Новое видение cтратегии развития промышленности Сибири

Новое видение cтратегии развития промышленности Сибири

Дата публикации 7 февраля 2012 08:26 Автор

На прошлой неделе в Омске состоялось заседание Координационного совета по промышленности и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) под председательством губернатора Омской области Леонида Полежаева. В заседании принял участие Полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский. Одно из важных решений, принятых Координационным советом, – разработка общесибирской Стратегии развития промышленного комплекса СФО до 2020 года. Она позволит привлечь дополнительные средства из федерального бюджета и инвестиционных фондов под новые проекты сибирских промышленников.
На прошлой неделе в Омске состоялось заседание Координационного совета по промышленности и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) под председательством губернатора Омской области Леонида Полежаева. В заседании принял участие Полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский. Одно из важных решений, принятых Координационным советом, – разработка общесибирской Стратегии развития промышленного комплекса СФО до 2020 года. Она позволит привлечь дополнительные средства из федерального бюджета и инвестиционных фондов под новые проекты сибирских промышленников.

На заседании Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский выразил благодарность председателю Координационного совета по промышленной и научно-технической политике МАСС Леониду Полежаеву, а также всем сибирским регионам за участие в межрегиональной целевой программе «Сибирское машиностроение».

– Леонид Константинович Полежаев сумел максимально мобилизовать ресурсы каждого региона, использовать это в интересах развития промышленности, – подчеркнул Виктор Толоконский. Реализация программы «Сибирское машиностроение» позволила промышленникам Сибири с помощью кооперации наладить выпуск новых видов продукции, в основном гражданского назначения. Сегодня промышленники СФО решают задачи более масштабной кооперации для выпуска новых видов продукции. Для этого им понадобятся дополнительные инвестиции – от федерального центра, частных инвесторов и институтов развития. Новые инвестпроекты и программы развития будут заложены в Стратегии развития промышленного комплекса СФО до 2020 года, создание которой и обсуждалось на заседании Координационного совета.

– Сегодня речь уже не идет о сохранении потенциала, речь идет о том, что мы не можем оставаться на достигнутом уровне, чтобы быть конкурентоспособными, – уверен губернатор Омской области Леонид Полежаев. – На мой взгляд, у той программы, которую мы сейчас предложим, есть очень хороший шанс, совпадающий с требованиями, которые заложены в бюджет нашей страны. И не использовать этот шанс в промышленности Сибири было бы очень серьезным просчетом.

По мнению Леонида Полежаева, формировать Стратегию развития промышленности Сибири необходимо на базе действующей программы «Сибирское машиностроение».

– В чем, по моему мнению, должна заключаться доработка программы «Сибирское машиностроение»? В том, чтобы этот документ после доработки мог претендовать на статус инвестиционного проекта, обеспечивающего реализацию Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, – подчеркнул губернатор Леонид Полежаев.

Разработку проекта новой стратегии необходимо завершить в этом году, поскольку заканчивается действие программы «Сибирское машиностроение». Разработав планы развития на 20 лет вперед, сибирские промышленники скоординируют свои действия со «Стратегией развития России-2020» и таким образом смогут претендовать на федеральные средства. В минувшую пятницу курирующий вопросы ОПК вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что на модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса до 2020 года будет выделено три триллиона рублей.

– Мы выходим на новое видение Стратегии развития Сибири через призму промышленного роста как комплексного инвестиционного проекта. Создание проекта развития промышленности – сложнейшая задача, которая потребует привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов, – подчеркнул Леонид Полежаев.

«СИБМАШ» ДОКАЗАЛА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ
Программа развития сибирской промышленности – «Сибмаш» – действует с 2008 года. В рамках программы реализуются проекты по десяти рыночным направлениям. Ответственность за организацию работы по каждому из направлений была распределена между регионами, членами Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), в добровольном порядке. Омская область развивает два направления – «СибмашТЭК» (машиностроение для топливно-энергетического комплекса) и «СибмашТРАНС» (машиностроение для транспортной отрасли).

