Создатель омского электровелосипеда Петр Мельников: «Мы романтики и смотрим далеко в будущее»

Создатель омского электровелосипеда Петр Мельников: «Мы романтики и смотрим далеко в будущее»

Дата публикации 2 июля 2019 06:32 Автор Фото Сергей Мельников

Предприниматель Петр Мельников рассказал «ОМСКРЕГИОНУ», как из гаражного стартапа родился уникальный для России проект, которым уже заинтересовались инвесторы из Америки, и о каких новшествах он мечтает для Омска.

— Петр, в первых сообщениях о вашей разработке, которую представили в Питере на выставке пассажирского транспорта SmartTRANSPORT-2019, говорилось, что вы изобрели электровелосипед. Но ведь они уже существуют на рынке. В чем его инновационность?

— Мы ничего принципиально нового не изобрели. Но у нашего велосипеда, который мы назвали Moonbike, особая схема рамы, которая позволяет спрятать электрокомплект и защитить аккумулятор от влаги и пыли, убрать провода. То есть это оригинальный эстетический облик и удобство для использования — наш электробайк представляет собой продукт, который уже существует на рынке, только со своим уникальным дизайном и особым взглядом на этот вид транспорта.

Есть производители в США, Франции и Германии, которые уже проектировали и делали электровелосипеды, но они шли по простому пути: брали стандартную велораму и вешали на нее оборудование. Мы пошли глубже и начали с самого сложного — с нуля спроектировали раму, разрабатывался собственный дизайн, тот же сопромат, технические условия — это все ложилось на наши плечи.


— Сейчас мы находимся у вас в гараже, и возникают некоторые ассоциации со стартапами Билла Гейтса и Илона Маска. А где производится Moonbike?

— Производство открыто в Омске на площадке одного частного завода. Сейчас также начинаем производить их на заводе в Воронеже — нами заинтересовалась московская компания, которая готова инвестировать в Moonbike и популяризировать его от России и до США.

Электровелосипед — это только первый продукт, выпущенный нашей компанией, с помощью которого мы показали себя и успели встать на новые рельсы. К слову, в России ни одного производителя электровелосипедов, кроме нас, еще не объявилось. Есть такие же ребята, которые собирают их в гаражах, среди них есть хорошие изделия, но это не рыночный продукт. Мы пошли по пути развития именно как компания, и дальше в планах — электросамокаты, новые модели электровелосипедов и пауэрбанк для электросамокатов, которые мы сейчас запускаем в серию. Аналогов им еще нет, и на рынок с этими пауэрбанками мы выйдем первыми. Они небольшие, но позволяют увеличить ход в два-три раза, это как зарядка для телефона. В мире ничего подобного пока не продают.

А на инновационной выставке пассажирского транспорта SmartTRANSPORT-2019, которая состоялась в Петербурге на прошлой неделе, мы познакомились с новыми людьми, с такими компаниями, как «Трансмаш холдинг», и другими экспертными участниками этой сферы. Нас там направили в правильное русло, к чему мы должны идти, — это электрификация, как федеральная, так и региональная. И не один электровелосипед, а полная линейка производства: велосипед, самокат и, возможно, электрокар. Сейчас перспективно именно это направление. Уже сегодня у меня были переговоры с руководителем Агентства развития и инвестиций, ему эта идея очень нравится, и мы будем ее обсуждать уже на региональном уровне.


— Вам помогали омские власти с участием в выставке в Санкт-Петербурге?

— Да, на нее мы попали благодаря Центру поддержки экспорта, который обеспечил поездку трех человек и само участие в выставке. И именно там у нас появились контакты с генеральными директорами крупных компаний, которые дали советы по дальнейшему развитию в России, а не только в Омске.


— И вы даже анонсировали выход на рынок Америки.

— В США у нас уже есть агентский договор, и в течение месяца начнется активная популяризация нашего электровелосипеда Moonbike. Агент — это компания, которая берет на себя обязательства по продвижению и продаже Moonbike на территории США, а также по акселерации и поиску инвестиций. Такие стартапы в Америке берут в акселерацию и пропускают как бы через конвейер, а на выходе получается уже готовый бренд, имеющий вес на рынке. После этого компания уже может закрепиться и выпускать продукт, не хуже чем у других, и при этом иметь спрос выше. Первый агентский договор с американцами мы заключили еще до выставки в Питере, сейчас готовимся ко второму — с Мичиганом, и он даже поинтереснее.


— А кто вас поддерживает в Воронеже?

— В Воронеже у нас в первую очередь интересный SEO-руководитель, который будет заниматься коммерциализацией и популяризацией нашей компании. С ним у нас стратегические планы на десять лет вперед — от велосипеда до электрокара. В Воронеже также будет сборочный цех и производственная часть.

