По заветам предковСлава Халявко из Александровской средней школы Шербакульского района сегодня хозяин праздничного застолья. Вместе с «хозяюшкой», однокласcницей Кариной Эрлих, они угощают гостей в строгом порядке: сначала – жюри, а потом всех зрителей, собравшихся на традиционный фестиваль «Рождественские вечерки», который проводит Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения. Праздник уже в четвертый раз собрал вместе детские фольклорные коллективы региона. Представлять свои образовательные учреждения из 14 районов области приехали 205 школьников - знатоков народных обрядов, бытовавших на территории Омского Прииртышья.
Слава Халявко из Александровской средней школы Шербакульского района сегодня хозяин праздничного застолья. Вместе с «хозяюшкой», однокласcницей Кариной Эрлих, они угощают гостей в строгом порядке: сначала – жюри, а потом всех зрителей, собравшихся на традиционный фестиваль «Рождественские вечерки», который проводит Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения. Праздник уже в четвертый раз собрал вместе детские фольклорные коллективы региона. Представлять свои образовательные учреждения из 14 районов области приехали 205 школьников - знатоков народных обрядов, бытовавших на территории Омского Прииртышья.
Блюда по старинным рецептам Ребята из объединения «Бабушкин сундучок» Тюкалинского дома творчества, например, не только привезли варенье из ревеня, но и рассказали о полезных свойствах этого растения. Воскресенская школа Калачинского района угощала армянскими блюдами: гатой - слоеным пирогом с орехами, постным суджуком из сока винограда, долмой. Второклассница Астхик Терджанян и ее сестра, ученица восьмого класса Ареват, чтобы поразить жюри фестиваля, готовиться начали еще летом. Вместе с мамой собирали дикий щавель, вымачивали его в воде, потом засолили с грецкими орехами. Получился почти авелук - это тоже щавель, только горный. А «Волчанские казачки» из Москаленок потрясли всех сибирским борщом… с дикими грушами. Оказывается, в этом блюде по русским традициям мяса не полагается, зато можно складывать в чугунок, томящийся в печке, все овощи и фрукты, что есть в доме. - По правилам положено стол покрыть сеном, а уже на него постелить скатерть. На Рождество принято готовить 12 блюд - по числу Христовых апостолов. А поскольку в любой традиции этому празднику предшествует строгий пост, застолье начинают со щадящих блюд, которые помогают организму перестроиться с полуголодного на сытый лад. Тот же борщ постный или сочиво - каша из зерен пшеницы, риса или чечевицы с маковым соком и медом. Глава семьи набирал ложкой кашу, читал «Отче наш» и … подбрасывал ее к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек. Чем их больше, тем богаче будет урожай, - рассказывает Слава Халявко. В своей школе он давно уже знаменитость. Много знает, поет народные песни, танцует. В студии «Лицедеи» Слава занимается по семейной традиции - создала детский театр его мама, педагог дополнительного образования. Ребята ездят на гастроли по школам Шербакульского района и собирают зрителей и гостей в местный Дом культуры, которым руководит Славина бабушка. Вспомнить все В 2005 году дети сами попросили создать такой кружок, после того как учитель русского языка и литературы Лариса Альфредовна Иващенко провела вечер на тему русской культуры. Ребята изучают народное творчество: пословицы и сказки, рецепты и выкройки находят в родной деревне. А вот ребятам из Воскресенской школы, чтобы победить на фестивале с костюмом «Парочка» и женским штапельным платьем середины XIX века, пришлось выехать в этнографическую экспедицию. Впрочем, они это делают с удовольствием - в этом году поездка вместе с Фондом археологического наследия Сибири будет десятой по счету. В клубе «Родники», основанном учителем мировой художественной культуры Елизаветой Петровной Поповой, каждому находится дело по душе, независимо от возраста: и поисковикам, и архивариусам, и художникам-оформителям. Экскурсоводы работают вместе с преподавателем в школьном музее «Русская изба», большинство экспонатов которого Елизавета Петровна принесла из дома: свой первый музей она основала еще ребенком в… предбаннике. Сейчас Елизавета Петровна и ее кружковцы кроме научных работ занимаются двумя масштабными проектами. Один из них - по спасению воскресенской березовой рощи XIX века. Другой касается ландшафтного дизайна школьного двора. Это - тоже история, только современная, и пишут ее дети. Знать, чтобы гордиться - Есть новогодние колядки с переодеваниями и масками - это отголоски язычества, - рассказывает Антонина Николаевна Коньшунова, педагог дополнительного образования Центра туризма и краеведения. - Песни так называемых посевных посвящены в основном будущему урожаю. А «христославные» ходили шествием с Вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Все это вместе и есть настоящий праздник. Антонина Николаевна не только знаток народной культуры, но и инициатор «Рождественских вечерок». В Областном центре туризма и краеведения на базе средней школы № 18 и лицея № 143 города Омска она создала фольклорный коллектив «Журавушки». Ребята не просто выступают с представлениями в школах города, что тоже очень неплохо: педагог говорит, что обряды - это маленькие спектакли, где смешиваются все жанры, а значит, дети развиваются всесторонне. - Обряд - это не просто развлечение, это передача исторических знаний из уст в уста, - говорит Коньшунова. - В них заложены научные, психологические, воспитательные функции. Возьмем такую традицию славян: после того как скосят полосу пшеницы, надо покататься по стерне. Говорят, здоровье приносит - спина болеть не будет. И в самом деле, это ведь точечный массаж, как догадались мои дети! Поговорка «Не бей лежачего» возникла из правил кулачного боя. Масленица устанавливает родственные отношения - после Покрова, когда прошли все свадьбы, зять в первый раз попадает к теще на блины. Колядки - тоже не просто праздник: он демонстрирует не попрошайничество, как сейчас незнающие люди пытаются представить, а щедрость, доброту, гостеприимство, хлебосольство - традиции нашего народа. Интерес к народному творчеству у школьников Прииртышья закономерен - он развивается в центрах традиционного искусства, которые сегодня работают во всех районах Омской области. В результате продуманной, целенаправленной политики областного правительства в регионе созданы условия, позволяющие национально-культурным и религиозным объединениям осуществлять свою деятельность, полноценно реализуя конституционное право граждан Российской Федерации на сохранение своих исторически сложившихся национальных традиций. Не случайно наша область известна как территория межнационального и межконфессионального мира. «Рождественские вечерки» проходят не в Рождество, выпавшее на каникулы, во время которых его будущие участники активно репетировали. И даже не вечером - многим ребятам надо еще успеть вернуться домой, за 300 верст от города. Но не это главное. Задача фольклорного фестиваля, как считает Антонина Николаевна, не заставить жить по обряду - времена изменились, так что вряд ли это возможно. Важно, что юное поколение сердцем воспринимает обычаи и традиции предков, благодаря которым может гордиться народом, частью которого является, регионом и страной, в которой живет. Наталья Александрова ©
|