Он представил на выставку две акварели из серии «Горная Шория» – яркие, эмоциональные пейзажи-переживания. Горная Шория – родина художника, он приехал в Омск на худграф оттуда, из небольшого города Таштагола Кемеровской области. И вновь и вновь возвращается, чтобы навестить родных и запечатлеть горы, осеннее разноцветье рябин, осин, черемух, берез или весеннее облако цвета. Однажды омский искусствовед Владимир Чирков спросил Анатолия Щикалева: «Откуда у тебя такая сочность цвета?». А потом побывал в Горной Шории и, вернувшись, сказал: «Я теперь знаю, откуда».
На худграфе Анатолий Щикалев учился у Георгия Катилло-Ратмирова, руководителем дипломной работы был Геннадий Пилипенко. Эти два известных художника, каждый со своим творческим почерком, учили не только профессионализму, а главное – искать свой путь в искусстве. Анатолий Щикалев еще в юности влюбился в творчество Виктора Попкова. Столичный шестидесятник, яркий представитель «сурового стиля», он оставил полотна, которые содержат в себе неразгаданные тайны. Как он мог пластикой линий, цветом, пятнами создавать картины, наполненные столь глубокими ассоциациями, национальным русским духом и сочувствием к простым людям? Об этом спорят и спустя 30 с лишним лет после трагической кончины художника. Виктора Попкова ставят в один ряд с Шукшиным и Вампиловым в литературе.
У Анатолия Щикалева в начале творческого пути были работы, в которых коллеги и искусствоведы находили влияние В. Попкова. Например, в картине «Невеста». Ее героини – девушка в фате, ее старенькая бабушка и старая фотография, где бабушка – невеста.
В дальнейшем Щикалев не раз посвящал произведения Виктору Попкову. А своя тема, свой жанр и язык вырастали из череды «неслучайных случайностей». Однажды его пригласили в творческую поездку в Рязань и далее по «Золотому кольцу». Он с радостью согласился, набрал с собой холстов в предвкушении того, что увидит и запечатлеет величавую каменную Русь. Но группу художников отправили в Касимов. И здесь, по сути, рядом, но за пределами маршрутов интуристов он увидел то, чего не ожидал: поврежденные, заброшенные церкви, часовни, монастыри. К культовым памятникам древней Руси в советское время власть относилась с высокомерным презрением. Два дня Анатолий Щикалев не мог работать. А потом собрался, чтобы сделать зарисовки уничтоженной красоты, памяти, истории. И появилась на свет в 1980 году серия акварелей «Разрушенные храмы», наполненная болью за поруганные святыни. Тема связи веков, поколений стала лейтмотивом работы художника. А ведущим жанром вслед за пейзажем – натюрморт, что вообще-то редкость. Но натюрморты Анатолия Щикалева утверждают одухотворенность этого кажущегося простым жанра. На его «Пасхальном натюрморте» вербы сияют, как зажженные свечи, и в старинном зеркале отражаются луковки-купола храмов, и все предметы в комнате создают особый духовный настрой, приглашая сердцем почувствовать, разумом вспомнить родное, забытое. Художник нашел в этом жанре ключ, свой язык творческого высказывания.
Работу в жанре натюрморта художник еще объясняет занятостью. С 1976 года Анатолий – преподаватель Калачинской школы искусств, с 1985-го – директор. В школе сегодня 170 учеников. Четверо из шести преподавателей когда-то начинали учиться творчеству в этой школе. Анатолию Михайловичу приятно следить за успехами учеников. Вот один из его воспитанников – Юрий Картавцев – сегодня член Союза художников, на нынешней выставке-конкурсе «Художник года» отмечен специальным дипломом «За творческий эксперимент».
Я спросила Анатолия Михайловича: «Чему в первую очередь учите детей?». Он ответил: «Прежде всего учу думать. Первые два года вообще мы не ставим задачу научить срисовывать похоже. Размышлять, искать, передавать эмоции».
– А что такое талант?
– Знаете, французскую формулу: «Талант – это на 99 процентов – трудолюбие». Вся моя жизнь это подтверждает.
В небольшом городе, подобном тому, в котором вырос, вне суеты, зависти, ненужных страстей художник служит искусству, посвящая в него детей. И свободное время отдает искусству, закрывшись в мастерской наедине с образами, которые он переносит на бумагу акварельными красками. Акварель специалисты относят к графике. А другие спорят, называя эту технику живописью. Потому что у талантливых мастеров акварели не уступают в выразительности и цветовом богатстве холстам. И Анатолий Щикалев говорит, что его творческая мечта – завоевать приз в номинации «Живопись».
Есть еще мечта житейская: построить своими руками дом с мастерской. В соседней с Калачинском Воскресенке, удивительной соседством двух православных храмов в одной деревне, он хочет поставить сруб (никаких новорусских эклектичных замков), а если хватит средств – украсить дом резьбой (это искусство он тоже преподает в ДШИ). Горницу украсят вазы и самовары, расписанные в хохломском стиле женой Валентиной Григорьевной (она освоила народное искусство и не раз выставлялась). Красивые мечты, и обе – творческие.
Светлана Васильева