Омский педагог Степан Кошкарев: «Если в школе приходится ночевать, то про качество образования можно забыть»

В конце июня в Госдуме прошли парламентские слушания, организованные комитетом по образованию и науке. Их темой стали меры по повышению качества образования в РФ. Омский учитель истории и обществознания лицея № 137 Степан Кошкарев выступил на слушаниях и поделился с «ОМСКРЕГИОНОМ» их результатами.

— С какой целью проводились эти парламентские слушания в Государственной думе?

— Для начала стоит рассказать маленькую предысторию. Весной в Госдуме министр просвещения Ольга Васильева представила доклад о состоянии российского школьного образования. Согласно статистике российская школа выполняет указы президента в части оплаты труда педагогов, не существует нехватки учителей, а нагрузка их в пределах нормы.

После этого результаты общественного контроля в сфере образования представила координатор «Общероссийского народного фронта» Любовь Духанина. Ее данные расходились с теми, которые были оглашены ранее. Расхождения были по заработной плате: в 75 регионах страны из 85 указ президента в части оплаты учительского труда не исполняется, а также были несоответствия по нагрузке, По данным того же ОНФ, учителя работают в среднем не на одну ставку, а более чем на полторы. В школах не хватает педагогов: доля учителей, которые сообщают, что в их школах не хватает педагогов-предметников, за год выросла с 48 до 51 процента.

В жизни это выглядит так: в департамент подается информация, что свободных ставок на учителей-предметников нет, а средняя заработная плата соответствует майским указам президента. По факту же общее количество часов, которое соответствует 5-6 ставкам, распределяется на 2-3 учителя, тем самым повышается их доход. Но надо подчеркнуть, что это просто интенсификация труда, а не рост заработной платы.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин задал вопрос: каким образом так разнятся данные? После чего депутат от Омской области Олег Смолин предложил провести слушания на эту тему, разобраться в состоянии российского школьного образования. И Вячеслав Володин инициативу поддержал.

За неделю до слушаний на организационном совещании он выразил позицию, что хочет услышать действительность российской школы, не официальную статистику, а именно услышать все от учителей. Председатель Думы попросил внести педагогов в списки выступающих.

Когда об этом уже было известно, я выразил желание выступить на слушаниях Олегу Николаевичу Смолину, поскольку мне было что сказать, обратить внимание на то, что про эту проблему надо говорить, ее надо решать. И он поддержал меня в этом и внес в список.

23 июня я улетел в Москву, а в понедельник, 24-го, уже выступил. Что немаловажно, никаких согласований моего выступления не было. То есть до последнего никто не знал, что я буду говорить.

Отмечу, что мое выступление — это не жалоба на работу в школе или маленькую заработную плату конкретно у меня, это констатация факта российской действительности, которая сейчас существует в Омске и Омской области. А с учетом сообщений из разных регионов страны, то и во многих других областях. Проблемы образования — это проблемы всего общества, моих коллег, моих учеников и их родителей. Где нет образованных людей, там нет развития. Все просто.


— Сколько всего было выступающих учителей?

— Всего четверо. Я объясню важную вещь, что во время выступления слушания Олег Смолин отметил, что не все учителя смогли приехать, так как оказались под давлением администрации своих школ, департаментов или министерств, то есть их просто не пустили.

— Долго ли шла подготовка к выступлению? Говорили вам, какие именно вопросы вы должны поднять, или же была свобода слова?

— Разговор был только о том, что я должен раскрыть проблемы образования через тему молодых специалистов.

Отмечу, что в российской школе не хватает молодых учителей. И эту тему поднял не только я, а также и Ольга Васильева. У нас в школах очень большой разрыв в возрасте. Большой пул возрастных учителей. На сегодняшний день у нас 39 процентов учителей старше 50 лет, а молодых специалистов до 29 лет лишь пять с половиной процентов. Причем даже если они и приходят, то на очень короткий срок. Эту проблему нужно решать, ведь когда уйдут опытные учителя, то что тогда мы будем делать? Тут стоит вопрос и о передаче педагогического опыта. Это сильно влияет на качество преподавания.


— Какие вопросы чаще всего задавались во время слушаний?

— Больше всего вопросов было про заработную плату, про нагрузку и социальный статус. Работая в школе, человек идет по двум путям. Он набирает огромное количество часов, становится классным руководителем двух классов, берет внеурочку и получает среднюю зарплату. Но тогда в школе можно и ночевать, а про качество образования можно забыть.