Проекты «Сибмаша» совместно реализуют 79 предприятий СФО, значительная часть которых исполняет гособоронзаказ. На различных стадиях реализации находится 226 проектов. Объем фактических инвестиций достиг 16,3 млрд рублей при общей потребности в 41 млрд рублей.

«Сибмаш» и МАСС вместе дают сибирским предприятиям возможность работать в рамках межрегионального взаимодействия. Поэтому именно эта программа – «Сибмаш» – выбрана экспертами для организации дальнейшей стратегии развития промышленности СФО.

ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
Прежде чем приступить к разработке новой промышленной политики Сибири, властям каждого региона СФО необходимо проанализировать существующую структуру промышленного комплекса. Речь идет об определении перспектив каждого предприятия, в первую очередь заводов ОПК, которые входят в состав вертикально интегрированных структур. По мнению Леонида Полежаева, необходимость ревизии связана с тем, что не все из этих предприятий сегодня экономически эффективны, а вертикальные структуры не всегда предпринимают меры по улучшению ситуации. Данные этого анализа позволят промышленникам понять, на каких предприятиях возможно создание новых продуктов, а на каких – нет.

– Таким образом, опорным каркасом комплексного инвестиционного проекта развития промышленности до 2020 года должна стать совокупность региональных долгосрочных целевых программ промышленного развития, в результате реализации которых валовой региональный продукт Сибири достигнет к 2020 году запланированной величины. Региональные долгосрочные программы придут на смену сегодняшним подпрограммам «Сибирского машиностроения», – считает Леонид Полежаев.

Основная задача региональных долгосрочных программ развития промышленности состоит в создании межрегиональных объединений предприятий и механизмов управления этими консорциумами.

– Без сомнения, у программы развития промышленности Сибири будет несколько уровней, она не может быть единой – у каждого региона своя специализация, – отметил полпред президента в СФО Виктор Толоконский. – Самые важные задачи и инвестпроекты должны быть в общесибирской программе, под это мы получим федеральные деньги и поддержку институтов развития. Кроме того, нужно заложить механизм дополнения программы.

Специалисты считают, что при формировании комплексного инвестпроекта необходимо расширить уже существующие в регионах меры поддержки промышленного комплекса. Чем тщательней в каждом регионе продумают свою региональную промышленную программу, тем больше будет шансов убедить Федерацию в необходимости софинансирования заявленных проектов.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМИССИИ ПРЕДЛОЖАТ УЧАСТВОВАТЬ В РАЗВИТИИ СИБИРИ
Сибирские промышленники поддержали все предложения омичей, которые будут учтены при разработке проекта Стратегии развития промышленности Сибири. При этом представители оборонных предприятий обратили внимание на проблемы, решение которых хотели бы увидеть в региональных программах развития. В частности, речь идет о механизмах взаимодействия с Минобороны при оформлении госзаказов.

По данным Алтайского краевого комитета профсоюза работников оборонной промышленности, в Алтайском крае по всем 12 предприятиям ОПК в последние годы значительно уменьшилась доля госзаказа. СКБ «Восток», например, получил заказ в 50% от объема 2010 года, «Барнаултрансмаш» – всего 15% от объема предыдущего года. Заводу «Ротор» для выполнения госзаказа в 2011 году оставалось отработать 12 дней, Барнаульскому станкостроительному заводу – всего 6 дней. И такая ситуация сложилась у большинства оборонных предприятий Сибири. В целом доля госзаказа в общем объеме выпуска алтайских оборонщиков достигает лишь 15%. И если бы алтайцы надеялись только на госзаказ, то, по словам главы краевого комитета профсоюза работников оборонной промышленности Валерия Каурцева, давно бы обанкротились. «Сибмаш» позволил им кооперироваться с другими предприятиями Сибири. Например, алтайский «Ротор» стал сотрудничать с иркутским авиационным заводом. Помимо спецтехники алтайцы начали развивать производство гражданской продукции. Рубцовский филиал Уралвагонзавода поставляет нефтяникам и газовикам гусеничные вездеходы, «Барнаултрансмаш» – дизельные генераторы и газотурбинные станции.

