Ирина Трусова: «Я по натуре трудоголик»

В октябре на базе ДШИ № 17 открылся Центр вокального искусства Ирины Трусовой.
В октябре на базе ДШИ № 17 открылся Центр вокального искусства Ирины Трусовой.
 
Создание «именного» центра вокала – знак признания таланта и педагогических заслуг артистки. Она сегодня преподает в музучилище им. В. Я. Шебалина, является профессором факультета культуры и искусства ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и, кроме того, открывает и пестует юных звездочек в школе искусств.
 
26 лет артистка поет на сцене Музыкального театра. А еще ее голос звучит под сводами Концертного и Органного залов Омской филармонии. Ее пение украшает самые важные церемонии и торжества – от презентации выставок в Женеве и Китае до открытия театров,  музеев, храмов на родной земле. Выступление Ирины Трусовой преподносится как музыкальный подарок лауреатам губернаторских премий.
 
Мечтала стать архитектором
 
– Ирина Борисовна, вы ведь не из музыкальных вундеркиндов. В детстве не пели со сцены, артистов в роду не было?
– Мама – врач, папа – инженер-изобретатель. Правда, папа пел тенором почти лемешевского тембра и был пианистом-самоучкой. Поэтому отдал меня в музыкальную школу, на фортепианное отделение. Но никакого звездного детства у меня не было. Занималась горным туризмом и альпинизмом, побывала на Тянь-Шане, Алтае, в Саянах. Если пела, то только вместе со всеми у костра.
 
– И кем мечтали стать?
– Архитектором. Жили мы в Томске, и я ходила на подготовительные курсы в строительный институт. Но на выпускном экзамене в музыкальной школе присутствовал директор челябинского музучилища. Послушал меня – и пригласил на учебу. И я неожиданно поменяла планы. Поехала в Челябинск, поступила на теоретическое отделение, где готовят музыковедов и преподавателей сольфеджио. А когда приехала домой на каникулы, брат услышал, как я пою – для себя, дома, – и сказал: «У тебя же голос!» Я подумала: неужели? И стала тайком от всех разучивать партии меццо-сопранового репертуара. С ними и отважилась поступать на вокальное отделение Уральской консерватории. И уже там во время учебы узнала от педагогов, что мой голос – лирико-колоратурное сопрано.
 
Театр – единственный в жизни
 
– Музыкальный театр – единственный в вашей жизни…
– Да, я уже 26 лет выступаю на одной сцене. Был счастливый знак: впервые я спела в опере «Севильский цирюльник» –
в свой день рождения. Потом получала ведущие партии. Я счастлива, что, работая в сибирском городе, имею возможность выступать вместе со знаменитыми певцами, видеть и слышать лучших вокалистов на фестивале «Панорама музыкальных театров».
 
– Но из шестидесяти ролей - большинство оперетточных. А существует мнение, что петь в опере и оперетте трудно и для голоса не полезно.
– Меня выручает хорошая школа. Постоянно занимаюсь по методике своего педагога Маргариты Владимировой. И, слава богу, за 26 лет голос не «раскачался». Был один пробел: нас в консерватории мало учили актерскому мастерству. И я в начале своей работы брала уроки у старших коллег – Георгия Котова, Надежды Блохиной, Маргариты Лавровой. По сути, они преподали мне пропущенный курс.
 
– В чем приходится себя ограничивать, чтобы сохранить голос?
– Стараюсь не простужаться. Вообще многого нельзя. Есть мороженое, пить шампанское – даже в новогоднюю ночь.
 
– Говорят: сейчас на оперной сцене время Анны Нетребко, а не Монсеррат Кабалье. Как вам удается сохранять хорошую физическую форму?
– Это тоже труд. Слежу за собой, хожу в бассейн и проплываю по километру.
 
– Каков круг ваших друзей?
– Тот же, что сложился, когда был жив муж. Музыканты, врачи. Стараюсь выкраивать время для общения. Раньше считалась хорошей хозяйкой. Теперь, правда, жюльены редко готовлю.
 
