Константин Волостнов: «На омском органе можно играть все»

Константин Волостнов: «На омском органе можно играть все»

Дата публикации 30 октября 2019 07:45 Автор Фото Евгений Кармаев

Музыкант с мировым именем концертом «Органная вселенная «И. С. Бах» открыл в Омске VIII Сибирский международный фестиваль органной музыки.

Орган увидел по телевизору

– Константин Сергеевич, как произошла ваша встреча с органом?

– Мне было лет семь-восемь, когда по телевизору шла трансляция симфонического концерта и мама обратила мое внимание на то, что за спиной музыкантов не стена, а орган. Это меня очень заинтересовало. А когда я впервые услышал органное звучание, тоже по телевидению, оно произвело на меня большое впечатление. Потом я учился в хоровой школе им. А. С. Пономарева «Весна». Считаю, музыкантам-исполнителям на любом инструменте очень полезно пройти школу пения в хоре. А когда в 11 лет начал ломаться голос, встал вопрос, где продолжать обучение музыке. Я хотел осваивать орган. Это сейчас в Москве почти в каждой музыкальной школе есть органы. А в пору моего детства таких школ было всего несколько.

Мама взяла справочник и обзвонила по порядку все. Я оказался в музыкальной школе им. С. С. Прокофьева. Потом музыкальное училище, Московская консерватория.

– Почему после окончания аспирантуры Московской консерватории вы поехали на учебу в Высшую школу музыки Штутгарта?

– У музыкантов цикл образования очень долгий – около 20 лет. В моем случае это оказалось 25 лет. Конечно, в Европе, а особенно в Германии, традиции органного исполнительства и развитость органного искусства несопоставимы с нашими, они складывались на протяжении веков. Ведь орган – инструмент католических и лютеранских храмов. Я понимал, что для того, чтобы по-настоящему овладеть мастерством органиста, нужно ехать туда.

– Вы единственный органист, окончивший Штутгартскую школу с отличием. Потом вы были единственным русским органистом, победившим на конкурсе в Сент-Олбансе за всю 50-летнюю историю этого состязания музыкантов. Это комплекс отличника?

– Нет, тем более что отличником я себя никогда не чувствовал. Каждый музыкант, приехав на конкурс, хочет победить. Мне это удалось в Англии, Германии, Москве.

– Наши музыканты блестяще освоили инструмент западного христианства, а слушатели полюбили эту музыку. А есть ли обратное движение? Знают ли в Европе православные песнопения?

– В Германии большое количество хоров: и в храмах, и в каждой деревне. И они время от времени поют русскую музыку, в том числе литургический репертуар, к этому очень серьезное отношение.

Сыграл всего Баха

– Вы исполнили все произведения Баха. Бах – ваш любимый композитор. Сколько сочинений Бах написал для органа?

– Сотни. Вопрос, как считать. Если каждую хоральную прелюдию, будет одна цифра, если циклы – другая, еще есть пьесы со спорным авторством. В целом это приблизительно пятнадцать сольных программ.

– И вы все сыграли?

– Да.

– Много ли органистов исполнили все произведения Баха?

– Среди отечественных лишь двое. Наша легенда – Евгения Владимировна Лисицына и солист МГАФ Александр Владимирович Фисейский.

– За что вы любите Баха?

– За божественность и сердечность.

– Вас трогает, что, как почти все великие, композитор, отец 16 детей был беден…

– Он не был беден. А в конце жизни – в Лейпциге – уже прочно стоял на ногах.

Не стоит так уж романтизировать аспекты его быта. И Моцарт не был бедным. Он, конечно, не жил на уровне представителей богатых венских семей, но не нищенствовал.

– Это правда, что Бах в своих произведениях оставлял свой автограф?

