Навеки в строю: наш «Бессмертный полк»

Сегодня, 9 мая, в Омской области в 11 часов стартует «Бессмертный полк онлайн». Впервые всероссийская акция проходит в новом формате. Но этот праздник по-прежнему вызывает у нас все те же чувства: радости – от воскрешения памяти об ушедших, и печали.

День сопротивления беспамятству – такая оценка дается сегодня важности сохранения традиции «Бессмертного полка». Хочется верить, что эхо Великой Победы будет жить и в наших детях, и в детях наших детей – это память о наших Героях, переданная по цепочке поколений. В том, что герои Победы должны идти победным строем в любые времена, уверены и организаторы «Бессмертного полка», и жители страны. Поэтому шествие в этом году из-за новой пандемии перенесено в виртуальное пространство. Принять участие в нем, как и прежде, смогут все желающие, и наша редакция не стала исключением. 


Алексей Пантелеев, главный редактор информагентства «ОМСКРЕГИОН»:

- Мой прадедушка – Выборнов Алексей Андреевич. Родился в 1911 году, на войну был призван Советским РВК. Воинское звание – гвардии сержант 154 гвардейского стрелкового полка 51 гвардейской стрелковой дивизии. Умер от ран 10 января 1944 года, прабабушка говорила, что ранения он получил в районе Великих лук. Из омской Книги памяти мы узнали, что прадедушка был похоронен в селе Левашово Тверской области. Когда я родился, мне выбрали имя Алексей с памятью о прадедушке.

А несколько лет назад благодаря сайту podvignaroda.mil.ru я узнал и об обстоятельствах ранения и боевого подвига моего прадедушки. Родственники об этом не знали, не знали и о том, что после ранения он был награжден Орденом Красной Звезды. В похоронке было лишь указано: умер от ран.

Итак, «Выборнов Алексей Андреевич, в бою с 2 по 8.1.44 года за деревни Юсупово, Новинки, станцию Изоща, Изракино и Климово, несмотря на сильный арт мин огонь противника сумел с малыми потерями ворваться в траншею противника, чем самым обеспечил выполнение поставленной задачи. Сам лично убил 5 солдат противника. В этом бою был ранен и эвакуирован в медсанбат».

Действительно, у прадедушки кровь была горячая, а натура пылкая и широкая. Спасибо тем, кто сканировал архивы, материалы документов и выкладывал это в сеть, благодаря чему спустя десятилетия мы можем восстановить память о наших героических предках.

До этого всей семьей мы каждый год выходили на шествие в «Бессмертном полку» с портретами родственников. Жаль, что в этот раз такой возможности не будет, но праздник остается не менее важным и в новом, виртуальном формате.


Татьяна Шипилова, обозреватель:

- На пожелтевшем от времени снимке, который мама бережно хранит в серванте, студийный фотограф запечатлел мою прабабушку, бабушку и двух дядьев. Эта фотография – единственное, что осталось у мамы от ее детства. Отец – Александр Павлович Двинянников – ушел на фронт в 1942-м. Маме тогда исполнилось шесть лет. Обычно люди плохо помнят, что с ними происходило в этом возрасте. Но, видимо, время было такое, что забыть его никак не получается. Война… Так вот, запомнилось маленькой Лиде, что в дверях стоял человек в белом полушубке и шапке-ушанке с красной звездой. Он взял девочку на руки, поцеловал, опустил на пол, улыбнулся и ушел. Как потом оказалось, навсегда. Летом 44-го семья получила извещение, что отец, воевавший пулеметчиком 205-й стрелковой бригады, погиб в Карелии и похоронен в братской могиле в поселке Пенозеро.

А весной 45-го, не дожив до победы всего две недели, в Германии сложил голову старший брат мамы, танкист Александр Александрович Двинянников, и его тоже похоронили в братской могиле. Дяде Саше было всего 19 лет.

