«Санитары» леса на скамье подсудимых

Уголовное дело организованной группы «черных лесорубов» направлено в Тарский городской суд.

Следственным управлением УМВД России по Омской области окончено предварительное расследование уголовного дела в отношении организованной группы нелегальных лесозаготовителей, орудовавших в Екатерининском урочище Тарского района.

Шестнадцать сообщников были задержаны сотрудниками уголовного розыска в ноябре 2017 года. Фигурантам вменено совершение семи незаконных рубок лесных насаждений, в том числе ценных пород хвойных деревьев.  Таким образом, подходит к своему логическому завершению криминальная история, которая началась еще в 2005 году.

Как рассказала одна из невольных участниц этих событий, сопредседатель Омского отделения Общероссийского народного фронта Людмила Жукова, в том году она вместе с мужем в Тарском районе выкупила бывший пионерский лагерь «Чайка», который на тот момент уже лет пятнадцать не функционировал. Здесь супруги планировали создать спортивную базу.

– Когда мы сюда приехали, нас покорила местная природа, влюбиться в которую было просто невозможно. Это крутояр Иртыша, реликтовые боры вокруг села. Когда же увидели, что эти вековые сосны начали вырубать, естественно, удивились, – рассказывает Людмила Жукова.

Заготовители объясняли происходящее проведением санитарной рубки, но Людмила Алексеевна стала догадываться, что здесь происходит что-то неладное, так как под бензопилы попадали абсолютно здоровые деревья ценных пород. И тогда она решила действовать. 

На тропе войны

– Лес нещадно вырубали. За пять часов мы могли насчитать до ста лесовозов, груженных кругляком ценных пород деревьев. Однако благодаря общественникам Народного фронта определенных результатов нам все же удалось добиться. В результате проведенных проверок было установлено множество нарушений со стороны лесозаготовителей, – продолжает Людмила Алексеевна.

Понятно, что такая активность общественницы не всем могла понравиться. В первую очередь, лесозаготовителям, которые в итоге могли потерять очень серьезные деньги. И ответная реакция с их стороны не заставила себя ждать. В 2012 году у Жуковых сгорел дом. 

– В ту ночь мы должны были ночевать в основном доме на базе, но чтобы не протапливать оба дома, решили заночевать в гостевом. И только благодаря этому остались живы. Когда это случилось, понимала, что поджог произошел только из-за леса, который я защищала, – продолжила Людмила Жукова.

Очередное предупреждение

Это был прямой намек со стороны лесозаготовителей на то, чтобы она перестала мешать их бизнесу. Но Людмила Алексеевна продолжила борьбу, несмотря на то что возникла реальная угроза для ее жизни. Хотя, как она призналась, было страшно, и даже возникала мысль бросить все и остановиться. Однако не остановилась. Когда женщина в очередной раз вновь заявила о незаконных порубках реликтового бора, ущерб от которых эксперты оценили в 19 миллионов рублей, вскоре был совершен еще один поджог. На этот раз сгорела баня. Вот что вспоминает Людмила Алексеевна: «4 октября 2017 года к нам пришли двое парней. Они представились спортсменами и попросились переночевать. Несмотря на осень и наступившие холода, парни были легко одеты. Мы их пожалели и пустили на ночлег в баню, а вскоре она загорелась, парни же пропали». 

Сомнений не оставалось, что неожиданный визит молодых людей и последовавший пожар – это очередное предупреждение активистке.

По факту поджога было возбуждено уголовное дело, которое объединили  с делом о незаконной рубке лесных насаждений, находившимся в производстве Следственного управления УМВД  России по Омской области.

Особо важное дело

О ходе расследования нам рассказала следователь по особо важным делам отдела по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ подполковник юстиции Елена Шабанова.

