Известный омский бард Сергей Олейник уже почти тридцать лет работает в Государственном академическом театре драмы. Вместе с актерами он поет в спектаклях, а также аккомпанирует им на сцене.
Свои первые шаги в музыке Сергей делал еще в школе. Его папа был военным. Он воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Из Германии отец привез трофейный аккордеон, что и определило судьбу сына. Мальчика отдали в музыкальную школу по классу аккордеона. Там же он научился играть на гитаре.
– Это были шестидесятые годы, – вспоминает бард. – Период оттепели, известных поэтов и певцов, вокально-инструментальных ансамблей. В восьмом классе мы с ребятами организовали свою группу и выступали на школьных концертах.
Чуть позже музыканты познакомились с известным в Омске ансамблем «Русичи», куда их и пригласили играть на гитарах. В составе ансамбля Сергей принял участие во всесоюзном телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!».
– Эта группа была знаковой для Омска, – рассказал музыкант. – Она стала лауреатом конкурса. В ней играли сильные музыканты, которые стали настоящими профессионалами. Вот и мне повезло, что играл на гитаре. Во-первых, на таких парней всегда обращают внимание девушки. Во-вторых, в армии музыкантов уважают.
После службы Сергей пришел в клуб самодеятельной песни, стал исполнять бардовские произведения, участвовал с ними в конкурсах и фестивалях. Музыкант вспоминает, что самое большое впечатление на него произвели песни Сергея Никитина, а потом он полюбил и основоположников жанра – Визбора, Окуджаву, Кима, Клячкина, Кукина.
– У этих талантливых людей в песнях была заложена огромная перспектива, – говорит Сергей. – Сейчас молодежь мало знает их творчество, поэтому я делаю оригинальные аранжировки и пою эти песни на концертах. Считаю своей миссией познакомить молодежь с творчеством великих людей.
Сергей Олейник был дружен и с омскими бардами. Он с теплотой вспоминает творчество Александра Пименова, Юрия Мацнева, Игоря Стрижкова.
В театр Сергей попал случайно. В Омской драме ставили спектакль «Самоубийца». Режиссеру понадобился цыган, который бы играл на гитаре и исполнял песню. Музыкальный руководитель Виктор Березинский пригласил на эту роль Сергея.
– Мне понравилось играть на сцене, – вспоминает бард. – С тех пор с театром у меня особые отношения. Я сыграл где-то в восьми спектаклях и участвовал во многих музыкальных проектах актеров театра и на капустниках. В Омском академическом театре драмы я начал работать с 1992 года в качестве концертмейстера. Сейчас тружусь в театре живописи (совместный проект Омской драмы и Музея изобразительных искусств. – Прим. ред.).
Сергей Олейник участвовал и в подготовке культового спектакля «Московские кухни». Для успеха бард-оперы Юлия Кима Сергей подбирал песни, исполнял сам и аккомпанировал актерам. Занят был также в спектаклях «Голодранцы-аристократы», «Приглашение на казнь» и других.
Кроме того, бард участвовал в различных музыкальных актерских проектах и капустниках.
– Мы ставили театрализованные концерты «Поют артисты драмы», – вспоминает музыкант. – Брали разные темы – бардовские, старорусские, эстрадные песни. Эти проекты были очень популярны у омских зрителей. В последние годы мы их возрождаем, на это уходит много сил и времени, но результат того стоит. В этом году мы участвовали в новом проекте «Бард-парк». Пришло не так много зрителей, как ожидали. Но думаю, что со временем площадка станет популярной у горожан и гостей города.
Сергей Олейник пел со многими известными омскими актерами и режиссерами. Он аккомпанировал Валерию Алексееву, Юрию Ицкову, Владимиру Петрову, Татьяне Филоненко, Михаилу Окуневу, Николаю Чиндяйкину.
– Бард поет душой, – говорит Сергей Олейник. – В этих песнях главное – слова и манера исполнения. Я счастливый человек, музыкой никогда не занимался, чтобы заработать денег. Я играл и пел из-за любви к музыке, театру и для удовольствия. Сегодня все старые классические фестивали канули в Лету, бардовская песня стала менее популярной, но я верю, что у меня всегда найдется благодарный слушатель и зритель.