Надежда Живодерова: «Омск – светлый, южный, теплый. Курортный город!»

Надежда Живодерова: «Омск – светлый, южный, теплый. Курортный город!»

Дата публикации 10 июля 2019 08:20 Автор Фото Евгений Кармаев

Заслуженная артистка России о том, что значат в ее жизни Омск и Петербург.

Экстрим в актерской профессии

– Надежда, Петербургский Театр на Васильевском начал гастроли в Омске со спектакля «Мещане» Горького, в котором блистают наши земляки Юрий Ицков, вы, Сергей Лысов, Алексей Манцыгин. Когда-то «Мещан» поставил Георгий Товстоногов, и спектакль стал классикой советского театра. Там главным героем был Нил в исполнении Кирилла Лаврова, а старики Бессеменовы – «темное царство»…

– А в нашем спектакле неизвестно, кто светлее, надежнее – молодежь или старшее поколение.

– Мои друзья не сразу вас узнали на сцене.

– Потому что я в спектакле не Надежда Живодерова, а Акулина Ивановна Бессеменова – женщина солидная, строгая, набожная. Меня двоюродная сестра не узнала: «Надя, у тебя другое лицо!» Да, потому что я в спектакле другая женщина. А в «Идиоте» буду иной – подружкой Настасьи Филипповны, женщиной доброй, впечатлительной.

– Почему если течет из Омска в Петербург актерский ручеек, то обязательно в Театр на Васильевском?

– Первым там оказался Сергей Лысов, уехавший из Омского театра драмы в 1991 году. Он рассказывал об омских актерах директору Владимиру Словохотову, который и сам играл когда-то в Омском ТЮЗе. Когда мы приехали в 2001-м, Театр на Васильевском был юным, ему и сейчас только 30 лет. Но сегодня те, кто начинал тогда, это уже крепкое актерское поколение.

– Что общего между Омским театром драмы и Театром на Васильевском?

– На самом деле, ничего общего, кроме артистов. Везде хотят ставить и играть спектакли и чувственно, и мощно, и театрально. Зритель соскучился по этому.

– Ваш муж Юрий Леонидович Ицков сказал, что изо всех сил омичи стараются воссоздать атмосферу актерского братства.

– Потому что это очень важно: теплые, почти родственные, поддерживающие друг друга отношения. Мы же как семья были в Омской драме. И стараемся это сохранить. Хотя в большом городе сделать это труднее. В мегаполисе все разбегаются. Объединяются на гастролях.

– Театр недавно вернулся с балканских гастролей. Они были успешными?

– Мы побывали со спектаклем «Мещане» в Сербии, Боснии, Хорватии и Черногории. Гастроли прошли очень хорошо, интересно, хотя было и тяжело: мы переезжали из города в город, день играем, день едем. Спектакль очень обогатился, потому что мы играли его шесть раз подряд. Настоящим стал. В нем теперь, как сказал поэт, «дышат почва и судьба». 

– Директор вашего театра рассказал, как недавно на фестивале «Фабрика Станиславского» в Московском губернском театре вам пришлось играть спектакль «Мещане» на голой сцене: из-за проблем с таможней фуры с декорациями и костюмами опоздали. Есть место и экстриму в актерской профессии?

– Я была, слава богу, в одежде, хоть немного подходящей к роли. А девчонки даже и в шортах, как пришли. Эта ситуация стала мощным допингом для нас. Было ощущение, что эта пьеса написана сегодня, здесь. И все по-настоящему. Сцена в Губернском театре большая, на ней стояли стулья – и все. Конечно, этот спектакль прошел как сон. Но внутри него ничего не разрушилось, только прибавилось. Это было дополнительным толчком и источником энергии.

– А как зрители реагировали на спектакль?

– Прекрасно. Говорят, что через пять минут все забыли, что у нас нет чашек, самовара, стола. Главное – отношения между людьми.

Шестой этаж, бесплатный фитнес

– Вы сегодня чувствуете себя петербурженкой или омичкой?

– Омичкой я никогда не перестану быть, потому что я здесь родилась. А с Петербургом такая связь: моя бабушка в блокаду была эвакуирована в Омск из Ленинграда. И в доме всегда звучало: «Ленинград, Ленинград». Но так сложилось, что я одна вернулась, потому что дед в 50-х годах, когда многие возвращались, работал на заводе Ворошилова, потом переименованном в «имени Октябрьской революции», уезжать заводчанам не разрешали. Мама в Омске вышла замуж, родители познакомились в театре. Это такая домашняя легенда. Среди омских знакомых нашей семьи много было тех, кто выехал из Ленинграда в блокаду.