Беда не приходит одна. В 1945 году от туберкулеза умерла мамина мама, моя бабушка Фрося. Маме Лиде тогда было девять лет. Никто из близких родственников не хотел брать ее к себе. Два месяца мама жила у совершенно чужих людей и могла оказаться в детском доме. Лиду на воспитание взяла сестра маминого отца. Тетка была женщиной суровой, скупой на ласку, на доброе слово, но Лиду вырастила, за что мама была благодарна ей всю жизнь.

Моя мама не любит вспоминать войну, которая отняла у нее самое дорогое, и в День Победы ее глаза всегда полны слез…

А вот папин отец – Алексей Осипович Сдобников – пришел с войны в 45-м целым и невредимым. Прошел всю войну, воевал на 3-м Украинском фронте, командовал отделением пулеметчиков. На Ленинградском фронте воевал старший брат отца – Василий. Тяжело раненный, был отправлен в глубокий тыл на Алтай, а оттуда вернулся домой в 44-м: комиссовали.

Бабушке моей, Устинье Антоновне, нелегко жилось в тылу. В годы войны в Омске было много эвакуированных из Москвы работников туполевского КБ. Всем жилья, понятно, не хватало. Бабушку вместе с младшими ребятишками даже выселили из собственного дома и отправили к родственникам в Шербакульский район. Пришлось дяде Васе писать с фронта самому Калинину, председателю Президиума Верховного Совета СССР, «всероссийскому старосте», так, мол и так, мы с отцом воюем, а мать с двумя детьми выселили из собственного дома. Бабушке дом вернули, но эвакуированные москвичи продолжали жить в одной половине. Да так все дружно жили, что до сих пор эти связи не разорваны, уже с правнуками тех инженеров и конструкторов, кто создавал боевую технику у нас в Омске.

Дедушка Алеша не любил говорить о войне, вообще он был человеком неразговорчивым, очень серьезным. Не рассказывал о фронте и мой свекор Василий Сергеевич Шипилов. Он тоже прошел всю войну, воевал на 1-м Украинском рядовым в 294-й стрелковой дивизии. Получил тяжелое ранение, после которого с трудом мог работать правой рукой, но это не помешало ему стать парикмахером, да не просто парикмахером, а женским мастером. Омички буквально выстраивались в очередь к Василию Сергеевичу и многие годами были его клиентами. Как-то свекор давал интервью «Вечернему Омску» и сказал, что до войны был мужским мастером, а на фронте видел, как тяжело приходилось там представительницам слабого пола. Поэтому и решил после войны переквалифицироваться, чтобы все женщины были только красавицами.

Василий Сергеевич очень любил День Победы. Он обязательно ходил в этот день на Старо-Северное мемориальное кладбище – к могилам своих братьев, умерших от ран в госпиталях в годы войны. Вместе с ним ходили и мы – дети, внуки, правнуки. А потом все собирались у него дома за большим праздничным столом и обязательно поминали погибших, а потом – тоже обязательно – поднимали тост на Победу.

Наш ветеран ушел из жизни в 2012-м, ему было 92 года. И теперь он тоже покоится на Старо-Северном кладбище, рядом со своими братьями, которым было меньше двадцати…

Ну а мы все равно собираемся всей семьей 9 мая. Нет праздника дороже, чем этот.


Мария Гавриленко, обозреватель:

Мой прадед Захаров Роман Андреевич родился в 1894 году в д. Хутора Большереченского района Омской области. В первые дни после объявления о начале Великой Отечественной войны он вместе со старшим 19-летним сыном Михаилом отправился в районный военный комиссариат, чтобы их призвали на фронт добровольцами. Воинское звание Романа Андреевича – красноармеец (стрелок). Служил он в Островской Краснознаменной ордена Суворова 146 стрелковой дивизии. Закончил свой боевой путь 5 августа 1944 года, за девять месяцев до Великой Победы, когда в составе 116-го стрелкового корпуса Группы войск Северного боевого участка велись ожесточенные боевые действия по освобождению Эстонской ССР. Похоронен в д. Меснина, Эстония.

