Как современные тренды цифровых медиа зарождались в газетах советской эпохи.
10 марта нашей газете исполнилось 103 года. Подшивка «Омской правды» – это настоящая энциклопедия жизни региона. В ней можно найти не только информационные сводки тех или иных знаковых для Омской области событий, но и множество материалов, свидетельств, писем, примет времени, которые характеризуют прошедшую эпоху и журналистику тех лет. Мы часто перелистываем старые номера и всегда находим в них что-то интересное и даже актуальное сегодня.
В советских изданиях нельзя не обратить внимания на стиль оформления страниц, или, как у нас принято говорить, газетных полос. Когда не было компьютеров, газета версталась «вручную». Ее оформляли художники. Не имея нынешних компьютерных программ, они делали свою работу не хуже, а зачастую лучше современных дизайнеров.
В газете 70-х и 80-х годов много рисунков и карикатур, отражающих проблемы, нравы и пороки общества. Эти образы в «Омской правде» на протяжении многих лет создавал художник Виктор Николаевич Резниченко. Глядя на его работы, ловишь себя на мысли, что они по-прежнему актуальны. Да и сам жанр, как оказалось, не изжил себя. Он только переместился с газетных полос в Интернет, социальные сети, и там нашел новую аудиторию.
Различные демотиваторы, забавные фотографии, мемы пользуются огромной популярностью у пользователей социальных сетей. Но изобретены они были газетчиками. Как, впрочем, и многое другое из современных медиа.
Сегодня, например, все на свете паблики соревнуются между собой количеством уникальных просмотров и комментариев. Иными словами, отзывов на ту или иную публикацию. А раньше в роли своеобразной социальной сети выступала газета. В редакцию приходили сотни писем, как сказали бы сегодня, с комментами. Отдел писем получал их в буквальном смысле слова мешками. И на каждое обращение нужно было дать ответ либо через газету, либо по почте. При редакциях создавались и свои сообщества. Например, литературное объединение. Вот такие СММ-технологии работали в период советской журналистики.
Впрочем, мы отвлеклись. Многие свои работы Виктор Резниченко посвящал коллегам по цеху. Он рисовал безобидные, но с тонко подмеченным характером карикатуры друзей-журналистов. Многие из них нашим постоянным читателям, кто выписывает «Омскую правду» много лет, хорошо знакомы: Тамара Саблина, Станислав Третьяков, Эрнест Чернышев, Римма Сергеева…
Один из рисунков должен быть известен всем омичам от мала до велика: это портрет Ивана Бухгольца. В 1966 году, когда готовились отпраздновать 250-летие Омска, встал вопрос: а как выглядел Иван Бухгольц? Оказалось, что нет ни одного его портрета. И тогда Виктор Резниченко, изучив военные костюмы, набросал рисунок – реконструкцию образа сподвижника Петра I. Правда, сегодня краеведы уверяют, что рисунок имеет массу неточностей. Но художник в то время и не стремился к исторической достоверности, а пытался создать художественный образ основателя города. И это у Виктора Резниченко получилось. Рука-то легкая…