Виктор Шурыгин: «Моя душа буквально кинулась к балалайке»

Известный омский музыкант, заслуженный артист России Виктор Шурыгин 23 июня отмечает двойной юбилей — 70 лет со дня рождения и 50 лет творческой деятельности. Но что примечательно: он родился в Международный день балалайки.

Сам праздник установили в 2008 году, намного позже, чем музыкант родился. Но факт остается фактом.

Виктор Шурыгин 60 лет не расстается с балалайкой. Вспоминает, что душа буквально кинулась к этому инструменту. В 1960 году школьников, среди которых был и десятилетний Витя, пригласили в Дом культуры, где создавали детский народный оркестр.

«Дирижер завел нас в большую комнату, где было много разных народных инструментов, и сказал: “Выбирайте. Какой выберете — на нем и будете учиться играть”. Все кинулись, хватали разные инструменты, а я взял за гриф балалайку. И до сих пор ее не выпускаю из рук. У нас был очень хороший дирижер, он заставил меня еще больше влюбиться в этот инструмент и сродниться с ним», — вспоминает музыкант.

ФАКТ

Первое упоминание о балалайке содержится в документе от 23 июня 1688 года. Он называется «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ». Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства. Крестьянам было не до музыки. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: “Балалайка не играет, а разоряет”, “Балалаечка-гудок разорила весь домок”. Однако в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: “Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит”».

Фото: Омская филармония

Параллельно Виктор Шурыгин окончил музыкальную школу по классу домры и поступил в Хабаровское музыкальное училище. Признается, что поступал втайне от родителей — они хотели, чтобы сын стал мастеровым человеком, получил техническое образование. В музучилище его приняли с радостью. В годы учебы Виктору посчастливилось впервые побывать на гастролях в Японии с взрослым народным коллективом, которому требовался балалаечник. Тогда Виктору Павловичу шел семнадцатый год, но он до сих пор помнит, как встречали советских музыкантов японцы — в Токио и Иокогаме.

«Когда я вернулся домой, то стал заниматься игрой на балалайке еще больше и понял, что хочу стать артистом», — говорит Шурыгин.

После училища была учеба в Новосибирской консерватории, где на втором курсе, в двадцать лет, он сыграл первый сольный концерт. Десять лет играл в оркестре народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, был солистом. И 35 лет назад переехал в Омск.

Но в Омской филармонии штаты народников были укомплектованы, и прошел не один месяц, прежде чем Шурыгина взяли на работу. Помогла всесоюзная тарификация артистов. Комиссия присвоила Шурыгину высшую категорию, с этого момента началась его работа в филармонии.

«Я пришел сюда с большим трепетом. Начинал работать с Леонидом Ивановичем Шарохой, у которого не было аккомпанемента народных инструментов. Я пригласил хорошего баяниста Сергея Анатольевича Чупахина. Предложил сделать совместную программу. Леониду Ивановичу наша игра понравилась, и мы долгое время работали вместе. Поездили по России, по области, хорошее было время», — вспоминает юбиляр.  

ФАКТ

Древние балалайки делали из тыквы, высушивали их, внутри обкладывали стеклом, деку закрывали кожей из желудка животных, роль струн выполняли жилы животных. Потом появились балалайки из дерева. Благодаря музыканту Василию Васильевичу Андрееву балалайка была усовершенствована до концертного инструмента. Народный коллектив Андреева побывал с концертами в Европе, где его встречали с восторгом. И с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России. Знаменитый русский бас Федор Шаляпин писал Андрееву: «Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».

Фото: Омская филармония

35 лет Виктор Шурыгин выходит на сцену Концертного зала, чуть меньше выступает в Зале органной и камерной музыки. Выступал в Японии, Китае, Швейцарии, Египте, Венгрии. Везде принимали хорошо. Но в России слушатель воспринимает балалайку лучше.

