Главный балетмейстер Омского русского народного хора о масштабной премьере – спектакле «Откровения истории России».
Разговор с Зуфаром Толбеевым состоялся в ресторации «Маниллов Gourmet» в рамках редакционного проекта «Культурный завтрак».
Сильные характеры
– Зуфар Ягфарович, как возникла мысль оживить на сцене картины Василия Сурикова?
– Меня всегда восхищало творчество Сурикова, я считаю его гениальным художником. Хотелось на сцене языком хореографии воплотить картины истории России, сильные характеры, показать это через движение, музыку.
Первая идея была – сделать хореографическую постановку. Посидели, подумали с директором хора Еленой Владимировной Ермаковой. Она говорит: «Давайте хор добавим». Это еще одна краска. Музыку искали очень долго. В конце концов, решили: она должна быть сложной, полифоничной, многослойной, в исполнении симфонического оркестра. Остановились на произведениях Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Стравинского, Глазунова, Свиридова.
Впервые два коллектива филармонии – Омский хор и Омский симфонический оркестр работают вместе. Оркестр – в зрительном зале, для премьерных спектаклей в Концертном зале убрали шесть рядов кресел. Спектакль идет в мультимедийном сопровождении, на экране оживают картины Сурикова: в «Боярыне Морозовой» двигается телега, в «Посещении царевной женского монастыря» горит свеча. Между фрагментами спектакля звучит голос артиста Театра драмы Сергея Оленберга, который читает строки, написанные Суриковым.
– Сколько картин сибирского художника представлены в танце?
– Двенадцать. Картины мы представляем не в хронологическом порядке, как их написал художник. Начинаем со «Степана Разина», заканчиваем «Взятием снежного городка». Помимо известных всем исторических полотен, включили в спектакль мало знакомые зрителям «Старик-огородник», «Сибирская красавица», «Посещение царевной женского монастыря».
– Какому стилю вы отдавали предпочтение, сочиняя хореографию спектакля?
– Не было какой-то приверженности одному стилю: контемпорари, деми-классике, народному танцу. Главное было – донести смысл картин. Любая картина – это, в первую очередь, идея. Что такое «Боярыня Морозова»? Это раскол в обществе, страшный момент в истории России, когда часть народа не приняла реформу патриарха Никона. Хотелось показать очень сильную женщину, которая идет до конца, зная, что ее ждет. И Степан Разин – исторический персонаж с сильной волей.
Через хореографию хотелось показать черты русского характера, особой ментальности. Как сегодня исторических персонажей воспринимают зрители? Мы, собственно говоря, задаем вопросы, чтобы зрители сами нашли ответы.
– С чего начинается сочинение танца?
– Слушаю музыку. Перед тем как ставить, я сто раз слушаю композиторов. Хожу на симфонические концерты. В «Откровениях истории России» – великая русская музыка. Прокофьев – это такая глубина, мощь. Для спектакля я выбрал популярную музыку к кинофильмам «Иван Грозный», «Александр Невский», «Поручик Киже».
Сибиряки – бородачи
– Вы не приглашали на спектакль потомков Сурикова – Михалковых?
– Приглашали. Я хорошо знаю, как Никита Сергеевич трепетно относится к своей родословной. В 1988 году я работал в Красноярском ансамбле танца Сибири и помню, как он приезжал на 140-летие со дня рождения Сурикова. Он гордится своим предком. В сентябре в рамках Дней Омской области в Москве мы покажем «Откровения истории России». Надеемся, он увидит наш спектакль.
– В чем для вас заключалась сложность работы?
– От танцовщиков требовалась актерская игра. В хоре привыкли к простым эмоциям – «Ух!», «Ах!». Работать, как драматические актеры, было непривычно. Но многие меня просто удивили глубиной проникновения в образы. Например, Юрий Облезин в роли Суворова. Парень несколько месяцев назад пришел к нам из ульяновского коллектива – и сразу в бой. Нужно было показать, что полководец – это человек, за которым солдаты готовы пойти в огонь и в воду. Артисту это удалось. Запоминающиеся образы создали Александр Серков в роли Стеньки Разина, Яна Быкова – боярыня Морозова. Да, для всех 28 артистов балетной труппы работу в этом спектакле можно назвать творческой удачей.
– Парни специально отрастили бороды?
– У Омского хора, с моей точки зрения, очень положительно поменялся имидж. Это касается не только этого спектакля. На фестивале «Славянский базар», с которого мы недавно вернулись, наши мужчины выглядели как настоящие сибиряки. Для обычного зрителя что такое сибиряк? Мощный, брутальный мужик. И у нас теперь на сцене не просто поющие и танцующие мальчики, изображающие сибиряков, а настоящие мужики.
– Узнаваемость персонажей имеет значение?
– Имеет, но главное – внутреннее состояние и страсть, без которой создавать образы невозможно.
– Можно назвать «Откровения истории России» просветительским проектом?
– Можно. Я думаю, он будет очень интересен школьникам, студентам. В нем образы, картины, закадровый текст на 80 процентов состоит из цитат Сурикова.
Карман должен быть полон
– Красноярские коллеги следят за вашим творчеством в Омске?
– Я счастлив, что шесть лет назад оказался в Омском хоре. Долго сопротивлялся, бывший директор филармонии Василий Евстратенко полгода уговаривал. Мы сегодня – один из немногих народных коллективов, где постоянно происходит поиск нового. Все в основном сидят на материале, который сделан 40 – 50 лет назад, его эксплуатируют – и все. Многие коллективы превратились в музеи, не развиваются, не происходит движения вперед, топчутся на месте. Мне нравится творческая работа нескольких национальных хореографических коллективов, среди них бурятский «Байкал», татарский «Казань».
– В чем сила балетной группы хора?
– Меня с самого начала поразило в Омске, что сильны традиции 70-80-х годов. Я приехал, когда все были в отпусках, но за две недели до начала работы почти весь состав балета ежедневно приходил в класс, чтобы поддерживать форму. Для моего поколения это было естественно, но сейчас это редкость. Мне нравится, что у артистов есть установка: каждый день нужно чего-то добиться. Артисты талантливы, и что очень важно – в коллективе очень хорошая атмосфера.
– Существует ли рейтинг народных коллективов?
– Я считаю, получение Омским хором президентского гранта – это попадание в высшую лигу. В ней находятся Большой театр, «Мариинка», из народных коллективов – ансамбли Моисеева, «Березка», Кубанский, Северный хоры и наш. Это признание государства.
– За этим успехом не последуют зарубежные гастроли, как это было раньше?
– Если честно, я не вижу в этом особого смысла. Нас приглашает Казахстан на правительственные концерты высочайшего уровня. Принимает, как звезд. Надеюсь, Беларусь будет приглашать. Мы в прошлом году выступали на 950-летии Минска, нынче – в Витебске на «Славянском базаре». Нужно работать в России для своей понимающей публики.
– Что стало вашим принципом в создании репертуара?
– Мы стараемся работать так, чтобы карман программ был полон. В нем есть место и лучшим номерам золотого фонда, и экспериментам. Мы сохраняем лучшие номера талантливого, ни на кого не похожего балетмейстера Якова Кломейского.
На каждом концерте хора обязательно есть премьера, зрители нам за это благодарны. Будем стараться и дальше радовать и удивлять омичей.
– Какую следующую идею собираетесь воплощать на сцене?
– Поставить музыкально-хореографическую композицию «Ермак» с использованием песен Егора Летова. Создать проект, интересный для молодежи.
Зрители увидели на сцене знакомые сюжеты картин Василия Сурикова.