Ирина Трусова: «Театр – моя поддержка и жизнь»

Ирина Трусова: «Театр – моя поддержка и жизнь»

Дата публикации 4 декабря 2019 08:02 Автор Фото Евгений Кармаев

Заслуженная артистка России отметила юбилей творческим вечером в Музыкальном театре «Вспомнить все…» и рассказала, как три случая построили ее судьбу певицы и актрисы.

Привез в театр оперную приму и жену

– Ирина, народный артист России Александр Филиппенко как будто про вас сказал: «Случай играет в жизни артиста главную роль». Игра судьбы началась, когда вы готовились стать архитектором, ходили на подготовительные курсы в институт, но поступили в челябинское музучилище. Почему?

– На выпускные экзамены в музыкальную школу приехал директор музучилища, услышал мою игру на фортепиано и пригласил. Я из города Северска Томской области. Недавно была в школе, и меня спросили: «А вы с детства мечтали стать певицей и актрисой?». Для меня это непростой вопрос. Разве все дети мечтают стать космонавтами? Это им просто нравится. А что им дано в жизни, они не знают. Если бы я готовилась стать певицей, актрисой, я бы не изучала математику, архитектуру, не рисовала бы. И кто бы из меня получился? У каждого человека есть момент, когда Господь Бог направляет их на свое дело. Но каждый ребенок, по-моему, должен быть разносторонним и заниматься всем.

– Вы и горным туризмом увлекались…

– Да, и научилась ночевать в тайге. Мне средний брат Юра говорил: «Ира, начнется атомная война, все погибнут, а ты пойдешь в лес и выживешь». Походные навыки, умение справиться с экстремальной ситуацией в жизни пригодились. И математика, которую я очень любила, наверное, тоже. И фигурное катание. И рукоделие: я шила мягкие игрушки и собирала в лесу сосновые веточки, чтобы мастерить из них человечков. Папа – инженер-изобретатель и очень разносторонний человек: играет на фортепиано, поет, имеет грамоту «Лектор России». Когда я поступила в музыкальную школу, он был счастлив. И встреча с директором челябинского музучилища перетянула меня в музыку.

– Но поступили вы на теоретическое отделение. А голос тоже был открыт случайно.

– На каникулах я что-то делала дома и напевала. Братья говорят: «У тебя же голос!»

– А до этого никто не слышал?

– Я ходила в походы и пела на сорокаградусном морозе туристские песни у костра громким голосом – наверное, противным, раз мне не сказали, что он у меня есть. В училище я пошла к педагогу по вокалу, стала учить арии, и меццо-сопрановые в том числе, и мужские. Пела и за баритона, и за тенора. Как теоретик, привыкший к серьезным занятиям, учила по десять арий в неделю. Когда приехала поступать в уральскую консерваторию, я была уже в плену своего голоса.

– Третий удивительный случай в вашей жизни. В 1986 году дирижер Омского музыкального театра Григорий Комаровский поехал на «ярмарку» вокалистов в Горький и, как он сам говорил, «прикупил к нашей замечательной театральной колоде козырного туза», то есть вас. Вам сразу понравилось предложение поехать в Омск?

– Меня звали еще в Оренбург, Барнаул, в филармонии. Родители, когда услышали про Омск, сказали: «Ира, там новый театр, поезжай в Омск, к нам поближе». Я посмотрела репертуар: очень много опер ставится, это привлекло. Первым спектаклем был «Севильский цирюльник», где я спела партию Розины.

– И вы вышли замуж за Комаровского. У него, выходит, любовь была с первого взгляда. А у вас?

– У меня не совсем, потому что у нас разница была в 15 лет. А в молодости представление, что те, кому за 30, – это уже старшее поколение. Но его мудрость, эрудиция, потрясающая интеллигентность покорили меня. Отношения начались с уважения, а потом возникла пылкая любовь. Это единственная любовь в моей жизни. Я думаю, не всем женщинам довелось испытать такое чувство. Григорий Иосифович умер в 60 лет. И я не представляю мужчину, который мог бы занять его место в моей жизни. Он такую высоченную планку задал.

Голос как чудо совершенства

– Вы побеждали в российских и международных вокальных конкурсах. Какой особенно запомнился?

– Я заняла первое место на конкурсе памяти Юрия Гуляева в Тюмени. В жюри – знаменитые оперные певцы, среди них Татьяна Ерастова, Евгений Кибкало. Они высказывали мне свое восхищение. Меня пригласили в Большой театр спеть партию Розины в опере «Севильский цирюльник», где Юрий Гуляев блистал в роли Фигаро.

– А я помню спектакль «Травиата» в Омском музыкальном, когда вы спели с Леонидом Сметанниковым. Он потом назвал ваш голос чудом совершенства. При таких похвалах вашему колоратурному сопрано не было соблазна попробовать покорить столичные сцены?

– У меня тогда в Омском театре все ведущие партии были мои. В классических операх, опереттах. В месяц – по 5-6 спектаклей. Омский музыкальный не позволял мне никуда вырваться.

– Когда-то омским соловьем называли Дебору Пантофель-Нечецкую. Ей посвятил свой Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Рейнгольд Глиэр. И она благословила вас исполнять это произведение. Как состоялась ваша встреча?

– Я мечтала о встрече с Деборой Яковлевной после того, как, став лауреатом конкурса оперных певцов им. Бориса Рубашкина, я получила приз им. Пантофель-Нечецкой. Я пела много произведений из ее репертуара. В августе 1998 года мы с Григорием Иосифовичем возвращались из отпуска. В Москве созвонились с певицей, и она пригласила нас к себе в гости. Была очень рада нашему визиту. В свои 93 года сохранила память, жизнелюбие, интеллигентность. А через два месяца она умерла. У этой певицы был гибкий, подвижный, очень красивый голос. Но на ее долю выпало столько жизненных неприятностей, что на две судьбы хватило бы. После этой встречи иначе начинаешь относиться к своим обидам.

– Кто ваши любимые партнеры в театре?

– Сначала – Владимир Никеев, Анатолий Мотовилов, потом Александр Хмыров, Алексей Милосердов, Джони Окропиридзе. Со мной на сцене были столько лет Георгий Алеидзе, Борис Шевченко, Егор Котов, Владимир Миллер. Я всех обожаю. Когда появились молодые партнеры, старшие говорили: «Ну вот, мы уже ушли с ролей героев, а ты по-прежнему поешь с молодыми».

– Что вы чувствуете, когда передаете свои партии молодым артистам?

– А кому передаю? В хорошие руки, своим ученикам. Мои ученики – это мои дети, и я своим детям передаю свои роли. В нашем театре работают Валентин Колесников, Кирилл Кириллов, Ивана Цицей, Юлия Соловьева – студенты моего класса в музучилище им. Шебалина. Партию Виолетты в опере «Травиата» сегодня исполняет Иванна Цицей. Я могла бы спеть Виолетту, но есть ведь и эстетическое восприятие возраста. Как бы ни говорили, что я молодая и красивая, но пришло время перейти на возрастные роли. И сегодня это мой конек.

– В опереттах возрастные – это в основном комические роли.

– И я их играю с удовольствием. За плечами огромный багаж лирических и героических героинь, но интересно быть и характерной актрисой. В мюзикле «Звездный час» играю председателя Оперной гильдии Джулию Леверет – веселую, смешную. Высший пилотаж актерского мастерства – сыграть комедию. 30 лет во мне спали эти способности и вот проснулись. Мне интересно, что я перехожу в другое амплуа, где требуются новые актерские приемы, ставятся новые задачи.

Театр стал спасением

– На фестивале «Панорама музыкальных театров России» из уст одного из почетных гостей прозвучало: «Сегодня в опере время Анны Нетребко, а не Монсеррат Кабалье».

– Анна Нетребко – квинтэссенция современного оперного театра. Не только она дала толчок к переменам, время такое: артистке оперы нужен голос Монсеррат Кабалье, фигура Майи Плисецкой, актерское мастерство моей любимой Алисы Фрейндлих, пластика Вячеслава Полунина. Такие сейчас к певицам требования.

– Как удается сохранять одни и те же параметры фигуры?

– Если набрала в отпуске несколько килограммов (а такое было только раз), сажусь на строжайшую диету. У меня 30 ролей. Нельзя допустить, чтобы женская пошивочная мастерская занималась только моими костюмами: расшивала-ушивала.

– У вас была опера «Искатели жемчуга» Бизе, где вы в смелом минималистском этнокостюме поете в немыслимых позах. Это был ваш любимый спектакль?

– Да, мне очень нравился этот спектакль. И «Севильский цирюльник» Кирилла Стрежнева с элементами эксперимента. Интересно работать, когда рождается новизна без вульгаризма и требуется актерское мастерство. Я иногда смотрю на нашу театральную молодежь и завидую тому, как артисты работают. Эх, в мою молодость не было такой раскованности на сцене. Мне нравится, что сейчас много предлагается режиссерами интересного.

– Омский театр – единственный в вашей жизни, вы служите в нем уже 33 года. Чем он стал для вас?

– В этом театре я пережила и счастье, и горести. Коллектив театра – моя поддержка и моя жизнь. Когда умирает близкий человек и остаешься один на один с горем, психика не выдерживает и можно сойти с ума. А я похоронила и мужа, и сына, и спасение – только театр.

– Вы очень сильная женщина. Переиграли столько лирических героинь и легкомысленных, капризных красавиц, что у зрителей может сложиться впечатление, что и в жизни вы баловень судьбы…

– А меня называют «железной леди». Дело в самодисциплине. Когда умер Григорий Иосифович, мы отметили девять дней, а на десятый у меня – «Принцесса цирка» в театре. Коллеги, администрация понимали: меня надо загружать, чтобы отвлечь от переживаний. А после смерти сына Бориски я целый год не могла играть мать в спектакле «Старые дома». И в театре понимали мое состояние. Только в конце сезона я собрала себя в комок и вышла на сцену в этом спектакле. Сыграла роль чисто, аккуратно, и никто из зрителей не заметил моих страданий.

– Как появилась школа искусств имени Ирины Трусовой?

– Это было предложение директора городского департамента культуры Владимира Шалака. Я преподаю в «Шебалинке», в ОмГУ, и в этой школе № 17 у меня есть несколько талантливых учеников.

– Что бы вы себе пожелали в юбилейные дни?

– Хочу быть на сцене подольше. Играть и лирических, и комедийных героинь. Побольше новых ролей.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Награды омским талантам

Награды омским талантам

Абсолютным победителем II Кубка Губернатора по ...

Актуально

Паводок держат на контроле

Паводок держат на ...

Глава региона Виталий Хоценко в конце прошлой ...

Акция

Зеленые символы Победы

Зеленые символы Победы

В парке Победы прошла эколого-патриотическая акция ...

Власть

Развитие с господдержкой

Развитие с господдержкой

Губернатор Омской области Виталий Хоценко побывал ...

Выставка

Сокровища царских курганов

Сокровища царских ...

В центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка ...

Дата

Цветы и свечи памяти

Цветы и свечи памяти

В парке Победы возле памятного знака ...

Закон и порядок

Больше информации – меньше сложностей

Больше информации – ...

Жители региона стали реже обращаться к ...

Информбюро

В регионе написали «Диктант Победы»

В регионе написали ...

Участие во Всероссийской патриотической акции ...

Конкурс

Диджей за пультом!

Диджей за пультом!

Впервые на II Кубке Губернатора по художественному ...

Культура

На сцене – трудовой подвиг омичей

На сцене – трудовой ...

Государственный академический Омский русский ...

Общество

Работа без риска

Работа без риска

На омском форуме «Безопасность и охрана труда – 2024» ...

Панорама недели

Символ Победы на груди у сердца

Символ Победы на груди у ...

В Омской области в преддверии праздника 9 Мая ...

Праздник

Главный день в году

Главный день в году

Как омичи будут отмечать 79-летие Победы в Великой ...

СВО

«Мой папа – герой!»

«Мой папа – герой!»

Учащиеся Нововаршавской школы искусств нарисовали ...

Спектр

Поэзия переднего края

Поэзия переднего края

В омские библиотеки поступили сборники рассказов о ...

Спецпроекты

Расписание муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах города Омска

Расписание муниципальных ...

Садовые маршруты в черте Омска начали курсировать ...

Спорт

Турнир под знаком восемнадцатилетия

Турнир под знаком ...

Порядковый номер юношеского турнира по самбо ...

Дружим семьями

«Делать свое дело и верить в лучшее»

«Делать свое дело и верить ...

В Год семьи, инициированный президентом России ...