А еще можно взять ставку 18 часов, но тогда и зарплата будет минимальная — чуть более 8500 рублей.

В нашем обществе же сложилось так, что если ты много зарабатываешь, то ты успешен, тот,  кого и стоит ровняться. А если нет, то с тобой даже общаться не будут, — чему ты можешь научить? Часто дети так и спрашивают: «Зачем много учиться? Вот вы учились — и что теперь? В школе работаете? Да зачем это все?»

Деньги стали эквивалентом престижности. Но деньги в педагогической деятельности не главное, хотя они играют весомую роль. Вот именно поэтому и идет обесценивание знания, образования, учительского труда.

Также поднимался вопрос материально-технического состояния школ. Я не говорю даже об обустройстве техническими средствами, а о банальном обеспечении цивилизованных удобств в учреждении. По словам Ольги Васильевой, в России более тысячи школ без тепла, без воды, без отопления, а также большое количество школ без туалетов либо с туалетами, которые не функционируют.

Еще важная тема — здоровье детей. К сожалению, есть очень страшная статистика, что за прошлый год более двухсот учеников погибло на уроках физкультуры.

Этот вопрос широко раскрыл как раз Олег Смолин. Позиция Минздрава такова, что физическое здоровье школьников улучшается и у нас 4 процента тяжелых хроников. Такие данные были озвучены в Думе. Роспотребнадзор говорит иное: состояние здоровья школьников ухудшается и количество детей с хроническими заболеваниями в старших классах составляет около 60 процентов.

Что касается состояния психического здоровья, то оно вызывает еще большую тревогу. Если верить академику Фальдштейну, 48 процентов российских детей к начальной школе уже имеет некоторые психологические проблемы, а данные его коллеги Зураба Ильича Кекелидзе еще более тревожны: если они достоверны, то 60 и более процентов школьников имеют те или иные проблемы.

И еще был вопрос о сельских школах, которые закрываются по всей России. У некоторых родителей при этом нет возможности возить детей в школу в другое село. Даже есть случаи, когда детей изымают и оправляют в школу-интернат без родительского согласия.

— Учителей услышали?

— Хотелось бы обратить внимание, что время на выступление учителя было всего три минуты, хотя изначально было заявлено пять. Всего выступило четыре педагога, а людей, зарегистрированных на мероприятие, было семьсот. Зато десять минут выступал Владимир Жириновский, который рассказывал очень интересные истории про Трампа и веселые моменты из жизни нашей страны.


— Какие-то меры к решению поднятых проблем уже были приняты?

— Тут два важных момента. Первый: в ходе парламентских слушаний министр Ольга Васильева уже объявила о дебюрократизации российских школ. Она обещала, что учителя почувствуют это уже с нового учебного года.

Также подчеркну предложение Олега Смолина о том, что нужно законодательно закрепить проверку школ лишь единожды в начале года. Один раз проверили — и больше не должны. Вся информация, которая понадобится для департамента образования, которую они захотят запросить и которая находится на официальном сайте школы, они достают сами. Но эту инициативу надо еще принять в Госдуме.

Второй момент: Вячеславом Володиным, Ольгой Васильевой и участниками слушаний  было сформировано предложение ввести для всех регионов базовую ставку, которая должна составлять 70% от средней заработной платы по региону. То есть это то, что должен обязательно получать учитель за 18 часов.

То есть ставка в Омской области должна стоить не 8 543 рубля, а примерно 27–28 тысяч рублей. Это совершенно иные условия.


— Как вы считаете, нужно ли проводить парламентские слушания чаще?

— Конечно, нужно. Это не только сугубо личное мнение, а также и мнение министра просвещения, депутатов Госдумы и профессионального сообщества. Главное, чтобы было реальное понимание процессов и желание их решения, а не статистика в документах.

К сожалению, работа со статистикой в России — это из разряда творчества. С ней можно играть, как удобно, но она не отражает реальности. А во время слушаний есть возможность донести информацию такой, какая она есть. Но главное — это результат. И результат этих слушаний мы узнаем уже осенью.


Дарья Коменда

 

URL: http://omskregion.info/news/70997-omskiy_pedagog_stepan_koshkarev_esli_v_shkole_prix/
Дата публикации:05/07/2019 17:57
Фото:Сергей Мельников