то радость. И такой радостью стало предложение каторжанина Мордвинова о создании в Заполярье профессионального театра.
Бывший главный режиссер Большого театра, любимый ученик Немировича-Данченко, профессор Московской консерватории Борис Аркадьевич Мордвинов сидел в лагере с 1941 года. Днем работал в порту, а вечерами вел клубную самодеятельность. Ему и поручил Михаил Мальцев «в кратчайшие сроки представить свои соображения и перечень необходимого». Соображения были представлены через три дня, а через два месяца в переоборудованном под театр поселковом доме шахтера был дан первый спектакль. Им стала оперетта Имре Кальмана «Сильва».
За один месяц по всем воркутинским лагерям была собрана труппа – вокалисты, музыканты, балетные, художники, бутафоры, костюмеры, осветители. На улицах Воркуты, когда конвой вел группу артистов из лагеря в театр и обратно, горожане останавливались и снимали шапки. Таким было уважение людей к служителям заполярной Мельпомены. Первая труппа Воркутинского музыкально-драматического театра блистала именами. Кого там только не было! Солист Всесоюзного радио, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная…» Борис Дейнека, певец Виталий Головин – сын знаменитого баритона Большого театра Дмитрия Головина, (им обоим приписали убийство жены Мейерхольда Зинаиды Райх), дирижер Владимир Микошо, артистка Московского театра сатиры Валентина Токарская и еще очень много известных имен.
Так начиналась легенда…
25 августа 1945 года командующий Первой Краснознаменной армией генерал Белобородов давал банкет в харбинском «Ямал-отеле». Повод был отменный: освобождение Харбина от японских оккупантов. На банкет были приглашены лучшие артисты города, среди которых оказался и сын русских эмигрантов Виктор Лавров, больше известный публике под сценическим псевдонимом Турчанинов. Генерал поблагодарил артистов за чудесный концерт и особенно, как он сказал, «за прекрасные русские сердца, которые они сумели сохранить на чужбине». Ощущение большого счастья и радости так захватило русских харбинцев, что, растрогавшись, они сразу же приняли приглашение военачальника посетить японское консульство. И лишь время спустя артисты заметили, что окружены солдатами, которые, не церемонясь, заталкивают их в подвал. Так кончилась одна жизнь и началась совсем другая.
Виктор Лавров вместе с другими арестованными харбинцами был отправлен на лесоповал в Восточно-Уральский лагерь, где чуть не погиб от истощения, отказавшись петь по ночам лагерному начальству. А в 1951 году артиста перевели в Воркутинский Речлаг, где Лавров организовал театр, в котором все женские роли играли мужчины.
Он появился в Воркутинском музыкально-драматическом театре в 1954 году – худой, голодный, больной. Через какое-то время артист пришел в себя, вошел в репертуар и стал премьером этого необычного театра. На его сцене Виктор Лавров поставил оперетты «Веселая вдова», «Марица», «Морской узел». Здесь он обрел семейное счастье, встретив жившую на спецпоселении Маргариту Рейзвих, сосланную вместе с сестрой и матерью за принадлежность к семье обрусевшего немца.
Супруги Лавровы были реабилитированы в 1956 году «за отсутствием состава преступления». Все 11 лет, проведенных в лагере и на спецпоселении, Виктор Дмитриевич внушал себе, что на самом деле является врагом народа – так было легче пережить лишения.
