«Это мой гражданский долг»

«Это мой гражданский долг»

Дата публикации 15 июля 2020 08:24 Автор

Внук фронтовика взялся возродить аул, которым когда-то руководил его дед.

Дедушка жителя Исилькуля Советхана Темирбаева Темирбай Тулакбаев погиб под Сталинградом. До войны он проживал в ауле Бакабас, руководил колхозом «Честный труд». А на фронте стал снайпером.

Братская могила

Последняя весточка пришла от него в феврале 1943 года. Темирбай писал, что повторно ранен, находится в госпитале под городом  Калач, но поскольку ранение серьезное, его вот-вот должны перебросить на «Большую землю». На этом связь с ним оборвалась. А вскоре семья получила  похоронку. И долгое время не имела никакой информации об обстоятельствах его гибели. Лишь  двадцать лет спустя выросший сын Темирбая Бейсембай смог  отправиться на места сталинградских сражений и там узнал  трагические подробности.

Оказалось, на госпиталь, где лежал сибиряк из Бакабаса, немцы  сбросили бомбу. И все, кто в нем находился, были погребены в  большой воронке, ставшей их общей братской могилой. Сейчас на этом месте – памятник, на котором указано, что здесь располагается  братское захоронение.

На карте отсутствует

А вот в ауле Бакабас монумента в честь героев войны с фашизмом до последнего времени не было. Дело в том, что самого аула  попросту больше не существует – его население давно разъехалось.

– Когда я в 1989 году пришел из армии, там еще оставалось домов  тринадцать. Но потом и их хозяева стали уезжать. Я хотел купить один-два дома, в которых уже никто не жил, чтобы таким образом сохранить за этой брошенной территорией статус населенного пункта. Но собственники мне их продать отказались. Говорили:  хотят разобрать дома на доски, чтобы построить на новом месте сараи. Наверное, надо было предложить им больше денег. Но у меня такой возможности не было. До сих пор жалею, что не взял тогда кредит, – рассказывает внук погибшего под Сталинградом солдата Советхан Темирбаев.

Сам Советхан родился не в Бакабасе.

– В хрущевские времена мои родители переехали жить в Казахстан. Там появились на свет мой старший брат, я, мои сестры.  В Исилькульский район мы вернулись в 1972 году. Живем в Исилькуле. От райцентра до бывшего аула Бакабас – 16 километров. И это меня очень греет. Считаю, что именно в Бакабасе мои корни. Ведь там родились мой отец и моя мать, родители матери. Трое дедушек там  похоронены. А один, погибший под Сталинградом, ушел оттуда на фронт, – говорит Советхан.

Год поисков

Идеей строительства в исчезнувшем ауле мемориала, посвященного солдатам Победы, внук героя заболел четыре года назад.

– Время мчится быстро. И у сегодняшнего поколения – другие заботы. А хочется, чтобы наши дети и  внуки не забывали, какой ценой досталась эта Победа, чтобы не искажалась наша история, как это нередко происходит. Поэтому увековечение памяти  земляков я посчитал своим гражданским долгом, – отмечает внук героя Сталинграда.

Это была, по его признанию, нелегкая работа, ведь нужно было никого не забыть.

– И я, наверное, около года потратил только на сбор материалов о фронтовиках, – продолжает Советхан. – Нынешняя молодежь практически ничего не знает о них. Да, воевал дедушка. Да, погиб. А где воевал? Когда и как погиб? Разводят руками. Не все можно узнать и в архивах. Многие архивные документы в 1990-е годы пропали. Ну, сами понимаете, никому в то время ничего не было нужно. Поэтому значительную  часть данных пришлось собирать по крупицам. Смотреть  призывные и похозяйственные книги, изучать специализированные интернет-сайты, Книгу Памяти. А потом еще  дополнять найденные документальные сведения устными рассказами бабушек и дедушек, которые в военное время были детьми и могли что-то помнить. Моему отцу Бейсембаю Темирбаевичу, когда началась война, было шесть лет. Но он помнит многое. У него очень хорошая память, и  в его 85 лет он до сих пор ведет ежедневник. Я  попросил его нарисовать схему аула в военное и послевоенное время. И он это сделал,  конкретно расписав, кто где жил. Также рассказал, кто к какому роду относится и где сейчас живут потомки этих родов. Я потом сверял это все с архивными сведениями. Оказалось, отец рассказал даже больше того, что есть в документах. И я ему очень благодарен.

О том, насколько скрупулезно велся  поиск достоверной информации, говорит хотя бы такой пример.

– Выяснением биографии только одного дедушки, который после моего деда возглавил колхоз «Честный труд», я занимался больше двух недель. Мы считали, что он не ходил на войну. Но, когда я стал наводить о нем справки в Кокчетавском архиве, оказалось, что вроде бы воевал. Однако подтверждения ни первой, ни второй версии нигде найти не удавалось. И вопрос: воевал – не воевал, не давал мне покоя. Потом я отыскал его внуков. Они сказали: «Да, наш дедушка в 1943 году ушел на войну. Вернулся в 1945-м. Раненый, но живой». А я его чуть не записал в труженики тыла! Представляете, какая могла бы получиться большая, несправедливая ошибка! – говорит Советхан.

Эскиз пришел изнутри

Он сам создавал эскиз памятника. Буквально выносил его в себе, как ребенка.

