Саша Аросев-Каширин: «Живу с фантазией»

Саша Аросев-Каширин: «Живу с фантазией»

Дата публикации 22 мая 2019 07:41 Автор Фото Евгений Кармаев

Сын известных актеров открыл в себе талант художника в 50 лет.

В Доме художника до конца мая работает выставка Владимира Первунинского и Саши Аросева-Каширина. Оба живут в Москве, а в прошлом омичи. Аросев-Каширин родился в Омске, Первунинский учился здесь на худграфе. На этом сходство кончается. В творчестве это совершенно разные художники. Владимир – живописец, работающий в жанре «историческая картина», Александр – график-сюрреалист.

Его полутораметровые работы удивляют зрителей мощью и глубиной философии. Выставка называется «Запретные сказки» и наполнена образами театрального мира и площадного театра дель арте, литературными ассоциациями и жизненными коллизиями.

На вернисаж пришли актеры Омской драмы, коллеги родителей Александра – народного артиста России Бориса Каширина и заслуженной артистки России Елены Аросевой. Валерий Алексеев был поражен: «Я представлял, что он будет хорошим художником, но до такой степени… Ирония и любвь за этими картинками, образами». А Николай Чиндяйкин, приехавший в Омск с антрепризным спектаклем, отметил:

– Мне кажется, что все это закономерно. Его родители, которых я прекрасно знал, вместе с ними работал. Лучезарная Елена Аросева и Борис Каширин – артист, которого Омск помнит. Эти люди переполнены фантазией, красками. В этом есть закономерность и какое-то правильное движение.

Диалог со зрителями

– Александр, ваша мама Елена Аросева в солидном возрасте начала писать  прозу, талантливую, проникновенную. И вы стали художником после того, как вам исполнилось 50. Как это произошло?

– Я не ощущаю себя художником. Для меня это увлечение. Но рисование всегда было для меня чем-то большим, чем хобби. Я счастлив, что мои работы нравятся жене Лене, дочке Маше. Я всю жизнь понемногу рисовал, у меня много небольших работ. А Лена сказала: «Пора заняться этим серьезно».

– Вы вступили в Творческий союз художников, у вас с 2017 года состоялось уже пять выставок в Москве. Вам важен диалог со зрителями?

– Сейчас, наверное, важен. После того как прошли выставки, у меня появилось это чувство, что работаю не только для себя. Стало интересно, как воспринимают люди мои работы.

– Трогательная графическая работа «Зимняя аллея. Мама». Елена Аросева уходит туда, где деревья смыкаются в перспективе, а на заснеженной скамейке остается книга. И на эту же тему ухода – «Очередь». Стильные молодые люди, старушка, толстяк с собачкой, мамы и дети стоят друг за другом к двери, за которой все так же в очереди, но обнаженные. Каждый по-своему может расшифровать мысль автора. А о чем вы размышляли?

– О завершении жизненного цикла, после чего мы, голенькие, уходим куда-то. О том, что мы стоим в этой очереди и не знаем порой, ради чего это делаем. И вот он, переход. А что там дальше, никто не знает.

– Почему вы увлеклись именно графикой? Какую технику предпочитаете?

– Я работаю карандашом на картоне, натянутом на оргалит. Потом использую фиксатив для защиты рисунка. Я пробовал писать масляными красками, акварелью – не мое. Остановился на графике.

– Кто вдохновил на выбор творческого метода? Сальвадор Дали?

– Я стараюсь меньше смотреть по сторонам. Если что-то свое появляется, это  надо беречь, чтобы не потерять свою изюминку.

Сменил этюдник на велосипед

– Александр, вы взяли двойную фамилию Аросев-Каширин в память о маме?

– Это произошло лет за 15 до ее ухода, еще в Омске. Конечно, это память о родителях.

– Вы выросли за кулисами. А актером не мечтали стать?

– Нет. Я никогда не был увлечен актерской профессией, потому что я знал теневую часть с детства и хотел что-то другое найти для себя. И я дико боялся сцены. Однажды, когда был маленький, меня попросили во время спектакля перебежать из одной кулисы в другую. Это был «Русский вопрос», отец играл в этом спектакле американского журналиста Боба Мерфи. Ну и поскольку речь шла об Америке, декорации были из пластика, блестящие. И я в них запутался. Решил выглянуть, чтобы понять, где я, и оказалось, что в центре сцены. Увидел темный зал и пришел в ужас.

– Когда вы вспоминаете родителей, то в каких ролях?

– Папу – в роли Ивана Грозного. Зашел как-то в гримерку после спектакля. Папа снял костюм – тяжелый с бархатом и мехом, и сидит, уставший, в одной майке. Я приобнял его за плечо, а он насквозь мокрый. Очень затратная роль, я помню, как он над ней работал. Это была одна из самых сложных его ролей. 

– Родители хотели, чтобы вы стали театральным художником?

– Чтобы я был связан с искусством, а потом, может быть, стал бы художником. И отдали меня в художественную школу № 1 на Иртышской набережной. Я оказался там самым маленьким. И мне тяжеловато было туда добираться. Нас обязали приходить с этюдником. Забираешься в автобус, а тебя проклинают: шпендик лезет с деревянной сумкой. Я год проучился и бросил. У меня появился велосипед, и я увлекся спортом лет на 12.

