Владимир Шалак: «Не наследить, а след оставить»

Директор департамента культуры Омска о любви к песне, фестивале «Душа России» и открытии новых учреждений на городских окраинах.

С песней по жизни

– Владимир Васильевич, президент России Владимир Путин подписал указ о награждении вас медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. поздравляем с наградой «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодо­творную деятельность». А с чего она началась?

– Я вырос в селе Глинкино Павлоградского района, основанном в 1909 году переселенцами с Украины. Мои предки по линии отца родом из Феодосии, мамы – из Сумской области. Папа – столяр, участник войны, получивший тяжелейшее ранение под Житомиром. Скромный, добрейший человек. Мама – учительница, мудрая и добрая, обладавшая прекрасной памятью. Мы, пятеро детей, обращались к родителям, бабушкам и дедушкам на «вы». Родители были примером уважительного отношения к людям. Счастливое было детство! Все мои родные очень красиво пели. И я со школы постоянно занимался в самодеятельности. Во время службы на Балтийском флоте меня взяли в ансамбль песни и пляс­ки Рижской военно-морской базы. Когда были на берегу, выступали в очень красивом матросском клубе.

– Вы и сегодня поете? Какие песни любимые?

– Пою. Например, из кинофильма «Весна на Заречной улице». Очень люблю лирические и умные песни, ведь песня – это исповедь души народа.

– Почему из всех вузов после службы вы выбрали Восточно-Сибирский институт культуры?

– Не знаю. Но в школьной характеристике классный руководитель почему-то написала: «Володя мечтает поступить в театральное училище». Я ничего такого никому не говорил, был застенчив, а она как будто предвидела, что моя жизнь будет связана с культурой.

– Без малого 30 лет назад вы пришли на нынешнюю вашу должность, уже поработав заведующим отделом культуры Павлоградского и Большереченского районов. Как это случилось?

– Я еще работал в областном управлении культуры. 10 мая 1990 года первый заместитель председателя горисполкома Геннадий Антонович Малицкий пригласил меня на беседу. Мы разговаривали полтора часа, и он предложил мне должность заведующего отделом культуры. А на следующий день городской Совет утверждал кандидатуры руководителей отделов. В Доме политпросвещения зал полон: 200 депутатов и 500 приглашенных. Кандидата на должность руководителя одного из отделов полчаса засыпают вопросами. Думаю: «Что я здесь делаю? Не уйти ли?» Тут председатель горсовета Владимир Алексеевич Варнавский объявляет перерыв и предлагает сейчас же на заседаниях комитетов рассмотреть претендентов. Я узнаю, что на мою должность есть еще 10 человек. В комитете по культуре – 13 депутатов, все доброжелательны, я имена этих людей до сих пор помню. Потом 55 минут я стоял на трибуне в зале. Все вопросы, что мне задавали, были по делу, никаких колкостей, желчи. И тогда я впервые сказал: «Чтобы уберечь общество от одичания, предлагаю рядом с каждой школой открыть школу искусств, пусть небольшую». И этой идее я все годы служу.

Хлеба и зрелищ!

– Патриарх Алексий II в те же годы говорил: «Больше храмов – меньше тюрем». А вы всегда приводите аргумент: среди учащихся школ искусств нет хулиганов и наркоманов…

– Ни одного правонарушителя среди 13 136 ребятишек! Школы искусств – это самые посещаемые массовые заведения, где закладываются не только творческие навыки, но и основы нравственного, эстетического и патриотического воспитания.

– Сколько школ искусств удалось открыть?

– В 90-е годы – пять. Потом я три года работал начальником областного управления культуры, три года управляющим делами горсовета и на других должностях. А когда в 2012 году вернулся в департамент культуры, выступая с докладом на совещании у мэра Вячеслава Викторовича Двораковского, сказал, что необходимо принять исчерпывающие меры для развития школ искусств, чтобы потом не кричать: «Караул!» В 2013 году забрали здание бывшего автохозяйства на пр-те Мира, 112, и за два года собственными силами отремонтировали и открыли прекрасную школу. Было 210 учащихся, сегодня свыше 800. С 2012 года открыли три школы, три филиала и еще одно помещение нам передают. Людям нужны школы искусств. В 2016-м, 1 августа, в преддверии 300-летия Омска на Левобережье открыли школу искусств № 21, и за один день в нее записалось 280 детей. Сегодня там уже 770 учащихся. Я не устаю повторять: в нищем городском бюджете нужно находить хотя бы крохи и каждый год открывать по одной школе.

– Когда вы возглавили отдел культуры горисполкома, в нем работали три человека. И все хозяйство – парки и Дом культуры Кировского района. И вы начали строить империю…

– Я очень люблю историю. И думаю, почему древние римляне пять тысяч лет назад говорили: «Хлеба и зрелищ!»? И то, и другое было необходимо. И сейчас не может человек без культуры существовать. Мы открыли три театра: «Галерку», «Студию» Любови Ермолаевой и Лицейский. Как меня тогда критиковали! Я сказал: «Время нас рассудит. Если театры займут свою нишу в культурной жизни города, значит, мы на правильном пути». Сегодня это профессиональные, успешные и интересные театры. Кто был прав?

– Трудно было спасать Дворцы культуры, которые уже не могли содержать предприятия?