С алтайским коллегой согласен и новосибирский промышленник – директор холдинга «НЭВЗ-Союз» Виктор Медведко, считающий, что сложившаяся ситуация с гос-оборонзаказом во многом тормозит развитие отрасли.

– Приведу пример – 22 декабря 2011 года мы получили госзаказ на 2011 год, – говорит Медведко. – Контракты пролежали в Минобороны с февраля и вышли в декабре. И в роли арбитра никто не выступает, Военно-промышленная комиссия реально этой роли не выполняет. А без подобного арбитра эта неразбериха, это отсутствие регламентации, без федеральной контрактной системы вряд ли можно добиться решения вопросов с оборонзаказом и наладить регулирование отношений между МО и предприятиями ОПК. Должны быть арбитры в этом вопросе и должен быть четкий регламент. И нужно этот вопрос инициировать именно в регионах.

– Нельзя не согласиться с этими высказываниями, особенно когда говорим о проблемах оборонки, – отметил Леонид Полежаев. – Могу по Омску привести примеры контрактов на этот год. Не знаю, насколько обязательны будут решения министра о размещении госзаказа на 2012 год в феврале. По мнению Леонида Полежаева, для более эффективного взаимодействия с Мин-обороны необходимо заинтересовать Военно-промышленную комиссию, предложив ее представителям участвовать в разработке Стратегии развития промышленности Сибири.

РЕСУРСНАЯ КООПЕРАЦИЯ
Раньше при реализации небольших проектов сибирские предприятия могли обходиться собственными силами. Теперь им предстоит объединять ресурсы. Когда проект развития промышленности Сибири «Сибирское машиностроение-2020» будет готов, специалистам предстоит проанализировать достаточность обеспечивающих промышленный процесс ресурсов и найти возможность их группировки на межрегиональном уровне. Например, нефтегазовая и космическая отрасли потребуют новых продуктов от машиностроителей.

– В бюджетах до 2020 года российским правительством предусмотрена программа техперевооружения промышленности и выполнения больших объемов госзаказа, поэтому нам надо быть готовыми встроиться в этот процесс, – уверен глава омской областной Ассоциации промышленников и предпринимателей Александр Грезин. – Если раньше предприятия обходились своими силами, то теперь перед нами проекты более высокого уровня, и они требуют не только внутренних ресурсов предприятия, но и ресурсной кооперации. Кроме того, нужен госорган, координирующий работу в таких масштабах, на которые мы замахнулись.

На основе анализа общей потребности в трудовых ресурсах, возможно, возникнет необходимость подготовить план развития высшего учебного образования по Сибири в целом. То же самое относится к прикладной науке, инновационной инфраструктуре и другим межотраслевым компонентам. – В свете уже имеющегося у нас опыта мы просим учесть в этой программе важный момент – при создании сложных инновационных продуктов имеет значение и фундаментальная наука. И финансировать ее должно государство, так как бизнес не участвует в заказе для фундаментальной науки, – считает Валерий Медведко.

По его мнению, для формирования долгосрочной Стратегии развития сибирской промышленности необходимо наладить взаимодействие промпредприятий с наукой в таком формате, в каком это происходит в странах Запада. Бизнес финансирует в основном прикладную науку, государство – фундаментальную. И это должно носить не разовый, а системный характер.

Координационный совет принял решение сформировать специальную рабочую группу, которая должна будет разработать необходимые рекомендации по формированию комплексного инвестиционного проекта развития промышленности Сибири до 2020 года, и вынести на рассмотрение ближайшего заседания Совета федерального округа и МАСС.

©
Распечатать страницу