Градостроительный анекдот или историческая справедливость: архитекторы обсудили проект воссоздания Ильинской церкви

Градостроительный анекдот или историческая справедливость: архитекторы обсудили проект воссоздания Ильинской церкви

Дата публикации 30 мая 2019 21:15 Автор Фото Сергей Мельников

К единому мнению омские зодчие не пришли, да и не должны были. У проекта слишком много не только моральных, но и градостроительных «но». Заказчик, фонд «Духовное наследие», настроен решительно.

Архитектор Татьяна Малиновская представила сегодня совету омских зодчих проект строительства на Ленинской горке Центра изучения истории православной культуры Прииртышья (Свято-Ильинского собора). Леонид Полежаев, президент фонда «Духовное наследие» — заказчика проекта, коротко и бескомпромиссно называет здание храмом. Татьяна Малиновская, однако, отметила, что то, какую в итоге функцию оно будет выполнять, зависит от финансирования:

«Объемно-планировочное решение собора всегда может быть приспособлено под культурное назначение. И наоборот — там всегда можно сделать церковь».


Она подчеркнула, что собор будет небольшой — менее 35 метров в длину и 31,5 метра в ширину. Меньше, чем Успенский и Воскресенский. Параметры приближены к историческим — еще 100 лет назад рядом стояла Ильинская церковь. В 1936 году она была уничтожена, на ее месте планировали поставить памятник Пушкину, но ограничились камнем, а затем поставили памятник Ленину.


Однако точные объемы здания не знает никто. Чертежи и рисунки давно сгорели при пожаре в Тобольске. При разработке проекта архитектор опиралась на один сохранившийся документ, в котором зафиксированы габариты, — страховую оценку церкви.


Да и фактически церковь находилась на другом конце сквера, там, где сейчас стоит памятник Владимиру Ленину. По мнению автора проекта, «мирное сосуществование сооружений вполне возможно». Даже если перенести собор ближе к центру сквера, до памятника останется 49 метров. Правда, никто не знает, какая у него охранная зона, а значит, все планы по строительству религиозного сооружения здесь могут быть заведомо несбыточными.

«Я убеждена, церковь нужно восстанавливать. Этот пятачок земли требует градостроительного акцента, собор поможет оживить это место, — заявила Татьяна Малиновская. — Я бы не стала называть это место сквером. Оно запущенно, там никто не ходит. Собор привлечет людей».

По мнению депутата Омского горсовета Дмитрия Петренко, в этом и есть прелесть сквера: «Это островок зелени, пусть таким и остается». «Я не за храмы, я за скверы», — поддержал его блогер Владимир Лифантьев.

Архитектор Лариса Маслова, не имея больших претензий ни к месту, ни к самому объекту, считает неподходящим время для него.

«А до этого ли нам сейчас? В такое тяжелое время для города. Освещения на набережной, во дворах нет», — отметила она и сорвала аплодисменты.

Ее коллега-зодчий и руководитель Омского отделения Общества охраны памятников Никита Шалмин назвал представленный проект градостроительным анекдотом. По его словам, в современных условиях церковь неуместна. Она доминировала в XIX веке, когда Омск был одноэтажным, а сейчас скорее испортит сложившийся вид. Архитектор Ольга Кулагина заявила, что культовых сооружений в городе более чем достаточно, и предложила лучше потратить деньги на детей, а если заказчик не откажется от проекта, то провести референдум.

Однако сразу несколько зодчих назвали строительство собора восстановлением исторической справедливости и также единодушно рекомендовали заказчику провести тщательный градостроительный анализ.

«Сейчас он сделан небрежно, — отметил председатель правления Омского отделения Союза архитекторов России Александр Бегун. — Возможно, эти врисовки покажут, на сколько церковь нужно поднять. Сейчас я не вижу увязки с памятником, с площадью».

Звучали предложения скорректировать и сам проект здания. Если оно будет построено не на прежнем месте, то нет смысла и копировать его первоначальный облик.

Руководитель проекта Алексей Ильиных в комментарии «ОМСКРЕГИОНУ» заявил, что прислушается к ряду замечаний:

«Фонд за то, чтобы все было открыто и прозрачно. Мы не для галочки это делаем. Нам неприятно, когда говорят, что это бизнес. Сколько людей — столько мнений. Три-четыре предложения правильные от профессионалов прозвучали, мы их учтем».

На очереди публичные слушания и градостроительный совет — чтобы не получилось как в Екатеринбурге. Кто будет финансировать стройку, заказчик не комментирует. Пока Леониду Полежаеву удавалось реализовывать свои планы за бюджетный счет.

Распечатать страницу