«В Омске живут люди, которые мне дороги»

Она всегда мечтала о сцене. Училась в Шебалинке, Ленинградской консерватории. Уже двадцать лет омичка Ольга Усова живет во Франции, поет в хоре знаменитого театра Гранд-опера. Но каждый год приезжает к родителям в родной Омск, встречается с друзьями. Корреспонденту «ОП» удалось встретиться и побеседовать с Ольгой Усовой.
Она всегда мечтала о сцене. Училась в Шебалинке, Ленинградской консерватории. Уже двадцать лет омичка Ольга Усова живет во Франции, поет в хоре знаменитого театра Гранд-опера. Но каждый год приезжает к родителям в родной Омск, встречается с друзьями. Корреспонденту «ОП» удалось встретиться и побеседовать с Ольгой Усовой.
 
- Ольга, как ты оказалась во Франции?
- Со своим будущем мужем я познакомилась, когда училась в консерватории. Во Францию уехала, потому что он там жил постоянно, а я надеялась найти работу по специальности. Через месяц прошла прослушивание в оперу Страсбурга, благодаря чему у меня появился первый небольшой контракт в спектакле «Молодые люди России» по «Евгению Онегину» Чайковского. Там режиссер импровизировал и ввел в спектакль образ Пушкина. В постановке были заняты молодые певцы из Москвы и Парижа. Мне предложили роль матери Татьяны Лариной.
 
- А как ты попала в Парижскую оперу? Полагаю, что это было совсем непросто...
- Прослушивание в хор Гранд-опера проходит каждый год. Я поехала, как говорится, потолкаться локтями и понять, на каком уровне я нахожусь, заметят меня или нет. Дело в том, что в тот момент жила с мужем в Эльзасе. В это время ко мне должны были приехать родители, они прилетали в Париж. За день до их приезда я пела в первом туре прослушивания. Когда дождалась результатов и услышала, что прошла во второй тур, то ответила: «Я завтра не могу». Администратор удивленно посмотрел на меня: «У вас есть шанс попасть в Парижскую оперу». На что я, в свою очередь, ответила: «Мои родители не говорят по-французски, мой муж не знает ни слова по-русски». И уехала в аэропорт. Через два года я наконец созрела и без особых проблем поступила в хор Гранд-опера. Жюри из одиннадцати человек единодушно проголосовало за меня.
 
- У любого русского человека за рубежом возникает проблема с языком. Как ты ее решила?
- Французский я учила в школе, но разговорный язык отличается от литературного. Когда познакомилась с будущим мужем, переписывалась с ним на французском, в Ленинграде брала уроки. А когда попала в другую языковую среду, постоянно держала при себе словарь. Но школьная база мне очень помогла.
 
- К чему ты долго привыкала во Франции?
- Первые пять-шесть лет я была открыта всему новому, я была как губка, которая все впитывает. Хотя некоторые вещи мне не нравились. Я могла отличить француза, говорящего на изысканном французском языке, от тех, кто говорит на упрощенном. А вообще русские и французы очень разные. Мы более эмоциональные. Русский человек быстрее принимает решение сердцем, француз же больше пойдет от головы. Когда я живу во Франции, то чувствую, что у меня больше работает голова, а в России - сердце.
 
- Любят французы оперу?
- Ходят. В новом здании Гранд-опера две тысячи восемьсот мест, и они всегда заняты. Это новое современное стеклянно-бетонное здание - восемь этажей над землей, шесть под землей, целая театральная фабрика. В нем можно, никуда не выходя, сделать все декорации, сшить костюмы, изготовить парики. Каждый день там идут разные спектакли. Декорации не демонтируют, их прячут целиком за сценой, чтобы можно было быстро поменять.
 
- Ты достаточно загружена…
- Моя загруженность не влияет на зарплату. В пяти спектаклях я пою или в двенадцати - это не имеет значения. Составляется договор, где у меня указана фиксированная сумма.
 
- Кроме тебя в хоре есть иностранцы?
- Да. Пятьдесят процентов - французы, остальные - итальянцы, немцы, испанцы, канадцы, американцы и так далее. Постоянная труппа только в хоре и в оркестре, солистов всегда приглашают.
 
- Есть у тебя в Париже любимое место?
- Оно связано с моей работой. Это остров Святого Луи. Я люблю здесь пройтись.
 
- Французская еда отличается от русской?
- Французы славятся различными соусами. Я их не люблю и не делаю. Но они едят много овощей и вкусно готовят мясо. Мясо я научилась готовить по-французски. Но уже отучилась накрывать стол как в России. В Омске я прошу это делать маму. Французы никогда не ставят все закуски на стол - только тарелки, приборы, стаканы, хлеб. А потом подают по одному блюду. Горячее, строго по порции на каждого приглашенного, никогда не готовят в два раза больше. Потом приносят сыр - большими кусками на одной тарелке. Затем кофе, после него немного крепкого напитка.
 
- А как же лягушачьи лапки?
- Ела один раз - похожи на курицу. Но сейчас и для французов это стало затратным деликатесом.
 
- Что делаешь в свободное время?
- Досуг сложно организовать, график в театре все время меняется. Два раза в неделю я хожу в церковь, читаю книги, люблю гулять по Парижу. Я слаба к внешней красоте. Париж для меня - продолжение Петербурга.
 
- Тебе не хочется вернуться в Омск?
- Когда моя семья распалась, я разошлась с мужем, у меня были долгие терзания. Но там меня держит работа, зарплата, красота Парижа. Поэтому надо уже смириться и жить тем, что дает тебе Господь.
 
- Есть у тебя в Париже друзья?
- Есть друзья, с которыми я общаюсь, благодаря русской церкви. Я воцерковленный человек - этим и держусь.
 
- Когда встречаешься с друзьями, нет ностальгии по России?
- Мы поем комсомольские песни, листаем песенники. Поем и плачем. На День Победы пели военные песни - как будто исповедовались. Меня тянет на родину.

Я все равно люблю Омск, мне здесь хорошо, здесь живут люди, которые мне дороги.
 
Записала Татьяна Шипилова


Так подсказало сердце
 
Четыре года назад Ольга Усова приняла решение усыновить ребенка.

 
В очередной приезд в Омск подруга пригласила Ольгу с собой в детский дом. Буквально на пороге она увидела девочку. Познакомились. Девочка - ее звали Саша - привязалась к Ольге. Обещала писать письма. Ольга Петровна подарила Саше несколько десятков конвертов, подписав их на французском языке. А сама уехала в Париж, чтобы собирать необходимые справки.
 
Девочка очень понравилась родителям Ольги. Нельзя сказать, что удочерение и первые годы совместной жизни были ровными и безмятежными. Но любовь приемной мамы, ее терпение помогли преодолеть трудности. Саша хорошо учится во французской школе, знает язык и уже считает себя француженкой.
 
- Дочь живет той жизнью, которую я ей предлагаю, - говорит Ольга. - Она ее принимает. У нее способность к рисованию, она хорошо танцует, поет в детском церковном хоре, научилась плавать. С подружками сложно: там каждый сам по себе. Но это приучает к мысли: если сам для себя ничего не сделаешь, то никто для тебя этого не сделает. Вся жизнь в твоих руках.
 
Саша вместе с мамой во время летних каникул приезжает в Омск и обязательно ходит в гости в свой детский дом, где у нее остались друзья.
 
Татьяна Капитонова
©
URL: http://omskregion.info/news/7569-v_omske_jivut_lyudi_kotore_mne_dorogi/
Дата публикации:19/09/2012 11:55