Чтобы мир был в душе
 
– Педагогика стала вторым призванием?
– Мне нравится преподавать, ведь по первому диплому я музыковед-теоретик. Нравится достигать желаемого результата. В нашем театре работает моя ученица Юлия Соловьева. Катя Солуня, студентка второго курса музучилища, в этом году стала лауреатом шести конкурсов, а ей недавно исполнилось 16. В университете яркая звездочка – Иванна Цицей. Приятно, когда в ОмГУ поступают мои же ученицы – мне за них не стыдно.
 
– Было неожиданностью, что школу назвали вашим именем?
– Я сама никогда бы не осмелилась. Но в ДШИ № 17 энергичный, творческий директор Ирина Алексеевна Нестерова, она попросила разделить с ней хлопоты о становлении Центра вокального искусства. А деточки у меня там замечательные, в свои 8–11 лет уже лауреаты конкурсов – от городских до международных.
 
– У вас есть мечта?
– Чтобы мир был на Земле, чтобы мир был в моей душе, чтобы мир был вокруг меня.
 
 
Выбрала театр и судьбу

– Дирижер Музыкального театра Григорий Комаровский привез вас в Омск с «вокальной ярмарки» в Нижнем Новгороде и любил вспоминать об этом словами: «Прикупил к нашей замечательной театральной колоде козырного туза!» Вы сразу согласились поехать в Омск?
– У меня было много предложений, но я ведь сибирячка. Долго не раздумывала.
 
– И, как оказалось, выбрали не только театр, но и судьбу…
– Мы поженились и прожили с Григорием Иосифовичем Комаровским 18 лет. Общая работа, интересы, друзья, режим жизни. Всегда были вместе – на репетициях, спектаклях, концертах, гастролях. Я на сцене, муж – за дирижерским пультом, а сын Боря – или в моей гримерке, или у папы в оркестровой яме. И дома – полное понимание. Если вечером у меня спектакль, день нужно провести в тишине, хорошо отдохнуть. Мужу-дирижеру это не нужно было объяснять. А сын, подрастая и уже зная правила, проявлял заботу. Если я сама начинала разговор, он останавливал: «Мама, тебе нельзя, у тебя спектакль. Если будешь разговаривать, заклею тебе скотчем рот».
 
– Что вас спасло, когда семь лет назад Григория Иосифовича не стало и такая красивая, гармоничная жизнь нарушилась?
– Работа и ответственность за сына. Я по натуре трудоголик.
 
 
Кстати
26 октября Омский музыкальный театр открывает новый сезон праздничным концертом «НАМ-65».
Началу юбилейного сезона посвящены две акции. В 13.30 на доме по адресу Ленинградская площадь, 6, будет открыта мемориальная доска в честь заслуженной артистки России, легенды омской сцены, почетного гражданина Омской области Надежды Блохиной. В тот же день в 17 часов на площади у центрального входа состоится открытие Аллеи звезд Музыкального театра, где будут увековечены имена тех, кто внес особый вклад в историю омского искусства.
 
 
Продолжение легенды

«Омский соловей». Так все чаще называют Ирину Трусову – обладательницу редкостного по красоте лирико-колоратурного сопрано.
 
И не только в родном городе, но и на страницах российских музыкальных изданий. Когда-то такое второе имя утвердилось за Деборой Пантофель-Нечецкой. Ирине Трусовой выпало счастье повидаться с «омской легендой» в Москве. И 93-летняя певица, омский соловей, в 1992 году благословила Ирину на исполнение с Омским симфоническим оркестром Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра, посвященного Деборе Пантофель-Нечецкой. Благословила на творчество и продолжение ее соловьиной легенды в родном городе…
©
URL: http://omskregion.info/news/8325-irina_trusova_ya_po_nature_trudogolik/
Дата публикации:24/10/2012 11:30