– Какое высшее достижение было?

– Мастер спорта по велосипедному спорту.

– А почему потом выбрали медицину?

– Я сначала поступил в институт физкультуры. Нужно было готовиться к серьезным соревнованиям, а я попал в аварию, меня сбила машина. Фактически сезон был потерян, я пропустил важные соревнования. И бросил спорт. Поступил в медучилище, стал зубным техником.

– Елена Александровна рассказывала, что и с этой профессией вам пришлось расстаться, когда вы сломали руку.

– Так и было.

– Какой сложный путь пришлось вам пройти к призванию! Но знание анатомии пригодилось вам на стезе художника.

– И выставка в Омске состоялась благодаря человеку, с которым мы вместе работали, – заведующему кафедрой ортопедической стоматологии Омского медуниверситета профессору Андрею Стафееву. Это он предложил: «Давай сделаем выставку».

Рисунки – как сказки

– У вас многие сюжеты – как режиссерские постановки. Причем сказочные. Какая сказка сейчас у вас в голове?

– Я начал работу, которую назвал «Серфер». Гигантская волна, и на первом плане – фигурка человека. Не простого – в котелке, во фраке. Он как бы завершил спуск. И хищная волна. Этот человек – Пушкин.

– В социальных сетях вы цитируете Оскара Уальда: «Капля абсента… и видишь мир таким, каким хотел бы его видеть». Абсента сегодня нет даже в Париже, он под запретом. А что вас вдохновляет, чтобы эти образы увидеть?

– Фантазия. Я с ней живу. Приходят какие-то мысли, у меня блокнотик, как у вас, есть. Я набрасываю композицию и словами описываю, что имею в виду, чтобы не забыть. Потом через некоторое время листаешь и думаешь: вот подходящий сюжет.

– Художнику нужен круг друзей-профессионалов? Или затворничество предпочтительнее?

– Здорово, конечно, общаться и черпать у коллег мастерство. Но я боюсь черпать. Мне кажется, что важнее вариться в собственном соку. Я не красноречив, не очень люблю говорить и формулировать, рисование дает мне возможность выразить свои мысли и чувства.

– Какое впечатление на вас произвел сегодняшний Омск?

– Потрясающее. Я поражен, каким красивым стал город, совершенно европейским. Впечатлило, как много появилось исторических примет. Памятник Достоевскому – один, другой. Как интересно, что в центре Омска найден фундамент острога! Сколько лет люди жили в доме по соседству и не знали, что здесь было в омском прошлом. Мне очень нравится, что в моем родном городе так бережно хранят историческую память.

Потрясающие работы Саши Аросева-Каширина  можно увидеть 
на выставке в Доме художника до конца мая.

Потрясающие работы Саши Аросева-Каширина  можно увидеть на выставке в Доме художника до конца мая.

Из отзывов о творчестве Саши Аросева-Каширина

«По задумке и пояснениям автора, выставка посвящена театру, маскараду, лицедейству и перевоплощению. Но как же это мало, чтобы описать всю глубину того, что вы увидите в его картинах. Там и глубокий психологизм, и богатейший жизненный опыт. В картины хочется всматриваться и погружаться часами. И совершенно невозможно заставить себя оторваться и уйти».

«Спасибо, Саша, за вашу сказку с удивительным для меня сочетанием простоты, глубины, тонкости, тяжести, свободы, веры и отчаяния, воздушности и легкости в многомерности мира этого чудесного передвижнического кочующего театра».

«Душевность! Проникновенность! Тонкочувственность! Никогда не забуду того, что увидела».

«Картины, заставляющие мыслить – это достижение».

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Общий вектор – работать в интересах омичей

Общий вектор – работать в ...

Законодательное собрание Омской области отмечает ...

Актуально

«Экологическая» математика

«Экологическая» ...

В Омском отделении Союза журналистов РФ ...

Власть

Задача – пройти паводок штатно

Задача – пройти паводок ...

Глава МЧС России Александр Куренков и губернатор ...

Выставка

Академический подарок к юбилею

Академический подарок к ...

В «Либеров-центре» состоялось открытие выставки ...

Здоровье

Последняя затяжка

Последняя затяжка

Брось курить и вдохни полной грудью. Ради своего ...

Конкурс

«Этот проект надо продолжать!»

«Этот проект надо ...

Подведены итоги конкурса «PROэкологию – ...

Крупным планом

Космические перспективы

Космические перспективы

С успешным запуском самой современной российской ...

Общество

Кадры для будущего страны

Кадры для будущего страны

В областном Конгресс-холле прошел региональный ...

Панорама недели

Деньги на новоселье

Деньги на новоселье

Виталий Хоценко поручил направить более 1,5 млрд ...

СВО

Украинец из Тюкалинска

Украинец из Тюкалинска

Несмотря на тяжелое ранение, двадцативосьмилетний ...

Село

Омские аграрии готовы к посевной

Омские аграрии готовы к ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о готовности ...

Спектр

Применить цифровые разработки к земле

Применить цифровые ...

На омские поля сегодня выходит техника, ...

Дружим семьями

Пасхальный кролик в подарок

Пасхальный кролик в ...

В Год семьи, инициированный Президентом РФ ...