По омским картам до Берлина

В нашем городе выпускали продукцию, которая была одной из самых востребованных на фронте.

Омская картографическая фабрика была образована 20 мая 1934 года на базе Сибирского отделения Всесоюзного картографического треста. В годы Великой Отечественной войны предприятие именовалось как Государственная картографическая фабрика № 6 ГУГК (Главного управления геодезии и картографии). Состояла из двух раздельных частей: картосоставительской и издательской. Первая располагалась в здании по адресу: ул. Карла Либкнехта, 4, а вторая – на ул. Штабной (ныне ул. Таубе), 13.

«Ощущаем недостаток карт»

С началом Великой Отечественной войны большое число мужчин и часть женщин были призваны в армию, ушли на фронт. По данным 1943 года, на предприятии трудились 207 человек, в основном женщины и подростки. Сохранились фотографии тех лет: «Механическая мастерская», «Занятие с молодыми рабочими офсетного цеха».

Согласно приказу Комитета труда и обороны, на базу Омской картографической фабрики из Москвы была эвакуирована часть полиграфического комбината им. Молотова. В эти годы произошла коренная техническая перестройка производства. Были смонтированы три двухкрасочные офсетные машины и одна однокрасочная. Штат картосоставительного цеха увеличился почти вдвое и насчитывал уже 120 человек.

Из Ленинграда в Омск было эвакуировано Гидрографическое управление, и фабрика расширила тематику. Например, здесь печатались хлебные карточки для населения Омска.

Картограф Г. И. Чупин, ушедший на фронт в первые дни вой­ны, писал товарищам на фабрику: «Ржев мы, наконец, взяли и гоним фрицев на запад в три шеи. Мы продвинулись на несколько градусов. Чувствую, что нагрузки вам всем хватает, мы этой продукции поглощаем бездну, и все ощущаем в ней недостаток».

Свой пост не оставляли…

Мастера, рабочие, весь коллектив работали, не считаясь со временем, стремясь как можно быстрее выполнять производственные задания. Даже в картцехе иногда работали в три смены. Одновременно прямо на рабочих местах обучались новые кадры взамен ушедших на фронт.

Выходные дни тогда были редкими явлением, отпуска же вообще отменили до окончания войны.

Из воспоминаний ветерана Омской картографической фабрики Ольги Александровны Белоглазовой:

«Фабрика во многом сменила тематику на военную, обеспечивающую сухопутный, морской и авиационный фронты картографической продукцией.

Вчерашние школьники, не имея специальностей подготовки, обладали премудростями составления и оформления карт.

В марте 1943 года я была назначена старшим редактором гидрографических карт. При создании морских навигационных карт использовали исходные материалы на Балтику и Северное море на шведском и норвежском языках. Вначале мы работали с переводчиками, а затем освоили терминологию и справлялись самостоятельно.

Однажды нам пришлось работать с подмоченными морскими картами. Когда эвакуация проходила через Ладогу, баржи подверг­лись вражескому обстрелу и груз одной из барж пошел ко дну. На том, что удалось достать со дна, мы старались восстановить достоверность важнейших объектов.

Мы работали напряженно – в трудных условиях, круглосуточно. Цех отапливался двумя буржуйками, мы сами их топили. Едкий дым раздражал глаза, мерзли руки, мы дремали от усталости и голода, но свой пост не оставляли, все измерялось сроками отправки карты на фронт. Все работали с большой ответственностью, оценивая каждый объект, каждую отметку высоты, глубины, камешек, опасность, лесочек и другие важные подробности.

Мне до сих пор помнится первая морская карта для Северного моря, отредактированная мною. И какая была радость получить известие о том, что бой, проведенный с применением данной карты, прошел успешно.

Тогда мы стали работать увереннее, смелее, быстрее, с мыслью о том, что наша продукция нужна фронту, порой забывая о голоде и сне. Для завершения сроков карту разрезали на части по возможному числу исполнителей, по окончании вновь монтировали в общую основу, а иногда печатали карты с составительских оригиналов, и «летели» они с невысохшими красками по назначению.

Наряду с военной тематикой, мы продолжали работы над Государственной картой СССР масштаба 1:1000000. Попутно обеспечивали школы учебными картами.

Наши карты заслуживали высокие оценки, например: в 1944 году Государственная карта СССР была удостоена Большой золотой медали Географического общества, а ряд работников фабрики получили правительственные награды».

Голод – это страшное слово

Работники фабрики той тяжелой поры отмечали, как голодно они жили.

На производстве были организованы столовая и маленький магазинчик. Продукты для них доставлялись на «тяговой силе», содержали для этой цели маленького бычка, которого впрягали в тележку. Супы варили часто из мороженой капусты, а на второе были галушки с колючей овсяной шелухой. Рабочие в сумочках и карманах всегда носили ложки с короткими ручками.

Для семьи, для дома они сами пилили дрова, работали на выгрузке барж, сажали картофель, заготавливали зелень крапивы, овощной ботвы. На касторовом масле жарили еду, а если его не было, то пекли прямо на чугунной плите. На рынке тогда все было очень дорого, а заработок сотрудников был невелик, ведь они еще выделяли деньги из зарплаты на государственные займы.

Из воспоминаний Ольги Белоглазовой:

«Был со мной такой случай. На фабрике печатали карту «Европейская часть СССР», красный фон на территории СССР. Бракованные листы отдавали всем работникам, кто следил за событиями на фронтах. Я тоже принесла такую карту домой, как раз к нам приехал знакомый из колхоза. Когда он посмотрел карту, то сказал мне: «Ольга Александровна, продайте нашему колхозу эту карту». Я в шутку ответила: «Не иначе как за два мешка картошки».

Утром сводка по радио, я решила посмотреть карту, но ее на месте не было. Мама сообщила, что карту увез в колхоз знакомый и обещал в воскресенье доставить картофель. Моя шутка превратилась в быль и радость, что положение на фронтах никого не оставляет равнодушным. В обещанный срок мужчина привез обещанный картофель. Вот это была неописуемая радость! Вся наша семья поела вдоволь».

А еще работники фабрики после отработанной смены спешили в военный госпиталь, чтобы ухаживать за тяжелоранеными, писать под диктовку письма, менять постельное белье в банный день.

После победы на фабрику пришли фронтовики, которые успешно трудились. В массе своей они были скромные люди, которые не любили вспоминать о войне.

Серьезное производство

Сегодня омская фабрика – это большое, серьезное полиграфическое производство.

– На нашей фабрике кроме карт выпускают журналы, брошюры, буклеты, газеты, упаковочный материал, афиши, – рассказывает старший редактор Наталья Лагутина. – У нас работают высокоскоростные машины – например, тираж пять тысяч экземпляров они печатают за час. На нашей фабрике работает единственная за Уралом печатная пятикрасочная машина Rapida-142, ее производительность составляет 15 тысяч оттисков в час. Мы изготавливаем продукцию не только для всей России, но и для Узбекистана и Казахстана.

В этом году в честь 75-летия Великой Победы на фабрике были отпечатаны два атласа: «Атлас великих сражений» и «Дорогами воинской славы. Россия – Беларусь» – совместный проект «Роскартографии» и «Белкартографии».

URL: http://omskregion.info/news/83253-po_omskim_kartam_do_berlina/
Дата публикации:22/07/2020 08:24
Автор:Виолетта Гордиенко
Фото:Евгений Кармаев