Концертный зал Омской филармонии: по тайным коридорам без оркестра

Концертный зал Омской филармонии: по тайным коридорам без оркестра

Дата публикации 25 августа 2012 13:33 Автор

1 075 мест в зрительном зале, гардероб и буфет. Вот, пожалуй, вся информация, которой располагал автор этого текста о Концертном зале Омской филармонии до недавнего времени. После мини-экскурсии по крупнейшей региональной концертной площадке корреспондент ИА «Твой Омск» узнал, почему нашему залу может позавидовать даже столичный Crocus City Hall.
1 075 мест в зрительном зале, гардероб и буфет. Вот, пожалуй, вся информация, которой располагал автор этого текста о Концертном зале Омской филармонии до недавнего времени. После мини-экскурсии по крупнейшей региональной концертной площадке корреспондент ИА «Твой Омск» узнал, почему нашему залу может позавидовать даже столичный Crocus City Hall.
 
Этот материал мы решили приурочить к приближающемуся открытию нового концертного сезона Омской филармонии. Согласитесь, всегда интересно заглянуть за кулисы. Узнать, что остается за кадром. Оказывается, что-то скрывается от нашего взора намеренно, а что-то находится прямо перед глазами, но мы этого не замечаем.
 


Зрительный зал. Казалось бы, ну и что здесь есть такого, что может вызвать вопросы? Конечно, все очень красиво и торжественно, но где тайна? А тайна, как оказалось, на самой поверхности.

Стены, кресла, пол, шторы – у каждого даже незначительного элемента – своя немаловажная роль. В зале все работает для достижения основной цели – высокого качества звучания.

Прорези в стенах – это не декоративные элементы. Это точная наука. Каждая прорезь расположена под определенным углом и имеет четкие размеры. Будь это отверстие в стене немного меньше или, наоборот, больше – и акустика зала тут же изменилась бы.

Сохранять параметры звучания помогают кресла. От их материалов, формы и расстановки зависит, насколько хорошо и ярко будет распространяться звук в каждой точке зала.

Небольшие деревянные подголовники над мягкой частью кресла вовсе не для того, чтобы было куда «зацепить» номер места. Они также выполняют определенную функцию для распространения звука. Есть концерт-холлы где эти подголовники достигают 50 сантиметров в высоту.

Тяжелыми бархатными шторами часть зала драпируется тоже неспроста. Они поглощают звук. Но используются они далеко не на каждом концерте, а лишь тогда, когда используется подзвучка и микрофоны – например, на концерте Омского хора. На выступлениях Омского симфонического оркестра стены остаются незадрапированными.
 
Выходим из зала и через второй этаж попадаем в рубку светотехника. По соседству с ней располагается вотчина звукорежиссера.

Эти люди здесь – особая каста. Они «уши» и «глаза» Концертного зала. Любую погрешность звучания и освещения матерые звукари и световики чувствуют за доли секунды до того, как она произойдет.

На то чтобы отстроить свет для постановочного концерта, нужен как минимум один репетиционный день. На отстройку света для новой программы Омского русского народного хора уходит два дня.

Все мониторы – сенсорные, оборудованы клавиатурой. Благодаря этому техники имеют оперативный доступ ко всем необходимым для работы параметрам.
 
Артисты репетируют в костюмах не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы светотехник понял, как на цвет одежды ложится световая палитра.

 


Александр Лисенков работает в Концертном зале с 90-х годов, а звукорежиссером в общей сложности – 37 лет. Говорит, что испытывает небольшую ностальгию по бывшему Концертному залу, но она проходит, когда он приступает к работе. Новая звуковая техника – самой высокой пробы. Даже московский Crocus City Hall может только молча «отдыхать в сторонке». 
 
Александр Лисенков:
– Раньше многие артисты просто объезжали нас стороной. Мы не могли выполнить требования их райдера по звуку. Сейчас мы можем выполнить технические требования абсолютно любого исполнителя.

 
Слух Александра Ивановича – это тонко настроенный инструмент. Такой звукарь не у каждой звезды найдется, а сам мастер искренне предан родному залу.
 

 
Выходим обратно в зал. Перед нами картина: технические работники, обнажившись по пояс, браво выезжают на стульях откуда-то из под сцены. Этакое мини-шоу Майкла Джексона.
Грузовой подъемник из зрительного зала не увидишь – он надежно закамуфлирован. На нем на сцену из подвальных складских помещений доставляют рояли, барабанные установки и другие тяжелые инструменты. «Подвальная» жизнь в Концертном зале крайне бурная.
 
Наличие желтых стоек по периметру подъемника – обязательное условие при его эксплуатации. Если они не установлены – лифт невозможно привести в действие.

 
Тот факт, что такие сложные конструкции производят не в России, а в Европе, говорит сам за себя. Педантичность и «пунктик» на охране труда – в крови у европейцев.
Выходим за кулисы. Темно. На полу путеводной нитью тянутся святящиеся синие квадраты. Технический свет помогает работникам сцены свободно передвигаться за кулисами в темноте.
 


Одно из самых сокровенных мест любого концерт-холла – гримерные. Сколько звезд различной величины они перевидали! Самые лучшие гримерки для vip-клиентов – гастролеров. Здесь настраивались перед выступлениями такие маэстро, как Владимир Спиваков и Валерий Гергиев. В Концертном зале грим-уборных две. Одна выдержана в красно-терракотовых тонах, вторая – в молочно-черных. Ничего лишнего здесь нет. Смущает только «припаркованное» вдоль стены фортепиано. Зачем? Оказывается, это своеобразный рабочий стол для музыкантов. Перед концертом многие предпочитают пробежаться по клавишам, разыграться.

Остальные гримерки поскромнее, в них располагаются участники коллективов – балет, музыканты. Кстати, отсюда рукой подать до балетного класса. Впрочем, «рукой подать» в отношении Концертного зала звучит комично. Сложные переходы, лестничные пролеты и зеркальные коридоры завораживают и путают гостя, попавшего сюда впервые. «Местные жители» же ориентируются здесь без труда.
 

 
Балетный класс. Просторное, залитое светом помещение, одна из стен которого полностью стеклянная. Выходит она на сторону магазина «Дружный мир». К балетному классу прилагаются душевые комнаты и свои гримерки. Странно наблюдать, когда такое огромное пространство совершенно ничем не занято.
 


Вот так гораздо лучше!
 
Авторы фото: М. Кармаев, В. Андреев, И. Нодия, О. Деркунский
©
Распечатать страницу