Также в борьбе с фашизмом и за мир на планете свою жизнь отдал сын прадеда – Михаил Романович Захаров. Его направили в 243 стрелковую дивизию, которая формировалась в Ярославской области. Участвовал в Смоленском сражении и Московской битве (Калининградская оборонительная операция) в 1941 году, наступательных операциях под Сталинградом в 1942 году и Курской битве. В октябре 1943 года, после Орловско-Курского сражения, дивизия вместе с другими частями Советской Армии продолжала наступление, форсировала Северский Донец в районе города Красного Лимана (территория Донецкой Народной Республики). В этот период Михаил Романович пропал без вести. О его судьбе больше никто ничего не знает.


Наталья Евдокимова, обозреватель:

- В моих детских воспоминаниях дедушка – Александр Тимофеевич Анисимов – угощал сахаром-рафинадом, качал на домашней качели «до самого потолка», играл с соседями во дворе в домино и бинтовал ноги. Они у него болели с войны. Его призвали в армию в 1943 году, когда исполнилось 18 лет. И сразу направили на границу с Японией. Он попал в артиллерийский полк. Они стояли в Порт-Артуре и готовились отражать нападение японцев. По словам деда, стоять им приходилось сутками по колено в воде.

С войны он вернулся только в 1947 году. В Омске всю жизнь работал сталеваром на машиностроительном заводе. В День Победы мы всегда приезжали к нему в гости. Он доставал из шкафа пиджак с орденами и медалями, включал телевизор, и мы все дружно смотрели парад Победы в Москве. Умер он в 1992 году.


Татьяна Ляпистова, корреспондент:

- Прадедушка по маминой линии – Николай Павлович Кириллов. В 1941 году он только окончил школу, как началась война. Его сразу призвали на фронт. Прадедушка служил моряком на Балтийском флоте. Но надолго на фронте он не задержался.

Как-то раз ночью моряки пошли на катере в разведку. Их вычислили. В итоге Николай получил тяжелое ранение в живот. Парню сделали операцию, большой шрам остался на всю жизнь. После этого прадедушку комиссовали, он уже не был годен для фронта. Он вернулся домой и продолжал работать. О прадедушке всегда вспоминают мама и бабушка.

Дедушка по отцовской линии – Николай Васильевич Ляпистов, родился в Омской области. Чтобы в 1943 году пойти на фронт, он прибавил себе возраст, такое не было редкостью. Братья и отец дедушки уже воевали. Служил он в стрелковом полку, который был сформирован из сибиряков. Тоже был ранен.

Ушел дедушка в 2003 году, когда мне было 9 лет. Он жил с нами, о войне рассказывать не любил, ему было тяжело об этом вспоминать. Помню, в детском саду нам дали задание – узнать у своих ветеранов какую-нибудь историю из военной жизни. Как же я его заколебала своими детскими расспросами. В итоге дедуля сдался: «Вижу, бежит немец, я в него пиф-паф, и тот – кряк и упал». Для несмышленого ребенка такой короткий рассказ был, наверно, самым подходящим. О тяжелых и страшных боях и испытаниях детям нечего знать. Потом, уже став постарше, с сестрой разучивали с дедушкой военные песни «Эх, тачанка-ростовчанка» и другие, которые они пели на фронте.

Пусть мы и не знаем всех подробностей службы на фронте наших дедушек, но ценим, помним и гордимся нашими героями. Важно, что они вернулись живыми с войны и дали жизнь новым поколениям семей, которые должны сохранить память о своих ветеранах Великой Отечественной войны.

URL: http://omskregion.info/news/80670-naveki_v_stroyu_nash_bessmertny_polk/
Дата публикации:09/05/2020 10:50
Фото:Сергей Мельников