Омичи стали исправнее платить за тепло и горячую воду

Омичи стали исправнее платить за тепло и горячую воду

Дата публикации 27 февраля 2020 17:48 Автор Фото Сергей Мельников

Однако большие долги у омской «Тепловой компании» все равно тянут предприятие ко дну. Депутаты горсовета предложили мэрии к марту представить программу по выходу из кризисной ситуации, оздоровлению и развитию компании.

В четверг, 27 февраля, на внеочередном заседании комитета по финансово-бюджетным вопросам Омского городского Совета депутаты обсудили сложившуюся ситуацию вокруг МУП Омска «Тепловая компания». Руководитель организации Владимир Тараненко рассказал предысторию сегодняшних событий. По его словам, большая кредиторская задолженность у предприятия появилась в 2016 году, когда «Сбербанк» одномоментно истребовал обратно кредитные средства в сумме порядка 300 млн рублей, которые были заимствованы еще в начале 2005 года.

Из-за этого МУП не смог рассчитаться за основные услуги перед поставщиками, в частности, за воду и газ. Предусмотренных тарифом денег для оплаты не хватало. В результате на конец 2016 года у предприятия образовалась кредиторская задолженность в размере 350 млн рублей, и большая часть из них – около 300 млн рублей – перед основным поставщиком ресурсов «Межрегионгазом». Теперь она висит «мертвым грузом» на предприятии. Снизить ее не удается несколько лет. А в прошлом году таким же образом деньги, которые ранее давались предприятию в кредит, потребовал «Альфабанк».


«Ситуация схожа с той, когда с раненного бойца кто-то уже стаскивает сапоги, кто-то телогрейку. Если бы все во время платили по счетам, то задолженности ни у кого ни перед кем не было бы», – отметил Владимир Тараненко.

Перед самой «Тепловой компанией» должниками выступают население и юридические лица. Если говорить про обычных потребителей услуг – жителей Омска, то они ежегодно оплачивают за тепло и горячую воду МУПу примерно 1,15 млрд рублей. На сегодняшний день население должно «Тепловой компании» за эти коммунальные услуги около 465 млн рублей.

«Мы остановили рост задолженности населения. И теперь ежегодно взыскиваем около 900 млн рублей старых долгов. Люди стали и более ответственнее, платят за тепло и горячую воду. Если раньше собираемость составляла 60 %, то сейчас до 77 %. Ведется и большая претензионная работа. Мы стали выбивать долги путем начисления пеней, ограничений подачи горячей воды, СМС-уведомлений о текущей задолженности. Только за счет направлений сообщений потребителям о текущих долгах удалось добиться оплаты услуг на сумму более 10 млн рублей. У нас сейчас серьезная работа ведется с населением по поводу их неоплаты за коммунальные услуги», – рассказал Тараненко.

Председатель комитета Юрий Федотов обратил внимание руководителя МУПа на необходимость усиления этой работы, так как, по его мнению, собираемость в 77 % тоже не очень большая.


«У нас есть такие семьи, кто должен по 300 тыс. рублей и продолжают не платить, и приставы взять с них ничего не могут, они многодетные. Много не платят те, кто живет по социальному найму, то есть в муниципальных квартирах. Мы еще и ограничены законодательством. Если газ и свет можно отключить у должника за неуплату, то с отоплением так поступать нельзя. Этим часто пользуются нерадивые потребители», – пояснил директор МУПа.

Однако с юрлицами-должниками оказалось еще сложнее. Работа по ним ведется только через суды, приставов и опломбировку счетчиков. Часто возникает, выражаясь языком финансистов, мертвая дебеторка, когда юристы компании дважды прошли судебные инстанции, и приставы заявляют о невозможности истребовать долг. Один из примеров – 47 млн рублей муниципальному предприятию за потребленное тепло должна организация-банкрот, учредителем которой является Минобороны.

«Как правило, такой долг списывается предприятием через время. Его должны списывать по бухгалтерской отчетности или он висит мертвым грузом. На сегодня такой дебиторской задолженности у МУПа порядка 150-160 млн рублей», – сказал руководитель «Тепловой компании».