Короткая длинная жизнь
После отъезда из Воркуты в 1957 году Маргарита и Виктор Лавровы работали в разных театрах страны. В середине 60-х годов они обосновались в Омске, стали заслуженными артистами РСФСР. За те неполных 14 лет, что судьба отпустила Виктору Лаврову после воркутинских лагерей, он успел сделать многое: поставил более десяти спектаклей, окончил театроведческий факультет ГИТИСа, аспирантуру по режиссуре. Он подружился с Александром Твардовским, знал наизусть все его стихи и загорелся желанием инсценировать «Василия Теркина». Поэт долго сопротивлялся, не мог представить свою поэму на сцене театра музыкальной комедии. Три года шли переговоры. Лавров вместе с композитором Анатолием Новиковым показывали мизансцены, проигрывали музыку, и в итоге Твардовский махнул рукой: «Ставьте!». Премьера состоялась в декабре 1971 года, после смерти Лаврова, но в его сценической версии. Это была первая постановка оперетты-песни «Василий Теркин» в СССР. В сценической версии Виктора Лаврова спектакль шел во многих театрах страны.
Никто не забыт
Год назад Воркутинский государственный драматический театр – именно так сейчас называется тот лагерный островок света – отметил свое 75-летие. К этой дате был снят фильм, Театральный музей имени Бахрушина в Москве организовал выставку «Сверхзадача – выжить», содержанием которой стал рассказ о вольнонаемных и заключенных артистах из Москвы, Ленинграда, Ростова, Курска, Симферополя, Одессы, Киева, Львова, Белоруссии, Литвы, Польши. Десятки экспонатов, сотни воспоминаний. И ни слова о Лаврове.
– Мы решили восполнить этот пробел и снять документальный фильм о Викторе Дмитриевиче, – говорит автор сценария Елена Медведская. – Прошло более 48 лет со дня его кончины, все меньше и меньше становится людей, которые помнят Лаврова. Но нам повезло. В Омске мы встретились с его вдовой Маргаритой Артуровной. Несмотря на свой почтенный возраст, эта женщина сохранила прекрасную память и светлый ум. Она предоставила нам бесценный архив – письма, фотографии, картины, рисунки воркутинского периода. Вместе с ней мы съездили на могилу Виктора Дмитриевича на Старо-Северном кладбище. Мы встретились с артистами, которые работали с ним на одной сцене, с харбинцами, которые видели игру Лаврова-Турчанинова в Харбинском театре. В середине мая съемочная группа приступает к монтажу, а осенью в Омске должна состояться премьера фильма «Театр за колючей проволокой». Работа над лентой осуществляется под эгидой Российского исторического общества во главе с его председателем Сергеем Нарышкиным.
Не выживать, а жить
Жизнь Маргариты Артуровны Лавровой после ухода из Омского музыкального театра в 2008 году почти полностью была посвящена братьям нашим меньшим. Когда еще были силы, эта героическая женщина ежедневно готовила еду живущим в округе бездомным кошкам.
Вот уже полтора года мир 91-летней актрисы ограничен стенами ее квартиры. Телевизор, собака, телефонные звонки. А еще соцработник, друзья и соседи, поочередно выгуливающие очень старую псину. Маргариту Артуровну интересует все – и что происходит в мире, и какую погоду обещают назавтра, и как развиваются события вокруг Омского дома актера. Она ни на что не жалуется, никому не докучает. Считает, со всеми «сюрпризами» своего возрастом должна справляться сама. «Боец», – говорят про Лаврову те, кто видит ее каждодневную жизнь. «Спасибо Воркуте, – поясняет она. – Это там, семнадцатилетней, я встретила сильных духом людей, прекрасных артистов и музыкантов, там остался мой самый любимый театр, там научилась не выживать, а жить».
Маргарита Артуровна Лаврова (слева) и харбинка Ирина Михайловна Затворницкая,
отца которой В. Д. Лавров спас от смерти в Воркутинском лагере.
ДОСЬЕ «ОП»:
Виктор Дмитриевич Лавров, советский актер и режиссер. Родился в Харбине (Китай) 23 ноября 1920 года. Окончил коммерческое отделение Маньчжурского университета. Премьер Харбинского музыкального театра. Отбывал срок в сталинских лагерях с 1945 по 1953 год. Артист лагерного театра в Воркуте. Главный режиссер Омского театра музыкальной комедии (1965 – 1971). Заслуженный артист РСФСР. Умер в марте 1971 года.