– Непросто. Первым мы приняли ДК «Красная гвардия». Я пришел к Сали Александровичу Катыку – генеральному директору «Трансмаша», доктору технических наук, Герою Социалистического Труда, который встретил меня неприветливо, разговор не клеился. Тогда я сказал: «Сали Александрович, я не ваш подчиненный, вы не мой начальник. Что будет с дворцом, если вы мне откажете?» Он нажал кнопку, пришла секретарша, Катык попросил принести чаю. Потом пригласил своих заместителей. В кабинете появились четыре тени, он дал указания решать вопрос со мной, люди покинули кабинет. В дальнейшем в нашем разговоре появились человечность и теплота. Его подчиненные ждали меня в приемной. Они были поражены, что директор угощал меня чаем, прежде такого не было. И разговор пошел в нужном русле!

Потом мы забрали у предприятия библиотеку им. Льва Толстого, ДК им Свердлова. С этого все началось, Дома культуры передавали один за другим. Сегодня у нас восемь действующих ДК и четыре центра досуга. Но на заводах Агрегатном, им. Козицкого ждала неудача. По поводу ДК им. Козицкого собирали совещания по 20 человек, решение вопроса затягивалось. А когда его нам передали, уже не было возможности привести здание в порядок. Сегодня на это требуется 220 миллионов рублей – дешевле снести и построить новое. А ДК «Металлист», который в 1928 году построили на деньги, заработанные на субботниках, то есть народные, сегодня не существует.

Тот, кто умеет стремительно мыслить

– Владимир Васильевич, первым большим массовым праздником был юбилейный – в день 275-летия Омска. И 300-летие отмечали с огромным размахом. А ведь и фестиваль «Душа России» родился в вашем кабинете.

– Это была не моя идея. Ко мне пришли оперный певец из Австралии Александр Васильевич Шахматов и омич Алексей Федорович Аксенов. Оба родом из казачьих семей Харбина. Они предложили сделать концерт к 600-летию со дня преставления Сергия Радонежского. Я поддержал и сказал: «А может быть, фестиваль?» Название «Душа России» придумал Николай Николаевич Ярошенко, московский режиссер родом из Омска. Это выражение Николая Бердяева. На первом фестивале выступали Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Леонид Сметанников, Елена Сапогова, Татьяна Петрова, исторический театр из Иркутска, Виктор Гридин с оркестром, московские хоры «Акафист» и «Благовест». А на второй день состоялось казачье шествие по городу и концерт прославленного Кубанского народного хора. Фестиваль «Душа России» и сегодня живет.

– Как вы относитесь к критике в Интернете?

– Ну, критикуют меня, значит, что-то делаю. Вот упрекали, что я открываю новые учреждения культуры на окраинах, а не в центре. А разве там люди из другого теста, не такие, как все омичи? Мы День города открываем праздниками «От окраин – к центру» в Береговом, Крутой Горке, Осташково, на станции Входной, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от праздника. В 2014 году мы на 2-й Производственной, 37, в здании бывшей 24-й школы открыли концертно-творческое объединение и сделали карнавальное шествие от 48-й школы. Женщина идет и плачет: «Я никогда не думала, что и к нам придет праздник». Ко мне подошел бывший директор завода им. Попова Болеслав Станиславович Буковский, царствие ему небесное: «Как хорошо, что вы это сделали! Моя жена училась в этой школе». Низкий мой поклон нынешним руководителям этого предприятия Татьяне Викторовне Ушаковой и Ивану Викторовичу Полякову, которые выделили средства на ремонт. Они же дали деньги на установку бюста Сергея Манякина и памятник детям блокадного Ленинграда.

– История с приглашением Бабкиной, а не группы «Ленинград» на юбилей города наделала много шума.

– Я встретил Надежду Георгиевну в аэропорту в 6 утра, она говорит: «Владимир Васильевич, не переживайте, я все знаю». А я, конечно, переживал. У Бабкиной молодой коллектив, все с консерваторским образованием. Считаю, что сегодня никто так не воспевает Россию, как ансамбль «Русская песня». Концерт в Омске я смотрел с балкона Театра драмы. Вся площадь была запружена народом – 15 тысяч омичей собрались послушать Надежду Бабкину.

– Интернетные критики, видимо, полагают, что легко смогли бы руководить культурой.

– Культурой руководить нельзя. Можно координировать процессы, происходящие в творческих коллективах. Талант руководителя в том, чтобы всех объединять. «Руководить» – от древнерусского слова «рукоить», сплачивать людей вокруг себя, как в хороводе. Не руками водить, а головой думать. Я часто, в том числе и мэрам, говорю: «Мы приходим на короткий срок, и не наследить, а след оставить». Однокоренные слова, а понятия разные. И мне не стыдно оглянуться ни на один день за 40 лет работы руководителем культуры.

– Вы по-прежнему приходите на работу ни свет ни заря?

– Всю жизнь – в шесть часов утра. Очень люблю наблюдать, как просыпается город. Чувствуешь, что ты причастен к рождению нового дня, и на душе хорошо.

URL: http://omskregion.info/news/75647-vladimir_shalak_ne_nasledit_a_sled_ostavit/
Дата публикации:27/11/2019 07:58
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев