19 января – праздник Крещения Господня.
Каждый год два чуда являются миру: благодатный огонь в иерусалимском храме Гроба Господня в Пасху и освященная крещенская вода. Скептики в сотый раз приглашали ученых исследовать эти явления. Но никогда никто не мог найти им материалистического объяснения. Оттого так длинны очереди в храмы за крещенской водой, и стоят в них как воцерковленные люди, так и те, кто бывает в храме редко – их еще называют захожане в отличие от прихожан.
Чудо
19 января подтверждаются данные социологов, согласно которым 75–80 процентов россиян считают себя православными, хотя на деле посещают службы только несколько процентов.
Так, и в Омске каждый год праздник Крещения, или Богоявления, собирает в храмах такое количество людей, что все не могут войти в церковь во время Божественной литургии Василия Великого, которая служится в этот день повсюду. Люди идут помолиться и за водой, которую освящают в Крещенский сочельник, и в самый день праздника. Есть, правда, мнение о том, что в самый день Крещения Господня и из водопроводных кранов течет святая вода. Об этом говорил, например, известный в России старец, рассказывая, как после репрессий в заключении тайно приходилось ему проводить службу: «Если хоть в одном православном храме мира совершается чин Великого освящения воды, то по молитвам Святой Церкви освящается и всех вод естество, то есть вся вода делается крещенской».
Однако люди все же предпочитают брать воду в храмах, выстаивая длинные очереди, которые никого не печалят.
Суть праздника
Богоявление, или Крещение Господне. Когда св. Иоанн Предтеча явился на берегах реки Иордан с проповедью о покаянии и крестил исповедовавших грехи свои, то пришел к нему Господь Иисус Христос и принял от него крещение в водах Иордана. Сначала Иоанн не хотел крестить Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но когда Господь сказал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», – крестил Его. Когда же по крещении Господь выходил из воды, то отверзлись Небеса, Дух Святой сошел на него в виде голубя и слышен был глас с Неба: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Крещение Господне называется Богоявлением, потому что в этот день явился Бог во Святой Троице: Бог Отец – во гласе, Сын Божий – во плоти и Дух Святой – в виде голубя. Праздник называют и Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.
Сила воды
Крещенскую воду называют агиасма (в переводе с греческого – святыня). Многие считают, будто Крещение и Богоявление – разные праздники, и воду, которую освящают в Сочельник, 18 января, называют богоявленской, а освященную 19-го числа – крещенской. Некоторые стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее в разных сосудах, боясь перепутать. Это – суеверие. И в праздник Крещения, и в Сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.
Чин великого освящения воды – необыкновенно красивая служба. Иначе и не может быть, если речь идет о чуде: «Господи, чудны дела твои!» – трижды возглашает архиерей или священник, возглавляющий службу. Наступает самый главный – таинственный момент: троекратное погружение креста в воду под пение хором тропаря праздника.
Крещенская вода обладает особой благодатью. В этот день святой водой окропляется жилище. Пить агиасму надо натощак, с утра. Хранить святую воду – в чистом месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!). При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.
На Иордан!
Есть церковные правила, а есть народные обычаи. Троекратное погружение в прорубь – один из них.
Это обычай еще Древней Руси. И цари наши встарь трижды окунались в купель на Москве-реке, и дети их. Но сибирская зима студенее. Однако в омских газетах столетней давности есть свидетельства об освящении воды в Иртыше и крещенских купаниях. Спустя 70 лет, в конце 80-х, эту традицию возродил митрополит Феодосий. После литургии Василия Великого в Свято-Никольском казачьем соборе под колокольный звон мимо кадетского корпуса двигался крестный ход на Иордан – так в память о реке, в которой крестился Иисус Христос, называют в праздник Богоявления главные реки региона. Потом до самого вечера желающие всех возрастов, часто с малыми детьми, погружаются в освященную воду.
К сожалению, уже лет 15 МЧС не дает разрешения на организацию купелей в этом месте из-за большой полыньи у берега.
В нынешнем году к празднику Крещения Господня подготовлены 46 купелей, в том числе семь в черте города: в парке «Зеленый остров», в поселке Новая Станица, 14-м военном городке, поселке Крутая Горка. А еще – во всех районах области, в некоторых не по одному месту для погружения в прорубь. Например, в Любинском районе готовят четыре купели, в Черлакском и Называевском – по три, в Шербакульском, Полтавском, Знаменском – по два. Омичи придут к купелям на Иртыше, реках Тара, Туй, Уй, Оша. Ишим, Большой Ук, Тюкалка, а также к оборудованным местам на озерах и в котлованах.
Омичи полюбили крещенские купания. Много лет едва ли не самым притягательным местом в праздник Крещения был Свято-Никольский монастырь в Большекулачье. Здесь шили до ста крестильных рубах, и всем не хватало. Автомобили выстраивались до Красноярского тракта. Однако епископ Зосима, наместник монастыря с 2013 года, в канун Нового года назначенный Священным синодом РПЦ епископом Магнитогорским и Верхнеуральским, сетовал: «Горестно, что процентов 90 людей, приезжающих для погружения, минуют храм. Мы не раз говорили: не надо делать из погружения в купель культа, не надо отдавать должное молодеческой удали или думать, что омовение снимает все грехи, накопившиеся за год. Это только народный обычай, который может привести к вере. А если этого движения нет, значит, человек живет с языческим миропониманием, лишь облекая его в христианскую форму».
Нынче в Большекулачье купели нет, требуется ремонт водоема. Но проблема касается не только этого монастыря. И об этом каждый год говорит митрополит Омский и Таврический Владимир: омовение в проруби не заменяет праздничную литургию в церкви.
И все же традиция жива, и хорошо, если люди понимают, что купание в проруби не развлечение, не экстрим, а духовное дело.
Русские купели поражают иностранцев. В Европе или Америке при снегопаде и температуре минус 10 градусов останавливается движение на дорогах и люди от холода попадают в больницы. Рассказывают: когда в странах, привыкших к комфорту, видят в теленовостях наши крещенские погружения в прорубь в тридцатиградусные морозы, иностранцев оторопь берет, они не понимают, как это возможно, и миф о загадочной русской душе получает развитие: наверное, думают, и тело у этих русских скроено как-то иначе.
А все просто: жив богатырский дух, оставленный нам в наследство предками, построившими могучее и самое обширное на планете государство. И это хороший повод для самоутверждения нации, которое в трудные годы было уже почти утрачено.
В ТЕМУ:
Народные приметы
Снегу под Крещение надует – хлеба прибудет.
Если утром идет снег – уродится ранняя гречиха, в полдень идет снег – уродится средняя, вечером пойдет – поздняя.
Если в ночь на Крещение на деревьях много инея – год будет урожайный.
Если в крещенскую ночь небо чистое – будет много гороха.
Если звезд не видно – грибы родятся.
Яркие звезды в крещенскую ночь – к хорошему приплоду овец.
Крещение по всей Руси славилось своими холодами. Крещенские морозы – самые сильные. Но нынешняя зима теплая, нетипичная для Сибири, и в праздник Крещения синоптики не прогнозируют понижения температуры ниже 15 градусов. Народная мудрость и тут пригодится: на Крещение оттепель – к урожаю.
Если на Крещение во время иордани пасмурно – будет урожай, а коли ясно – к неурожаю.
Коли на воду пойдут да будет туман – хлеба будет невпроед много.
20 января отмечается память Иоанна Крестителя. С этого дня время называли перезимьем: перезимье о весне весть подает.