Председатель Омской региональной ассоциации врачей, главный врач областного Клинического кожно-венерологического диспансера Юрий Новиков рассказал «ОМСКРЕГИОНУ» о почти 15 млн рублей пожертвований на борьбу с коронавирусом, анонимных дарителях и «лазерной» пушке.
— Юрий Александрович, сначала расскажите о своей общественной организации. Когда она появилась в Омской области?
— Ассоциация была организована в 2011 году, и почти сразу мы вошли в состав Национальной медицинской палаты, которой руководит известный доктор, известная личность Леонид Михайлович Рошаль. Поэтому можно сказать, что мы являемся своего рода региональным отделением этой организации. Количество врачей, входящих в ассоциацию, составляет около четырех с половиной тысяч человек. Национальная медицинская палата — одна из немногих медицинских организаций, которая объединяет врачебное сообщество во всероссийском масштабе, причем врачей разных специальностей. Поэтому на сегодняшний день она самая могучая и представительная.
— Чем занимается ваша организация?
— Жизнь сама выковала те направления, по которым мы движемся. Самое основное направление — это оказание юридической помощи врачам, потому что, к сожалению, это еще достаточно востребованно. Чего греха таить, есть недовольство со стороны пациентов в отношении оказания медицинской помощи, и мы стараемся цивилизованно участвовать в решении этих вопросов.
Также мы помогаем в организации различного рода научно-образовательных мероприятий. Несколько лет назад мы стали активно участвовать в аккредитации специалистов. Общественный институт под названием «Национальная медицинская палата» в свое время и задумывался для того, чтобы взять на себя часть полномочий от государственных институтов. Это было продекларировано еще Дмитрием Анатольевичем Медведевым с точки зрения развития институтов гражданского общества. Вот тогда был взят курс, чтобы передать часть государственных полномочий общественным организациям. Это большой объем работы, потому что больше 50 специальностей аккредитуются. И в двух словах не опишу, насколько это непросто.
— Ну а теперь давайте перейдем к тому направлению, которое, как вы говорите, выковала сама жизнь, — к пандемии коронавируса и сбору средств для оказания помощи медицинским учреждениям Омской области.
— Когда губернатор Александр Леонидович Бурков, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Вадим Григорьевич Бережной и я, как председатель региональной ассоциации врачей, обратились за помощью к неравнодушным жителям Омской области, мы получили такой отклик, на который сами даже не рассчитывали.
Откликнулось более 250 желающих, причем это были частные лица, небольшие организации, компании и даже целые холдинги, и разброс пожертвований был от 100 рублей до 2 миллионов. За три месяца через ассоциацию прошло почти 15 млн рублей. Но это только финансово. А еще нам привозили разные продукты, привозили квас, минеральную воду, и мы все это раздали по нашим медучреждениям, прежде всего тем, кто был связан с лечением больных с новой коронавирусной инфекцией. Привозили средства гигиены, шампуни, дезинфицирующие средства, маски, защитные экраны. И все это мы старались оперативно распределить по больницам. Мы все говорим спасибо — независимо от взноса. Нам была важна активная жизненная позиция и помощь. Ни одна копейка не ушла мимо, ни одна маска не пропала — все было роздано нашим коллегам. И они были этому рады. В первый момент все остро нуждались в средствах индивидуальной защиты.
— Все деньги ушли на СИЗы?
— Мы покупали не только средства индивидуальной защиты. Мы целому ряду больниц помогли создать так называемые шлюзовые камеры, когда нужно было в кратчайшие сроки провести реконструкцию помещений с разделением на «красную» и «зеленую» зоны. Это нужно было делать в считаные дни. И перечисленные средства тут очень помогли решить проблему быстро. Для горбольницы № 11 закупили специальную бактерицидную лампу. Лампа нового поколения, причем я бы ее назвал не столько лампой, а лазерной пушкой, которая позволяет в считаные секунды проводить бактерицидную обработку больших по площади помещений. Буквально одной вспышки достаточно для обработки, для ликвидации всего перечня инфекционных и вирусных агентов, которые могут обитать в данном помещении. Я так понимаю, что это разработка российского военно-промышленного комплекса. Мы об этом оборудовании узнали в эпоху COVID-19 и постарались быстро его привезти. Эта лампа стоила порядка 480 тысяч рублей. Ее эффективность выше всяческих похвал.
— Мы на сайте постоянно сообщали, кто сколько перечислил денег и что ваша ассоциация передала средства в одну больницу, в другую, в третью. Но ведь надо было знать потребности, какое медучреждение в чем нуждается.
— Мы рады тому, что все пожертвования мы смогли распределить с попаданием в 10 баллов. Перед нами не стояла задача лишь бы освоить средства. Мы знали запросы каждого учреждения, и мы действовали сугубо индивидуально. Знали, кому какое количество СИЗов необходимо, кому нужны только перчатки, а кому — одноразовые костюмы.
Мы каждый день были на телефоне. Наш офис ассоциации омских врачей напоминал Смольный накануне Октябрьского восстания. Разве что кипяток солдатам не раздавали (Юрий Александрович смеется — прим. ред.). В общем, мы справились с этой задачей и сейчас уже все деньги практически освоили.
Да, еще один пласт расходов, который лег на ассоциацию, — это оплата проживания медиков в гостиницах, которые были для них специально сняты, чтобы они после работы с инфицированными больными не возвращались домой.
Мы уже можем подводить итоги: 14 млн 700 тыс. рублей — значительная сумма, которая здорово помогла медикам в борьбе с коронавирусом.
— Были случаи, которые вас растрогали до глубины души?
— Приходили люди, клали на стол деньги, пять тысяч рублей например, и уходили. Это молодые омичи, горожане среднего возраста. Говорили: «Нас записывать не надо, мы вам доверяем. Тратьте, как считаете нужным». Было несколько анонимных дарителей.
— Что показала ситуация с коронавирусом?
— Что мобилизационный ресурс системы здравоохранения все еще остается очень могучим, это то, чем мы можем гордиться. Этот мобилизационный ресурс в свое время помог победить в Великой Отечественной войне. Про это много говорили, что это невероятная сила духа, самоотверженность, которой другие народы похвастаться не могли. И те наши коллеги, которые сегодня на передовой в борьбе с COVID-19, они эту силу духа продемонстрировали. Я их за это благодарю, а мы старались, чтобы все, что к нам поступало, очень быстро доходило до них. Мы были своего рода подносчиками снарядов.