Узелок завяжется…В селе Крестики Оконешниковского района возрождают ковроткачество.
Вообще, Крестикам повезло. Его жителям как-то удается сохранять то, что называется самобытностью. Ну, например, они до сих пор поют песни, написанные и исполнявшиеся их предками, которые, как считается, прибыли в Сибирь с рек Чал и Дон – и потому звались чалдонами. Чалдонская «парочка» – В Доме культуры у нас созданы фольклорные коллективы «Молодица», «Чалдонята» и «Ладушки». В первом занимаются женщины 35–65 лет, и есть одна 70-летняя исполнительница. Второй коллектив – это школьники 13–15 лет. А в третий мы набрали совсем маленьких ребятишек. С ними учим народные песни, которые исполняют в разных регионах России. А вот в репертуаре двух других коллективов – исключительно крестинский песенный фольклор, – подчеркивает директор ДК Лилия Марченко. Костюмы местных самодеятельных артистов также сделаны в чалдонских традициях. Старожилы села по сей день обнаруживают у себя в домах предметы гардероба прошлых времен. По их образу и подобию и создаются платья для фольклорных ансамблей. – Точнее, платьев как таковых у наших бабушек было немного. В основном они носили «парочки»: особого кроя кофты и широкие юбки на шнурке и с фанбарой (то есть оборкой). Но мы эти «парочки» называем «наши чалдонские платья», – поясняет руководитель ДК. Похороводимся? Сельское учреждение культуры Лилия Марченко возглавила в 2013 году. А впервые дорожку в местный клуб проторила, когда еще была в возрасте своих артистов из «Ладушек». В шесть лет стала петь в составе одной из местных певческих групп. Здесь же, в клубе, научилась рукодельничать. И сейчас сама шьет костюмы исполнителям народных песен. По ее словам, сегодняшним ребятишкам фольклор интересен. И они каждый год с большой радостью ездят на фольклорные смены в летний лагерь, организуемый Сибирским культурным центром. С удовольствием посещают там мастер-классы по народным ремеслам и «хороводятся». – В фольклорном лагере ведь нет дискотек. Есть только вечерки. Наши девчонки ходят там исключительно в крестинских платьях и крестинских красных платках. Но им это нравится. А себя вспоминаю в детстве – мне было почему-то стыдно исполнять с бабушками старые песни. Поэтому я часто сбегала. Сейчас понимаю: наверное, что-то наши взрослые тогда упустили. Хорошо, что сегодняшние дети воспринимают народное пение по-иному, – говорит Лилия Марченко. Блин не комом Сохраняют в Крестиках и традиции чалдонской кухни. – Мы дома часто печем чалдонские блины. Они делаются на сыворотке и получаются толстыми. Крестинские бабушки их так и называют: толстые блины. Моя дочь очень любит и чалдонский кисель. Он густой и варится на основе лесных ягод. Еще одно традиционное чалдонское блюдо – грибятница. Это жареные лесные грибы, залитые яйцом. На большие праздники, такие как фестиваль фольклора «Летопроводец», на который к нам в Крестики съезжаются творческие коллективы из всех сельских поселений района, наши женщины обязательно пекут курники и рыбные пироги. Традиционный крестинский рыбный пирог всегда готовили с карасями. Возможно, потому, что другой рыбы раньше не было. Сейчас, конечно, карасей уже не используют, потому что с ними много возни, – поясняет Лилия. Семейное занятие Но, пожалуй, главная достопримечательность села – ворсовые ковры. Раньше их ткали, или, как здесь говорят, «клали», практически в каждом доме. Так было вплоть до начала 1980-х годов. Затем станки из домов полностью исчезли и перекочевали у кого в сарай, у кого – в «подЫзбицу» (так на языке местных старожилов называется помещение под домом). Кто-то и вовсе пустил свой станок на дрова. Как считает Лилия Марченко, произошло это, скорее всего, потому, что появились фабричные ковры. Они и вытеснили из обихода «кладеный» ворсовый ковер ручной работы. Однако сегодня крестинцы пытаются ковровое дело возродить. В 2018 году в открывшемся после капитального ремонта Доме культуры была создана музейная комната, посвященная традиционному крестинскому ковру. – Раньше к нам часто приезжали разные экспедиции. И тогда много ковров нашими жителями было передано в Сибирский культурный центр и районный музей. Но тут мы задумались, что