– Нет, все свои произведения он заканчивал буквенным SDG – Soli Deo Gloria – «Только Богу слава», а свое имя, кстати, в качестве темы почти не использовал. Есть пример в недописанной части из «Искусства фуги», также его сын использовал тему B-A-C-H. Бах зашифровывал в своей музыке другие символы. Например, «Слава в вышних Богу», но это уже разговор о музыкальной риторике и семантике возможных мелодических оборотов. В эпоху так называемого высокого барокко существовала система музыкальных знаков. Бах, принадлежавший к эпохе позднего барокко, эту систему прекрасно знал и вводил риторические фигуры в ткань своих произведений, сообщая сведущим людям, о чем это.

– То есть не было гордыни у великого композитора?

– Об этом не может быть и речи. Когда говорят о шифрах Баха, иногда имеют в виду его числа: 3, 7, 21. 21 марта – день его рождения. В особенности в его поздней музыке мы находим всевозможные кратности этим числам. Есть еще одна цифра – 48, она возникает при умножении порядковых номеров в алфавите букв B-A-C-H. Но это все-таки не гордыня.

Скорее особенность ума, потому что он достиг такого мастерства в контрапунктической композиторской технике, что ему нужна была дополнительная скрытая структура, которая делала бы его музыку еще более совершенной.

– Вы сыграли органные произведения Моцарта. Мало кто знал, что Моцарт писал для органа…

– Моцарт не писал для органа. Он писал для механического органа в часах или для органа в Музее восковых фигур, в который также был встроен механизм, благодаря которому выезжают фигуры, разыгрываются сцены, в том числе и батальные. Это не инструмент, а автомат. Но органисты уже давно играют на органе три пьесы Моцарта, совершенно гениальные.

– А сложно играть музыку Моцарта, написанную для механического органа?

– Очень сложно. Поэтому исполняется эта музыка редко. Начала она звучать на концертах в середине 20 века. Нашли ноты, а мастерство органистов развивалось уже достаточно для исполнения такой партитуры, появились музыканты-виртуозы.

«Органный бум был путем к духовности»

– Сколько лет органу на Руси?

– История органа на Руси уходит на тысячелетие назад. Есть упоминание об органе в палатах Ивана IV, идеях использования органа Петра I. Около 170 лет назад орган установил у себя князь Одоевский. Профессиональную же историю мы ведем порядка 150 лет с открытия консерватории в Санкт-Петербурге.

– Константин Сергеевич, как вы объясняете, почему в Советском Союзе в 70 – 80-е годы прошлого века возник бум интереса к органной музыке? В каждой областной филармонии покупали и устанавливали органы.

– Интерес возник чуть раньше – в 60 – 70-е годы. Я думаю, это оттепель сыграла роль. Религия была под запретом, хотя она существовала и церкви, пусть и в малом числе, были. Людям хотелось духовных переживаний, они искали ответы на вопросы глубинного характера. Органные концерты для советских людей были путем к духовности. Орган – нетривиальный, совершенно необыденный инструмент. Слушая орган, люди перемещались в пространства, в которых они не могли бы никогда побывать. И орган был еще символом западного мира. Не знаю, что думало об этом советское руководство… Для органистов же, продвигавших свой инструмент, политический аспект вообще не существовал.

– Вы знаете, наверное, все органы в больших городах России. Не впервые выступаете и в Омске. Что скажете о нашем органе?

– Омский проект – это прекрасный, удачнейший пример переноса инструмента. Очень хорошо отреставрирован зал, это говорит о грамотном подходе руководства того времени, когда решалось, каким быть органному залу. Сегодня, если представить, что где-то будут строить новый органный зал и получится такой результат, это будет большой успех. Потому что мы нередко сталкиваемся при строительстве новых залов с весьма спорными проектами. В Омске большой орган, который позволяет играть практически весь репертуар. Это тоже достижение еще советских времен, когда фирмой «Ригер-Клосс» была разработана определенная модель, которую они реализовали на просторах Советского Союза. Это универсальные органы, они где-то лучше, где-то хуже инсталлированы, но позволяют играть все.

– Зависит ли репертуар музыканта от органа, на котором придется играть?

– Да, конечно, зависит. Вы не можете на романтическом органе играть, например, Букстехуде.

– Знаменитый орган Домского собора в Риге – для композиторов-романтиков?