– А чем вдохновляет вас Петербург?

– Это волшебный город, город-миф. Он сам по себе действующее лицо. Петербург притягивает как магнит, по нему можно просто ходить, гулять.

– Мрачность города вас не угнетает?

– Когда мрачно, мы репетируем, наша профессия нас выручает. А на сцене у нас светло, тепло, а часто – и горячо.

– Вы живете на Васильевском острове в старинном доме – на последнем этаже без лифта. Тренаж каждый день?

– Фитнес. В Питере высокие этажи, шестой этаж – как десятый, и последняя лестница особенно крута. Так что мы тренируемся. Сначала я была в ужасе, а потом сказала себе: мне это дано бесплатно, зачем расстраиваться. Ходьба и лестница – это главные наши лекарства.

– В Театре на Васильевском у вас не такая большая занятость, как в Омской драме?

– Нет, конечно. Высокой занятости у женщин после 40 не бывает, потому что весь мировой репертуар так написан. Я считаю, что мне еще повезло, у меня очень, очень интересные спектакли. Десять лет играем «Русское варенье» по Улицкой. В немецкой пьесе «Камень» я играю и девушку, и бабушку – всю жизнь женщины. У меня хоть и немного ролей, но они емкие. Я так наигралась всего, что хочется совпадений с твоим, тем, о чем хочется говорить со сцены.

– Вам везет с режиссерами?

– Везет. Приходит режиссер, а с ним спектакль, история. Каждая встреча с режиссером – это учеба. Наш главный режиссер Владимир Туманов, Денис Хуснияров, Руслан Нанава – каждый из них дорог, у каждого свой взгляд. И это обогащает актеров. 

– Юрий Ицков много играет в кино, стал знаменитым киноактером. Вы когда-то снялись в фильме «ЧП районного масштаба». Не привлекает съемочная площадка?

– Киноактер – это отдельная профессия. Гигантская. И не моя. Я люблю играть все по порядку, вживаться в образ. А в кино сегодня снимают конец, завтра – начало, нужно в голове удержать всю роль. Мне это не нравится.

Коллеги – как родственники

– С какими чувствами вы приезжаете в Омск?

– С разрывом сердца. Посещаем кладбища, где лежат родные, коллеги, друзья.

– Понравился вам нынешний Омск?

– Очень понравился. Светлый, южный, теплый. Все так комфортно: много хороших кафе, гостиниц, скамейки на каждом шагу. Курортный город! Омск всегда летом расцветал. Сейчас как-то особенно.

– Вас узнавали на улицах?

– Узнавали. А когда проходили мимо кафе кавказской кухни, посетители начали аплодировать. В Питере омичи ходят на наши спектакли. На гастролях за границей не раз подходили люди: «А мы из Омска».

– С кем в Омском театре драмы вы близко дружили?

– Со всеми. В театре все были как родственники. Близки были с Ножери Чонишвили, Татьяной Ожиговой. Елена Александровна Аросева помогала мне подготовиться к поступлению на актерский курс Шебалинки. Выслушала мою программу, советы давала. Родители были знакомы с Еленой Александровной.

– Единственный курс в муз­училище, который выпустил Геннадий Тростянецкий, готовил актеров. Многие ли остались в профессии?

– Честно говоря, не знаю, мы потерялись. Павел Кондрашин работает в Омске, в «Галерке». В театр драмы попала только я, и то не сразу, а через год. Год работала в ТЮЗе, играла в спектакле «Роман и Юлька».

– Я помню вас на омской сцене с первой вашей роли в спектакле «Зажигаю днем свечу». А потом у вас был огромный репертуар. Какие роли в омском театре у вас были любимыми?

– Все любимые. И в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вулф», и в «Трех сестрах», и в «У войны не женское лицо». Спектаклей было так много, что трудно выделить какой-то один, все вспоминаются как единое целое, с разными красками.

– Перед спектаклем «Мещане», открывавшим гастроли вашего театра в Омске, молодые актеры заметно волновались…

– Потому что много слышали от нас об омском театре и с большим уважением относятся к нему. Даже к зданию, к исторической сцене. И я до сих пор волнуюсь. А иногда радостно выскакиваю на сцену – зависит от спектакля.

– Когда-то заведующая театральным музеем Светлана Яневская сказала: Надежде Живодеровой дают драматические роли, а у нее большой талант комедийной актрисы. В Театре на Васильевском тоже пока не раскрыли ваше комедийное дарование?

– Подождите, у меня еще все впереди. Это знаете, как бывает: когда надо, роли сами придут.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...