«Многое зависит от исполнителя — только он может заставить слушателя понимать балалайку. Этот инструмент с тремя струнами быстрее всего входит в душу, в сердце человека, я это вижу по зрителю в зале. В русском человеке это генетически заложено, — уверен музыкант. Но нужно очень осторожно подходить к выбору репертуара».

Сегодня в репертуаре Виктора Шурыгина 60 произведений, и все любимые, но больше всего он любит исполнять «Калинку», «Светит месяц», «Коробейники», «Волгу-реченьку», «Ой, то не вечер», русские плясовые. Впрочем, омскому балалаечнику подвластна и классика, которую он играет с не меньшим удовольствием.

Музыкант сетует, что сейчас в музыкальных школах все реже и реже преподают игру на балалайке. Да, в Омске есть хорошие коллективы народной музыки: «Тарские ворота» Омской филармонии, муниципальный коллектив «Лад», в школах искусств № 3, 5. Учат балалаечников училище им. Шебалина, в ОмГУ на факультете искусств. А вот в сельских районах нет обучения игре на балалайке.

Для того чтобы возродить любовь к этому народному инструменту, привлечь к нему внимание, в прошлом году Виктор Шурыгин задумал фестиваль «Балалайка — русская душа». Проект получил поддержку в министерстве культуры. Вместе с коллегами музыкант объехал весь север Омской области, искал народные таланты — тех, кто играет не только на балалайке, но и на других народных инструментах. И нашел.

«Душа просто растаяла, люди ждали этого, старались показать, что умеют, мы искали искорки, и мы нашли их. Потом устроили гала-концерт в Концертном зале филармонии. На этот год запланировали второй этап фестиваля, хотели проехать по югу области, но планы сломал коронавирус. Но я сделаю все, чтобы это дело продолжить», - обещает музыкант.  

Вот уже почти три месяца из-за пандемии коронавируса Виктор Павлович не выходит на сцену. Говорит, что ему очень тяжело, душа рвется на сцену, в Органный зал. Ведь он здесь репетирует, разыгрывается перед концертом, приходит за три часа до начала. Не представляет, как можно без сцены жить.

«Эти месяцы в самоизоляции просто ужас какой-то. Пытаюсь заниматься дома на кухне, что-то разучиваю, ведь когда-то мы все равно выйдем на сцену», — говорит артист.

В юбилейные даты человеку свойственно подводить промежуточные итоги. 70 и 50 — цифры солидные.

«Жизнь сложилась. Я благодарен судьбе, что когда-то взял в руки балалайку, что могу делать что-то доброе на сцене, чтобы люди понимали мой инструмент, и пока это все состоялось. Я работаю с удовольствием. Нет, я не работаю, я служу искусству», — подчеркивает Виктор Павлович.

Фото: Омская филармония

ФАКТ

Виктор Шурыгин играет на уникальном инструменте, который приобрел случайно 30 лет назад. Его балалайке 133 года. Она изготовлена мастером Императорского двора, знаменитым скрипичным специалистом Францем Пасербским в 1887 году. Когда-то Василий Андреев уговорил мастера переделать крестьянскую балалайку по своим чертежам. Франц Пасербский изготовил всего три или четыре балалайки, одна из них — у омского музыканта. Она изготовлена из палисандра, ели, черного дерева. На подлинность раритета указывает надпись: «Санкт-Петербург, 1887 год». Рядом роспись Пасербского. К своему юбилею Шурыгин отреставрировал балалайку — пришлось обращаться к столичному специалисту. В Омске таких мастеров нет. А вот струны Шурыгин меняет сам. Удивительно, что металлическую струну (остальные две сделаны из капрона) ему приходится менять после каждого концерта.

 

URL: http://omskregion.info/news/82253-viktor_shurgin_moya_dusha_bukvalno_kinulas_k_balal/
Дата публикации:23/06/2020 07:18
Автор:Татьяна Ачаирская
Фото:Евгений Кармаев