– Да, и там очень странно будет звучать Фрескобальди.

– Вы гастролируете по всему миру. Какую публику больше любите?

– Я в принципе люблю публику. Если люди приходят послушать орган, это прекрасно. Как они реагируют – их право, это зависит от ментальности, характера, нацио­нальных, региональных традиций. По поводу сибирской публики я всегда говорю, что мне, русскому человеку, с этими слушателями понятнее и проще общаться. В сибирской публике я чувствую почвенность, люблю ее за открытость и адекватность запросов. Здоровые реакции у сибирских слушателей.

– У вас были концерты с аккордеонисткой, скрипачом, ансамблями, хорами. Как вы больше любите выступать – один или в содружестве с музыкантами?

– Очень люблю моих ансамблистов, но в последнее время больше выступаю сольно.

– Каков ваш репертуар?

– Весь Бах, весь Франк, весь Брамс, все органные произведения Шумана, довольно серьезное количество музыки Регера, много русской музыки, достаточно много современной.

– Сегодня отечественные композиторы сочиняют для органа?

– Да, слава богу, к органной музыке большой интерес.

– Вы преподаете в Московской консерватории. Авторы органной музыки – это преподаватели?

– Есть коллеги, которые пишут органную музыку: Дмитрий Дианов, Алексей Шмитов. Есть и талантливые студенты, которые владеют современной техникой композиции, весьма прогрессивной, атональной. Они нередко создают хорошую музыку.

– Но в органной традиции?

– Абсолютно в органной традиции, используя современный язык. Музыка Яниса Ксенакиса тоже в органной традиции, хотя она атональна, диссонантна, со всевозможными стохастическими (сочиненными с применением математических методов) эффектами. И сыграть ее трудно.

– О вас пишут: «Константина Волостнова можно принять за дипломата: элегантный внешний вид, безукоризненные манеры, умение держаться с достоинством, прекрасная литературная речь». Все это необходимо музыканту академической школы?

– Мне кажется, это все необходимо любому человеку.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Сошьем вместе «Полотно мира»

Сошьем вместе «Полотно ...

Ветераны Ленинского округа запустили к 80-летию ...

Актуально

Генеральная уборка

Генеральная уборка

В областном субботнике приняли участие более 140 ...

Власть

На повестке – юбилей

На повестке – юбилей

Законодательному собранию Омской области ...

Информбюро

Субботник под музыку 90-х

Субботник под музыку 90-х

20 августа в парке им. 300-летия Омска прошел «Чисто ...

Крупным планом

Посевная с господдержкой

Посевная с господдержкой

Аграрии увеличат площади посевов основных культур: ...

Культура

Алина Горина: «У нас происходит много интересного»

Алина Горина: «У нас ...

Руководитель Туристского информационного центра ...

Наше время

Эшелон правды

Эшелон правды

Участие во Всероссийской патриотической акции ...

Общество

«Наша Родина – Россия»

«Наша Родина – Россия»

Омская региональная общественная организация ...

Память

Закрыл собой товарищей

Закрыл собой товарищей

За свой подвиг омич Михаил Торгашев представлен к ...

Панорама недели

Долгожданное распоряжение

Долгожданное ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о выходе в свет ...

СВО

«Буду преподавать детям историю»

«Буду преподавать детям ...

Участник СВО Александр Веревочкин в пятьдесят лет ...

Событие

На экране – технологии будущего

На экране – технологии ...

В Омске состоялась премьера фильма «Солнце Сибири» ...

Социум

Встретили как родных

Встретили как родных

В Омск из Белгорода прибыла группа школьников по ...

Спектр

Читаем всей семьей

Читаем всей семьей

Более четырех тысяч омичей посетили локации ...

Спецпроекты

Наши бабушки могут все!

Наши бабушки могут все!

В КДЦ «Иртыш» прошел смотр-фестиваль «Супербабушки ...

Фестиваль

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске продолжается отборочный тур фестиваля ...

Экономика

Инвесторам – особое внимание

Инвесторам – особое ...

Виталий Хоценко встретился с министром ...