Путь на юг лежит через север

Омская область намерена наращивать экспорт сельхозпродукции.

Омские сельхозтоваропроизводители научились стабильно получать хорошие урожаи, которые не только полностью обеспечивают внутреннюю потребность территории (мукомольные, хлебопекарные, комбикормовые предприятия), но и позволяют иметь излишки и заниматься их вывозом.

В 2018 году область экспортировала сельхозпродукции на сумму 48, 7 млн. долларов, что в четыре раза превышает уровень 2017 года. Однако, как считают в аграрном ведомстве правительства региона, мы способны вывозить гораздо больше. Поэтому объемы экспорта продукции АПК будут расти. Предусматривается, что к 2024 году они должны достигнуть 359 млн. долларов США. И главная роль в этих региональных экспортных планах отводится наращиванию экспорта зерна. «Именно зерно, – считает глава региона Александр Бурков, – может стать драйвером развития экспортного потенциала территории».

Журналист «ОП» попыталась разобраться, как устроен зерновой рынок: куда уходят железнодорожные вагоны с омским хлебом, почему именно пшеница может сотворить в Омской области маленькое экономическое чудо и что этому сегодня мешает?

Хороший потенциал

– Естественно, нам было бы интересней вывозить не зерно, а продукты из него: муку, крупы, чтобы оставлять в регионе добавленную стоимость. Но Россия сегодня не входит в страны-лидеры по экспорту мучной и крупяной продукции. По этой позиции она пока серьезно уступает Европе, уступает Турции, которая является крупнейшим производителем муки и имеет во многих государствах мира свои предприятия. А вот на рынке зерновых нашей стране удалось за пять лет добиться рекордных результатов, потеснив таких крупнейших конкурентов, как США. Стать мировым поставщиком продуктов переработки зерна – задача следующего этапа, – поясняет начальник отдела переработки и товарного рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия области Константин Цыпленков.

Омская область собирает в среднем 3,5 млн. тонн зерна в год, в том числе пшеницы (продовольственной, 3-го и 4-го класса, и фуражной, 5-го класса, идущей на нужды животноводства) – от 2,2 до 2,5 млн. тонн. И у наших аграриев, уверены в минсельхозпроде, еще есть потенциал для роста объемов за счет использования новых сортов, повышения культуры земледелия, обновления технического парка.

На внутреннее потребление (семена, продовольствие, нужды животноводства) расходуется примерно половина того, что производится: 1, 7 – 1, 8 млн. тонн в год. Это значит, что даже в случае неурожая область может, как говорится, жить спокойно и ни в чем не нуждаться.

– Мы же каждый год начинаем не с чистого листа. Продукция, которая не была реализована в прошлом году, переходит на следующий год. На начало 2019 года, по данным статистики, переходящие запасы зерна составили 3 млн. 135 тонн, – говорит Константин Цыпленков.

За счет этих переходящих запасов в 2018 году продано за пределы территории 1, 9 млн. тонн зерна.

В зачет другим

Большая часть продукции зернопроизводства уходит в другие субъекты РФ. В западной части страны основными ее потребителями являются Ленинградская и Московская области, где расположены крупные предприятия по выпуску муки и хлеба, такие как Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова. Только эти два региона ежегодно покупают у нас до 100 тыс. тонн продовольственной пшеницы, используя ее как улучшитель для получения качественного хлеба.

За рубеж в 2018 году из области по прямому экспорту отправлено 247 тыс. тонн зерна. При этом, отмечает эксперт, реальный объем зарубежных продаж в 2 – 3 раза больше. Нестыковка в цифрах объясняется тем, что таможенное законодательство позволяет грузоотправителям проходить таможенную регистрацию как в регионах, где они закупают зерно, так и в местах перевалки грузов, например в экспортных портах.

– И многие крупные трейдеры, логистические компании везут нашу пшеницу или наш ячмень в порты Новороссийска, Владивостока, Калининграда и там проходят таможенное оформление. В результате закупленное в Омской области зерно идет в зачет этим территориям, а в наших объемах экспорта не учитывается, – поясняет Константин Цыпленков.

Конечно, многие производители зерна хотели бы самостоятельно реализовывать свою продукцию за рубеж, так как это позволило бы получить более высокую цену.

Для сравнения: средняя стоимость пшеницы 3-го класса в прошлом году в регионе составляла порядка 8 тысяч рублей за тонну, тогда как в южных морских портах можно было выручить за нее порядка 11 тысяч рублей (это цена, из которой уже вычтены транспортные расходы).

Невыгодная логистика

Но продать зерно на экспорт сибирякам непросто. И главным камнем преткновения на пути к зарубежным рынкам сбыта является невыгодная логистика.