Плюсом ко всему сама система теплоснабжения Омска вызывает опасения из-за большого процента изношенности. В нее необходимо вливать средства для развития, реконструкции, модернизации, замену тепловых сетей. Чтобы латать дыры, вкладываются огромные деньги.

«Ничего вечного не бывает. На сегодняшний день у предприятия около тысячи км сетей, которые необходимо заменить. Нам надо начинать хотя бы по 100 км сетей менять ежегодно. В основном мы работаем на авариях. Через год-два вообще может возникнуть опасная ситуация. Старая рубашка все равно когда-нибудь порвется», – объяснил Тараненко.

«Подливают масла в огонь» и ветхие брошенные объекты теплоснабжения, которые муниципальному предприятию приходится брать на баланс, так как они признаны бесхозными.

«Застройщики построят что-то без нашего ведома и, чтобы не обслуживать, бросают их. Сначала вытаскивают через них деньги, 10-15 лет сети никто не обслуживает, потом оставляют. Так много было сброшено котельных. Как бы тяжело ни было, мы пытаемся их ремонтировать, восстанавливать, иначе будут аварии. К примеру, на торгах нам удалось сэкономить 60 млн рублей, и первый раз в истории мы выполнили инвестпрограмму – закупили производственную технику (КАМАЗы, грузовые машины, самосвалы, трактора). Кто-то закупает легковой транспорт, а наша техника еще в лицо помнит Громыко. На них и запчасти уже не выпускают, они сыпятся ежедневно», – заметил глава МУПа.

Осложняет ситуацию то, что форма управления ТК не предполагает принятие самостоятельных решений. МУП является жестко регулируемым со стороны властей предприятием.


«МУП и руководитель не самостоятельные при принятии решения. Если бы это было частное предприятие, а не такое регулируемое, то за 2-3 года его можно было бы вывести из кризиса. Здесь невозможно придерживаться тех канонов экономики, которые необходимы для работы в этом направлении. Например, нельзя проводить кампанию по сокращению издержек, перебрасывать средства с одной статьи расходов на другую. Есть четкие целевые статьи на фонд оплаты труда, на ремонт, на инвестку, прямые расходы на ресурсы. Если мы начнем на чем-то экономить и перебрасывать деньги, то их просто извлекают как неиспользованные по назначению», – сообщил Тараненко.

Парламентарии и руководитель компании склоняются к тому, что самостоятельно организация выкарабкаться из долговой ямы уже не сможет. Вместе с тем попытки урегулирования вопроса все же предпринимаются. Например, сейчас с согласия депутатов горсовета принято решение по отчуждению имущества – газовых сетей, что даст возможность получить компании около 250 млн рублей. Если аукцион состоится, то с частью поставщиков долговой вопрос МУПа будет закрыт.

Нет у предприятия больше и кредитного портфеля, долгов перед налоговой и по заработной плате перед сотрудниками. Всего в компании работают около 2 тыс. человек. Также прорабатывается и вопрос концессии.

После долгого обсуждения депутаты пришли к выводу, что новый руководитель МУПа со своей командой действительно делают все возможное, чтобы спасти ситуацию, однако в том «наследстве», которое им досталось, необходимо тщательно разбираться.

«Если денег где-то стало меньше, значит, где-то их стало больше. Поэтому очевидно, если у предприятия образовалась дыра в 350 млн рублей, то это по чьей-то вине. Эти причины явно имеют субъективный характер, фамилию, имя и отчество. Поэтому депутаты справедливо задавали острые вопросы. Мы же должны понимать, как предприятие будет работать и как его вывести из кризисной ситуации. Городской совет не должен и не будет подменять оперативное руководство, но, видимо, это руководство в периоде 2013 года, когда возникли первые серьезные сложности, было недостаточным, раз привело к таким результатам. Депутаты хотят, чтобы ситуация была прозрачной, и все», – пояснил председатель комитета.

В итоги парламентарии предложили горадминистарции предоставить дорожную программу по выводу предприятия из кризиса, оздоровлению и развитию в марте.

«Это, скорее всего, придется делать, ведь теплоснабжение города – это ответственность органов местного самоуправления. Мэрия должна будет обеспечить бесперебойную теплоподачу», – добавил Юрий Федотов.

Распечатать страницу