Любовь к театру - в генах омичей

В Омске любят театр. История этой любви началась давно. Любительские спектакли офицеров гарнизона Омской крепости в ХVIII веке, самодельные постановки каторжан век спустя. А в мае 1874 года в городской роще было выстроено первое деревянное театральное здание.
В Омске любят театр. История этой любви началась давно. Любительские спектакли офицеров гарнизона Омской крепости в ХVIII веке, самодельные постановки каторжан век спустя. А в мае 1874 года в городской роще было выстроено первое деревянное театральное здание.
 
Вот что писал по этому поводу омский житель в газету «Сибирь»: «Город наш небогат, средства наши невелики, но наше чиновничество несет последние гроши, прислуга - жалованье, у кого нет - занимают, продают, что можно. В лавках заметно упала продажа товаров… Мясники жалуются, что господа ныне берут в долг и не платят. А все театр. Такова потребность цивилизации». Стало быть, нынешняя любовь к сценическому искусству и слава Омска как театрального города - явление генетическое.
 
Открытие в год революции
Когда в 1898 году омская Дума объявила конкурс на проект здания городского театра, у архитектора Илиодора Хворинова родился образ здания, которое и по сей день многие считают лучшим в Омске. Торжественно-величаво располагается оно на горке в центре Омска. А богатое оформление фасадов, напоминающее о стиле барокко, придает зданию особую нарядность. Праздник и радость поселились на Базарной площади, и низкое название площади сразу оказалось неуместным рядом с великолепием театра.
 
Построили театр за четыре года. В июле 1901 года состоялась закладка фундамента, основные строительные работы были завершены в 1902 году. Но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. Театр открылся 24 сентября (по старому стилю) 1905 года спектаклем «Ревизор» Н. В. Гоголя.
 
В школьных учебниках этот год отмечен как время первой русской революции. Где революция, а в Омске - театр!
 
На полу уложили… асфальт
В 1905 году здание театра было красно-кирпичным. Его оштукатурили в 1912 году. К 1915 году завершены были лепнина и скульптуры: бюсты Л. Н. Толстого и А. П. Чехова в нишах, «Крылатый гений» работы Владимира Винклера на крыше. С этого времени театр стал похож на торт, как говорили приезжавшие на гастроли в Омск режиссеры.
 
Омский театр не однажды сравнивали с Иркутским. Они созданы в одно время, в одном стиле. Но оформление зрительного зала в Омске сдержаннее, скромнее. В Иркутске яркая голубизна краски, лепнина отделана позолотой. Помпезно - не значит хорошо. В начале XX столетия нынешние классики, а в ту пору смелые реформаторы театра К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко настаивали на том, что не украшением лож должен быть прекрасен театр, ничто не должно отвлекать зрителей от сцены, и потому для МХАТа были выбраны интерьеры серого цвета. Омский театр стал золотой серединой между двумя крайностями. Торжественная строгость, лаконизм и изящество отделки особенно очевидны после завершенной в 2005 году реставрации. Нежный желтый цвет - как раз тот, что был «родным». И когда освободили от наслоений многочисленных побелок лепные украшения, стали понятны сюжеты. Например, в ложах бенуара открылась барельефная композиция из двух скрещенных жезлов, один из которых венчает образ Арлекина. А раньше казалось, что изображены пушки. Люди пожимали плечами, гадали, какой смысл вкладывал художник, украшая зрительный зал воинственными символами.
 
Считается, что при реставрации предпочтительнее всего следование эстетике оригинала. Но это не всегда верно. Сегодня полы фойе отделаны гранитом. А в 1905 году они были созданы из самого современного в ту пору, невиданного прежде материала - асфальта. Когда мостовые были булыжными, а тротуары деревянными, казалось возможным применить асфальт в зданиях.
 
Городской архитектор Илиодор Хворинов имел инженерное образование и при строительстве театра использовал технические новшества XX века. В подвале театра была оборудована котельная, откуда теплый воздух попадал в зрительный зал через решетки в полу. А по соседству была построена электростанция, дававшая свет не только театру, но и учреждениям центра города, а также освещавшая площадь. От эксплуатации электростанции и от сдачи в аренду магазинов в здании театра городская казна ежегодно получала 10 тысяч рублей прибыли! И постоянно были новые просьбы «подключиться» - от военного ведомства, торговцев. Приходилось отказывать.
 
Железный занавес
Какие удивительные подробности можно найти в старых газетах! Оказывается, зрители в театре поначалу курили и едкий дым распространялся с верхних ярусов в партер и на сцену.
 
Случались пожары. Пять лет городская Дума решала вопрос о приобретении для театра железного занавеса между сценой и залом. Наконец в смете городских расходов на 1912 год появилась цифра: 20 тысяч рублей на покупку и установку железного занавеса, железных наружных противопожарных лестниц и предохранительных сеток к барьерам балконов и лож. Трудно представить, как все это выглядело. Вряд ли эстетично. Впрочем, пожар, возникший за кулисами в январе 1912 года, быстро потушили вошедшим тогда в моду аппаратом «Минимакс». Его повсюду тогда в Омске испытывали. Пригодился и в театре.
 
Лошадь под сценой
Были ли недостатки в творении выдающегося омского архитектора? Говорят, что он не был театральным человеком и потому ошибся в расчете зрительных мест. Сначала предполагалось, что их будет 1200, потом - 800. После открытия театра в газетах писали, что существенный недостаток зала заключается в том, что с верхних ярусов - купона и галерки - часто не видно сцены. Сообщалось о некорректном поведении зрителей, оказавшихся на «неудобных местах». За сто лет такие места не раз убирали. Последнее сокращение зрительных мест произошло после последней реконструкции. Шикарные кресла из Испании под названием «Пушкин» по величине больше старых. Сегодня на каждый спектакль продается 476 билетов.
 
Время вносило и другие коррективы. Сначала сцена представляла из себя коробку. Спектакли шли до часу, до двух ночи, потому что смена декораций занимала немало времени. В 1929 году режиссер Борис Артаков обратился к омским инженерам с просьбой сделать поворотный круг. И в спектакле «Рельсы гудят» Киршона зрители впервые увидели вращение сцены. Восхищенные зрители спрашивали в письмах: «Как это происходит?».
 
А дело было так. Оформление спектакля было решено в темных тонах. Рабочие в черных костюмах и черных масках с прорезями для глаз выходили на сцену, невидимые залу, и баграми вручную вращали поворотный круг.
 
Все спектакли в одной эстетике ставить невозможно. Поэтому в основном монтировщики декораций вращали круг, находясь под сценой. Это был труд бурлаков.
 
Конец этим мукам решила положить главный режиссер Лина Самборская. Она распорядилась привести в театр лошадь, которая таскала круг под сценой. Но что-то с лошадью не заладилось, и к тяжкому труду вернулись люди. Только в 1964 году директор театра Мигдат Ханжаров пригласил специалистов из Риги создать механику для поворотного круга. Сейчас он приходит в движение после того, как помощник режиссера нажмет пальцем кнопку.
 
За сто лет изменилось театральное искусство. В 1905-м не было понятия о сценографии каждого спектакля. Одни и те же декорации использовались разными приезжавшими антрепризными труппами. А костюмы актеры возили с собой. Стационарный репертуарный театр потребовал помещений под мастерские, костюмерные. Пристройка появилась в 1972 году. В ней находился и большой репетиционный зал, который в 1991 году был переоборудован под Камерную сцену имени Татьяны Ожиговой.
 
Светлана Васильева
©
URL: http://omskregion.info/news/7297-lyubov_k_teatru_v_genax_omichey/
Дата публикации:05/09/2012 14:10