К сожалению, в Омске нет школ акселерации, как в Москве или Казани. И молодые люди, которые, как мы, могут что-то создавать, остаются в гаражах. У меня есть много знакомых, которые создают интересные продукты и могли бы выйти на глобальный рынок, но их не учат, как правильно монетизировать свою работу. А школа акселерации могла бы помочь создать бренд, правильно его разрекламировать и преподнести, подать на рынок. Сначала мы тоже все делали на свои деньги, еще ничего не зарабатывая, просто каждый день доводили свой электровелосипед до какого-то законченного продукта. Сейчас же для нас главный вопрос не про бизнес, а про развитие. Продавать велосипеды мы можем и из Омска. Но важно, куда ты пойдешь дальше.  


— Когда вы собираетесь поехать в Америку?

— Мы пока не торопимся туда ехать. Первый этап — юридический, и мы хотим плотнее заняться работой в России. В США мы переезжать вообще не планируем, да и не было такой цели. Просто в Америке эта система акселерации уже настолько развита, что они сами ищут проекты, которые провести через этот конвейер. И срабатывает один проект из десяти. В нашем же случае есть особенная актуализация. В первую очередь это команда, которая фанатеет от того, что делает. Во вторую очередь — постоянно растущий рынок, в нашем случае — электровелосипедов и самокатов, которые из года в год покупают в десятки раз больше, чем в предыдущем году. И третье — то, насколько это сейчас актуально в мире.  


— В чем актуальность вашей разработки?

— Прежде всего, это дизайн, который привлечет внимание и выделит человека из толпы, — мы продаем эмоции. Что касается технических характеристик, мы постарались сделать Moonbike максимально удобным для эксплуатации. В итоге получился не совсем электровелосипед, а скорее электроскутер, который можно хранить дома, он легкий для переноски, экологически чистый. Еще одна уникальность — в типе рамы. У нас получилось ее сделать особо мягкой как раз для Омска и Омской области. С учетом рельефа и не особо развитой инфраструктуры нам нужно было сделать очень качественную и мягкую подвеску, которая позволит передвигаться комфортно. 

— Сколько он стоит и чем еще отличается от аналогов?

— Технические характеристики у электровелосипедов сейчас схожие в плане скорости и длительностью пробега, тут скорее важен вопрос цены. Китайские аналоги, созданные на базе обычных велосипедов, уже начинают стоить от 60 тысяч рублей. Качественные европейские и американские велосипеды, которые имеют свой стиль и над которыми велась работа по созданию оригинальной рамы, стоят от 150 тысяч рублей. Наш электровелосипед в США также будет стоить 2200 долларов, но в России он стоит 65 тысяч рублей — в два раза дешевле. И это очень низкая цена для электровелосипедов, но такова наша позиция.


— Что закупаете из комплектующих на стороне?

— Заказываем у поставщиков стандартный комплект велозапчастей, на Тайване или в Китае берем электромоторы и аккумуляторы, а также блок управления. В Омске мы сами производим раму и частично делаем электронику, подсветку.

Проектирование и создание первой модели обошлось нам примерно в 700 тысяч рублей. Мы постоянно что-то переделывали и меняли, что-то не подходило по сопромату — металл или узлы сначала были слабыми, ведь в этой области мы не были профессионалами. Сейчас доработки продолжаются. Каждый раз рама выходит с завода обновленной. И следующий наш шаг — облегченный электровелосипед. Это будет новая модель — помощнее, легче. Может быть, она будет складная. Сейчас Moonbike весит 27 килограммов.

— Какие еще характеристики у вашего «лунного байка»?

— На нем можно ехать в режиме скутера — просто крутить ручку газа. В этом случае скорость будет 33 километра в час, и велосипед проедет порядка 30–35 километров без подзарядки. Второй режим — ассистирования. При нем вы начинаете слегка крутить педали — и велосипед начинает вас подталкивать, то есть появляется «помощник-ассистент». Таким образом, вы не устаете и легче поднимаетесь в горку. В этом режиме можно ехать со скоростью до 45 километров в час и проехать до 100 километров — расход заряда аккумулятора в режиме ассистента очень экономичный.


— Каков сейчас объем производства?

— Оно все равно штучное. Мы сейчас особо даже не вкладываемся в рекламу, размещаемся только на «Авито». На сегодня через эту площадку продано более 70 электровелосипедов, но скорость производства еще низкая, и пока нет такого числа оборотных средств, чтобы закупать комплектующие партиями для серийного выпуска. Мы можем произвести за раз десять велосипедов, которые разлетаются сразу же, и вырученные деньги идут на новые комплектующие. Для пополнения оборотных средств нужен был инвестор.


— В какие регионы «разлетаются» велобайки?

— В Омске мы продали только один Moonbike, наши города поставки — Москва, Питер, Сочи, Анапа, Адлер, Краснодар, Калининград, Тюмень, Новосибирск. Но в основном это Москва и Московская область.


— Сейчас вам 31 год, и у вас уже есть опыт в бизнесе. А кто вошел в вашу команду?

