Научная разработка аспирантки ОмГМУ Анны Горбуновой, ставшей победительницей конкурса «У.М.Н.И.К. 2017», получила признание на международном уровне.
С Анной мы встретились в поликлинике клинического онкологического диспансера, где она как торакальный хирург вела прием пациентов.
Место в жизни
– То что я буду онкологом, поняла уже на третьем курсе, потому что в отличие от своих коллег, проходя практику, не чувствовала эмоциональной тяжести. А еще мне нравились хирургические операции, которые здесь отличаются своим объемом и техникой, – рассказывает Анна. – И если с местом будущей работы я определилась быстро, то вот направления долго перебирала. Но как только волею случая попала в торакальное отделение, то сразу влюбилась в хирургию, и сейчас, после нескольких лет работы, могу твердо сказать – это мое место в жизни!
Учитывая, что для медицины быстрая и точная диагностика играет решающую роль, Анна еще на последнем курсе университета заинтересовалась темой гистологии, являющейся в онкологии ключевым исследованием, определяющим метод лечения. Под руководством заведующего кафедрой гистологии, цитологии, эмбриологии ОмГМУ, почетного члена международного общества International Behavioral Neuroscience Society Виктора Александровича Акулинина она начала исследования, ставшие впоследствии основой проекта «Разработка программного продукта для морфометрического анализа нервной ткани при диагностике заболеваний головного мозга». Затем уже в ординатуре она продолжила эти изыскания, поступив по окончании в аспирантуру своего университета.
Новый метод
Что же стало причиной поиска новых методов исследования? Дело в том, что классический метод подразумевает проведение биопсии. Кусочек ткани, обработанный различными способами, изучается под микроскопом, после чего дается диагноз по тому или иному виду опухоли. Выбор не такой простой, часто возникают сомнения, приходится привлекать других специалистов, применять иммуногистохимической метод, чтобы точно выявить тип злокачественной или доброкачественной опухоли.
– Их очень большое количество, и определить нелегко. А разработанный нами метод позволит более быстро и более точно дать правильный диагноз, – поясняет Анна. – Его суть в том, что мы предлагаем гистологические препараты оцифровывать, делая фотографии. Их будут обрабатывать при помощи программного продукта, который имеет большой архив данных. Это позволит распознавать ткань на снимке, видеть ее изменения и фиксировать. Безусловно, этот метод не заменит работу профессионального патоморфолога, но ускорит ее и исключит субъективность.
В настоящее время уже собрано большое количество препаратов, создана база, проведен ее анализ и проверка данных с помощью статистических методов. Учитывая большой массив данных, над проектом трудится целая команда. Помимо Анны Горбуновой и заведующего кафедрой Виктора Акулинина в изысканиях принимают участие и другие сотрудники кафедры – Сергей Степанов и Ирина Цусман.
Заявка на грант
Разработчики уже подали заявку на получение гранта программы «Старт», что позволит начать масштабирование проекта. Тем более готовый продукт уже есть, остается сделать так, чтобы о нем узнали все заинтересованные лаборатории и клиники.
– Если говорить о коммерциализации, то она подразумевает продажу нашего продукта патоморфологическим лабораториям как в России, так и за рубежом. Кстати, заведующий кафедрой уже дважды выступал по теме нашей работы на заседаниях International Behavioral Neuroscience Society, где собираются десятки тысяч специалистов как из фундаментальной, так и прикладной клинической науки. Наша работа привлекла большое внимание, особенно учитывая, что все исследования были сделаны в Сибири, – продолжает Анна Горбунова. – В России такой программный продукт ранее никогда не использовали, а в США применялись другие методы, которые не получили большого распространения. Один из них – ImageJ – программа с открытым исходным кодом для анализа и обработки изображений. Она была создана Национальным институтом здоровья – подструктурой министерства здравоохранения и социального развития США – и нашла применение во многих областях, потому что это универсальный анализатор цифровых изображений. А мы первые решили ее использовать в гистологии, создав рабочий инструмент для патоморфолога. Он будет облегчать и ускорять исследования.
Высшая степень признания
Несмотря на такое признание, Анна считает главным для себя работу торакального хирурга, и даже получение в будущем научного звания кандидата медицинских наук не означает, что она полностью собирается уходить в фундаментальную науку.
– Я прекрасно понимаю, что выбрала такую профессию, где нужно учиться всю жизнь. А наука просто помогает мне быть грамотным и компетентным специалистом, – считает Анна Горбунова. – Именно для этого я стараюсь постоянно изучать фундаментальную научную базу, без которой практикующему хирургу просто нельзя. Так что я постараюсь совмещать медицинскую карьеру, счастливую семейную жизнь и науку. Но главное, хочу стать тем хорошим врачом, который оставит свой след в онкологии, к которому будут стремиться пациенты. Это была и есть высшая степень признания заслуг настоящего доктора.