Омская область значительно удалена от экспортных морских портов и на западе страны, и на востоке. До Калининграда от нас почти 4000 километров, до Владивостока – 6500. Традиционно транспортировка зерна ведется железнодорожным транспортом. А стоимость железнодорожных перевозок высокая: 30 – 40 процентов от стоимости товара. Поэтому без государственной поддержки тут не обойтись.

С 2017 года экспортные перевозки зерна железнодорожной дорогой из сибирских регионов субсидируются Правительством РФ. Именно благодаря этой мере омские аграрии смогли в 2018 году отправить по прямому экспорту в четыре раза больше зерна, чем в предыдущем.

В 2019 году логистическая субсидия также сохранена.

– Но пока объемы, которые мы можем перевезти по льготному тарифу, невелики. Также нас не устраивает сам период действия этого тарифа: с февраля по сентябрь, – отмечает Константин Цыпленков. – Это в теплых регионах летом уже идет уборка. А у нас май – июль – время, когда элеваторы зачищаются. Запасы зерна в этот период некритичны и перевозки незначительны, поэтому субсидировать логистические затраты нецелесообразно. Губернатор Александр Бурков говорил об этом на встрече с заместителем председателя Правительства РФ Алексеем Гордеевым. И предложил распространить действие тарифа на период с сентября 2019 года, когда у нас начнется массовая уборка, по май 2020-го. Сейчас этот вопрос рассматривается. Надеемся, в итоге будет принято правильное решение. И регион сможет, как планировалось, отправить по прямому экспорту в 2019 году за счет льготных тарифов 250 тыс. тонн зерна.

Тарифы для «своих»

Можно было бы везти зерно из региона в страны Юго-Восточной Азии через Республику Казахстан. Но действующие в сопредельном государстве тарифы на его транспортировку из России очень высокие: вдвое больше, чем для местных грузоотправителей. Эта мера, направленная руководством Казахстана на защиту собственного агропроизводства, ограничивает выход Омской области на рынки Ирана, Ирака, Таджикистана и других стран, делая транзитные перевозки через Казахстан крайне невыгодными для нас. Поэтому вместо налаживания торговли с дальним зарубежьем омичам приходится продавать зерно ближайшему соседу, который его перепродает или перерабатывает и отправляет на экспорт в виде готовой продукции. К слову, не без участия зерна, выращенного нашими сельхозтоваропроизводителями, Республика Казахстан по вывозу муки вышла сегодня в число мировых лидеров.

– Мы должны искать прямой выход на Китай, на Иран, а Казахстан использовать как транспортную сеть для поставки нашей продукции. Это вопрос жизни и смерти для аграрного сектора, вопрос цены на зерновые культуры, – подчеркивает губернатор Александр Бурков.

Как считают в областном правительстве, высокие пошлины на железнодорожные перевозки через Казахстан, от которых страдает развитие омского АПК, –
одна из актуальных тем для обсуждения на предстоящем Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске в начале ноября.

Новым маршрутом

Отстаивая интересы сельхозтоваропроизводителей, правительство региона ищет альтернативные пути выхода на внешние зерновые рынки. В конце августа, на заседании областного штаба по уборке урожая, губернатор Александр Бурков объявил, что прорабатывается вариант транспортировки продукции АПК в Юго-Восточную Азию по Иртышу и Оби и далее – Северным морским путем.

– Компанией «Новатек» в районе Обской губы построен терминал для отгрузки сжиженного газа, который должен способствовать росту грузопотока по Северному морскому пути через арктический порт Сабетта. И есть договоренность о том, что кусочек этого готового терминала отдадут Омской области для создания терминала по перегрузке зерна, – поясняет Константин Цыпленков.

Небольшими партиями зерно уже возится по Северному морскому пути. Но, как считают в правительстве области, с созданием дополнительной инфраструктуры этот объем может быть существенно увеличен. Причем перевозки водным транспортом обойдутся в полтора-два раза дешевле, чем железной дорогой.

Для реализации этого проекта планируется открыть в порту Сабетта специализированный пункт пропуска, где будет осуществляться фитосанитарный контроль. Кроме того, есть предприниматели, готовые построить на пути следования зерна из Омска в Ямал сеть элеваторов.

По инициативе министерства сельского хозяйства также ведется работа по созданию экспортно-логистической компании «Зерно Сибири». Учредителем этой компании выступает правительство области, а акционерами, как подчеркнул губернатор Александр Бурков, должны стать сами аграрии. Задача, стоящая перед ними, – научиться торговать без посредников. Компания «Зерно Сибири» будет формировать крупные партии продукции для выхода на внешние рынки и получения цены, существенно превышающей стоимость зерна внутри региона.

URL: http://omskregion.info/news/73076-put_na_yug_lejit_cherez_sever/
Дата публикации:11/09/2019 09:14
Автор:Татьяна Лелякина