— Это три человека: два бывших юриста и один электрик, которые никак не связаны с дизайном и проектированием. Это люди переученные, всем уже за 30 лет, но они поняли, что можно обучиться чему угодно за две недели, если иметь желание и смотреть на долгосрочную перспективу. Мы все скорее романтики и философы, которые смотрят глубоко вперед и хотят сделать здесь, в Омске, определенную инфраструктуру и принести городу пользу. Пока мы здесь работаем, мы не только вырастим свою компанию, но и заразим этой идеей новых людей. Они уже пишут нам в соцсетях с предложениями помочь в продвижении на безвозмездной основе. Достать инвестиции на проект — это легкий вариант, просто деньги нам уже не так важны. Скорее, нам нужен коучер, имеющий цель и стратегию, который нас научит и знает, что делать на рынке. Такой партнер у нас и появился в Воронеже.

— А каким бизнесом вы сами занимались до этого?

— Работал в разных сферах — от общественного питания до сферы развлечений. Организовывал страйкбольные площадки, квесты, в Омске у меня первого был мобильный гольф-клуб. Потом я продавал электросамокаты в Сургуте, и с этого все и началось. Проектирование, дизайн и электрификация — это творческое хобби, часть меня, которым я занимаюсь с юности.

— Каков портрет покупателя Moonbike?

— Средний возраст покупателя — около 30 лет, хотя мы сначала рассчитывали на молодежь. Бывают необычные покупатели, как 70-летний дедушка, которому электровелосипед был нужен для поездок на рыбалку. Одни из основных клиентов — офисные работники в мегаполисах. В Москве они могут использовать инфраструктуру велодорожек, но при этом хотят двигаться на электрическом транспорте, а не крутить педали. Кроме того, это фотографы, дизайнеры, творческие люди, которым очень важно быть в центре внимания.


— Помогаете ли потом вашим клиентам с обслуживанием?

— Обязательно. В Сочи у нас есть сервисный центр и там решен вопрос с послегарантийным обслуживанием. Омский покупатель также постоянно приезжает на контроль, мы следим за качеством рамы на его примере.

Гарантию на Moonbike мы сейчас даем один год, кроме аккумулятора. Если правильно его использовать, батареи хватит минимум на три года. Свои велосипеды мы тестировали и зимой, в минус тридцать, но пока аккумуляторы из Китая на холоде просто умирают и уже не заряжаются, хотя мы используем только самые качественные батареи. Однако хранить зимой на балконе их нельзя. Новые аккумуляторы российского производства, которые мы станем использовать, будут спокойно работать и при температуре до минус тридцати.  

— Где электробайк можно заряжать в Омске, кроме как от домашней розетки?

— Инфраструктура в Омске, мягко говоря, никакая. Мы хотим на примере нашего города запустить пилотный проект. Хочется исправить велоинфраструктуру и электрифицировать ее — добавить станции зарядки. Мы предлагаем не покрыть все резиновыми велодорожками, а развивать такую транспортную систему, чтобы можно было добраться до центра из городка Нефтяников или Левобережья.

Что касается зарядок, сейчас мы уже договорились с сетью кофеен CoffeeiN — у них есть точки на парковке у «Континента», в Советском парке, ПКиО имени 30-летия ВЛКСМ и других местах. Мы сможем разместить возле кофеен станции зарядки, а для нас здесь плюс — в популяризации электротранспорта. Когда нет никакой инфраструктуры, в Омске не получается пользоваться теми же электросамокатами — именно как транспортом и ездить на них через весь город. А в Европе и в Москве это уже такое распространенное транспортное средство, что конкурирует с мотоциклами авто. Для электросамокатов в Париже делают специальные парковки, в Москве их уже негде ставить на улицах.

К слову, раньше я жил в столице, но сейчас нет желания переехать — мы всей командой стараемся что-то сделать в Омске, и покинуть его не стремимся. Надеюсь, что к нам прислушаются в администрации города. Кому как ни мэрии думать о развитии инфраструктуры? Мы же пока готовим презентацию.


— Сами-то на своем детище ездите?

— Сначала мы с них не слезали, но сейчас из-за такой нагрузки совсем нет на это времени. Здесь я, что называется, сапожник без сапог — каждый день расписан с утра до вечера, так как собираем велосипеды своими руками.

— Над чем работаете на перспективу?

— Это будет новый вид транспорта, аналогов которому в мире в плане применения пока еще нет. Но пусть это останется загадкой.

Ранее по теме

Омский инженер изобрел «электровелик» и получил приглашение в Мичиган

Омский инженер изобрел «электровелик» и получил приглашение в Мичиган

Вместе с командой единомышленников Петр Мельников спроектировал и собрал электрический велосипед Moonbike. Он имеет скорость скутера, но в отличие от него — маневренный, проходимый и дешевый в эксплуатации.


Распечатать страницу