как-то это неправильно: кому-то сохранившиеся предметы старины отдаем, сами же своим детям ничего показать не можем. А ведь Крестики – единственное село в Омской области, где традиция изготовления ворсового ковра просуществовала до наших дней. И у нас есть немало людей, чьи руки еще помнят, как «клались» такие ковры. Даже мужчины рассказывают, как в детстве их привлекали к этой работе. Родители не смотрели – парень это или девчонка. Говорили: «Вот «покладешь» рядок или два, пойдешь гулять». Создание «кладеного» ковра – очень трудоемкое дело. Нужно напрясть нитки, покрасить их в разные цвета, нарезать из них много-много заготовок определенной длины, проложить на станке основу ковра. А затем ниточка за ниточкой выкладывать вручную на этой основе узор, завязывая каждую заготовку узелком. Поэтому обычно в это занятие вовлекалась вся семья, – рассказывает Лилия Марченко. Николай плюс Роза Ковры для музейной комнаты собирали по домам односельчан. Уговаривать их поделиться тем, что когда-то передавалось из поколения в поколение, не пришлось. В общей сложности было собрано около трех десятков ковров, у каждого из которых своя история. Например, есть среди теперь уже музейных экспонатов свадебные ковры, которые «клали» в качестве приданого. На таких коврах, помимо традиционного чалдонского орнамента в виде геометрических фигур или цветов на черном фоне (черный фон означает матушку-землю), «выкладывались» еще имена жениха и невесты. Так, на одном из ковров написано: «Николай и Роза». Поделились старожилы с работниками ДК и станками для ковроткачества. Станкам отведено в Доме культуры отдельное помещение, которое является и мастерской, и центром притяжения людей, желающих внести свою лепту в восстановление технологии традиционного крестинского ремесла. Кто-то из них знает, как собрать станок, кто-то умеет заправлять нитки для основы, кто-то сохранил рецепт краски для шерсти. Именно эта инициативная группа стала основой созданного в селе клубного объединения под названием «Каждому мила своя старина» – по названию проекта, с которым крестинцы в прошлом году участвовали во всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел», проводимом Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Грант Идея подачи заявки на конкурс принадлежала руководителю Оконешниковской межпоселенческой клубной системы Татьяне Трифоновой. Она же выступила автором и руководителем проекта, взявшим на себя решение всех организационных вопросов. Всего в конкурсе участвовало 1343 проекта из всех федеральных округов страны. Тем не менее проект оконешниковцев был замечен. И финансовую поддержку в том объеме, на которую рассчитывали, сельчане получили. На эти деньги приобрели два новых ткацких станка. – И сейчас перед нами, как перед получателями гранта, стоит задача – используя эти станки, научить навыкам ковроткачества нашу молодежь. Но мы, собственно, этим уже занимаемся. Причем специально никого не набирали, потому что народ к нам сам идет. Кто-то приходит сначала из любопытства. А потом, глядишь, клубок мотает, челнок заправляет. Оля Бохан, ей 34 года, у нас уже с марта. Несмотря на то, что у нее дома большое хозяйство, она ходит к нам регулярно. Говорит, давно мечтала этому научиться. И вот ее мечта сбывается, – делится Лилия Марченко. Дальше клубное объединение думает наладить выпуск продукции, которую можно предложить туристам или вывезти куда-то на ярмарку. – Большие ковры «класть», конечно, не будем. Сначала попробуем ткать сувенирные коврики с нашим традиционным узором, – говорит Лилия Марченко. А еще на станках для ковроткачества можно будет делать детали костюмов для фольклорных коллективов, такие как тканые сумочки и опояски, являющиеся частью традиционной одежды чалдонов. Вот так из чистой шерсти прядут нитки для ковра. КСТАТИ: Недавно Лилия Марченко рассказывала о своем опыте возрождения ковроткачества в прямом эфире социального онлайнканала Омского центра инноваций социальной сферы «ЦИСС ЛАЙФ 55» и на проводившейся ЦИСС видеоконференции с молодежными некоммерческими организациями. Участники обсуждения посоветовали выдвинуть проект «Каждому мила своя старина» на конкурс Фонда президентских грантов.
|