– Я по своей работе часто часами стою на таможне и в это время много раз рисовал обелиск. И почему-то пришла мысль выстроить памятные плиты не в линию, а небольшой дугой. Потом заметил: когда мулла, стоя у обелиска в определенном месте, начинает  читать Коран, то возникает звуковой резонанс. Как бы от памятника идет обратная связь. Видимо, форма сыграла свою роль, – рассказывает внук героя.

В памятнике – пять плит. Одна посвящена погибшим, другая – вернувшимся с войны. Две плиты – труженикам тыла. И еще одну Советхан решил посвятить всем ветеранам аула.

– Меня спрашивали, – говорит он, – почему ты занес на мрамор имена дедушек, которым во время войны было уже по 70 лет и которые в силу этого не могли ни воевать, ни работать в поле или на лесоповале? А я отвечал, что суть памятника в том, что здесь отражены наши корни. Поэтому на нем должны быть записаны все наши уважаемые люди. В том числе и не бывшие на войне. Например, один из таких 70-летних стариков дважды за время войны пешком и на попутках совершал паломничество в святые места, чтобы помолиться о победе. Как такого человека не внести в памятные списки?

Радость со слезами

На идею создания памятника в бывшем ауле Бакабас откликнулись, по словам Советхана, все потомки тех, кто когда-то здесь жил.

– Они приезжали сюда работать и по выходным, и в будни. Не смотрели: грязь – не грязь. Все семьи ветеранов, живущие у нас в Исилькульском районе, у кого находилось свободное время, приняли участие. Конечно, на какие-то виды работ пришлось приглашать профессионалов. Но фундамент мы заливали сами. Оградку тоже сами варили по моему эскизу, – рассказывает Советхан.

На открытие памятника приехало около 600 человек, живущих и в Омске, и в целом ряде районов области, и в разных городах Республики Казахстан. Советхан признается, что накануне почти не спал. Тем более что ночью прошел сильный дождь, и пришлось поволноваться, что не будет дороги. Но утром солнце быстро высушило лужи. И все прошло, как и было задумано.

– Я понимал, что, с одной стороны, это скорбный день, посвященный тем, кого нет с нами, а с другой – великий праздник, потому что наши предки сейчас видят, что мы, потомки, здесь сидим, их вспоминаем. И радуются. И хотелось, чтобы все присутствующие тоже прочувствовали эту атмосферу. Поэтому были и почетный караул, и минута молчания, и торжественный концерт, и национальная борьба, и, конечно, праздничный обед, и белые шары мы в небо выпускали. А завершилось все праздничным салютом, – рассказывает Советхан.

Продолжение следует

Но установкой памятника эта история не заканчивается. Теперь  внук героя войны вынашивает планы возродить Бакабас, чтобы в нем вновь жили люди, которые бы растили хлеб, держали скот и хранили традиции своих родов. Советхан сам готов стать здесь фермером – необходимая техника для этого имеется. И почему-то я уверена: у него все должно получиться.

– Знаете, я в детстве все каникулы проводил в Бакабасе у дедушки с бабушкой. Он стал моим до глубины души. Поэтому для меня так притягательна идея  вновь вдохнуть в него жизнь. И наши старейшины меня поддерживают. Они говорят, что возрождение – это начало нового этапа, новые люди, новая кровь. А когда что-то новое рождается – это всегда очень хорошо. А мой отец каждый месяц просит свозить его к памятнику. Он считает, что душа нашего дедушки, погибшего под Сталинградом, теперь находится здесь, рядом с нами, – говорит Советхан.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Время сделать выбор

Время сделать выбор

Омская область готова к проведению президентских ...

Актуально

Реальный шанс победить

Реальный шанс победить

На территории Омской области пройдет акция ...

Акция

Памяти земляков

Памяти земляков

В Калачинске финишировала областная ...

Власть

Районы получат поддержку

Районы получат поддержку

По решению губернатора Омской области в Полтавский ...

Выставка

Тайны музейных часов

Тайны музейных часов

В музее изобразительных искусств им. Врубеля ...

Крупным планом

«Начинаем будущее вместе!»

«Начинаем будущее ...

Омская делегация стала активным участником ...

Наследие

≪Не забывай те грозные года...≫

≪Не забывай те грозные ...

Ветераны начали готовиться к празднованию ...

Наше время

Мелодии Победы

Мелодии Победы

В Омске стартовал фестиваль военно-патриотической ...

Панорама недели

Омским семьям помогут с жильем

Омским семьям помогут с ...

На поддержку молодым семьям Омской области в ...

По зову сердца

«Мы люди старой закалки!»

«Мы люди старой закалки!»

Ветераны Ленинского округа поставили на поток ...

Политакцент

Под контролем независимых экспертов

Под контролем независимых ...

Накануне в Общественной палате Омской области ...

Спектр

Трудоустройство без труда

Трудоустройство без труда

Памятка для тех, кто ищет работу.

Спецпроекты

Беспокойное сердце – молодая душа

Беспокойное сердце – ...

Этот разворот мы посвятили недавнему женскому ...

Спорт

Идем на Запад

Идем на Запад

«Авангард» победил «Ладу» в пятом матче плей-офф и ...

Юбилей

«Быть депутатом – значит быть готовым помогать»

«Быть депутатом – значит ...

Серию публикаций к 30-летию Законодательного ...