– Всего в рамках уголовного дела к ответственности привлекалось 17 человек. В отношении одного обвиняемого материалы были выделены в отдельное производство. В июле этого года суд приговорил его к лишению свободы на срок 2 года 8 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима. В отношении еще одного фигуранта дело было прекращено в связи с его смертью, и в настоящее время в суд направлено дело в отношении 15 лиц в составе организованной преступной группы. В одно производство соединено 17 уголовных дел. В том числе и по факту умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества. В частности, бани семьи Жуковых, – говорит следователь Елена Шабанова.

Общий объем уголовного дела насчитывает 61 том, а в обвинительном заключении 3 тысячи 700 страниц. В ходе предварительного следствия было допрошено 155 свидетелей, проведено свыше 20 судебных экспертиз и более двух десятков обысков. 

– В ходе следствия обвиняемые неоднократно меняли свои показания и выдвигали новые версии, говоря о своей непричастности к совершаемым преступлениям. В конце предварительного следствия трое из обвиняемых в ходе допроса заявили, что умысла на поджог бани у них не было, но был умысел на поджог дома. Но реализовать это они не смогли, поэтому сожгли баню, – продолжает следователь.

Почему не сожгли дом, нам рассказала сама Людмила Жукова, которая во время очных ставок общалась с поджигателями. В ту ночь кроме самих Жуковых в их доме находилась в гостях монахиня, которая в течение ночи часто выходила на улицу. И, как признались поджигатели, это их сначала насторожило, а потом и вовсе заставило отказаться от первоначального замысла. 

Что касается версии совершения поджога, которой парни придерживались, то, по словам Елены Шабановой, она выглядела крайне неубедительной. Якобы Людмила Алексеевна брала на воспитание двух ребят из детского дома, заставляла их работать на спортивной базе, а затем вернула в детский дом. Будучи сами воспитанниками детского дома, молодые люди таким отношением к детям были возмущены и поэтому решили наказать Жукову. Впрочем, как пояснила следователь, эта версия не нашла своего подтверждения. После совершения преступления парни выехали в Санкт-Петербург, где скрывались в течение месяца, но на обратном пути были сняты с поезда и задержаны.

Говоря о незаконных порубках, Елена Шабанова отметила, что все роли в группе были четко распределены. Кто-то занимался непосредственно порубкой, кто-то трелевкой поваленного леса, а кто-то его вывозом. При этом  свою деятельность обвиняемые осуществляли в труднодоступных местах, а затем быстро покидали место совершения преступления. Поэтому ни сотрудники лесного хозяйства, ни правоохранители не имели физической возможности установить факт незаконной порубки. 

– Был лишь один эпизод, когда работники лесхоза обнаружили ведущие в лес проселочные дороги. Сюда были вызваны сотрудники полиции и прокуратуры, и на месте удалось задержать порубщиков, – продолжила следователь.

Организаторы незаконной порубки своей вины не признают. Несмотря даже на то, что в ходе следствия им предъявлялись и были прослушаны записи их телефонных переговоров, где речь шла именно о порубках. Они либо не узнавали свой голос, либо ссылались на 51-ю статью Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя или своих близких. Однако достоверно установлено, что разрешения на пользование лесными участками у обвиняемых отсутствовали. Общий ущерб, причиненный государственному лесному фонду, превысил 32 миллиона рублей. Судом на имущество обвиняемых наложен арест на сумму 864 126 рублей. Часть 3 статьи 260 УК, по которой проходят обвиняемые, предполагает максимальный срок наказания до семи лет лишения свободы со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как нам сообщили в Тарском городском суде, слушания по этому уголовному делу еще не назначены. В то же время Людмила Жукова обратилась к прокурору Омской области с просьбой возвратить дело на дополнительное расследование. Как  она полагает, не все участники этого преступления предстанут перед судом. Защитница леса уверена, что непосредственный организатор и заказчик совершенных поджогов остается в тени.

URL: http://omskregion.info/news/74726-sanitar_lesa_na_skame_podsudimx/
Дата публикации:30/10/2019 07:41
Автор:Александр Васин
Фото:Евгений Кармаев