Омский мединститут за годы войны подготовил для фронта 1645 военных врачей

Омский мединститут за годы войны подготовил для фронта 1645 военных врачей

Дата публикации 24 августа 2020 14:01 Автор Фото Алексей Пантелеев

Занятия в учебных аудиториях проходили по десять часов в сутки. А после занятий студенты спасали жизни раненых бойцов в госпиталях и помогали бороться с болезнями в переполненном эвакуированными людьми Омске.

Напомним, что в этом году Омску присвоено очень значимое звание — Город трудовой доблести, и невозможно рассматривать историю подвига нашего народа без вклада в Победу медицинских работников, врачей и ученых.

Тыловые города в годы войны стали настоящими центрами по лечению и спасению раненых, больных бойцов. Одним из таких центров, оказавшихся на своего рода переднем крае, стал Омск: сюда привозили огромное количество солдат с фронтов, нуждающихся в медицинской помощи.

За годы войны наш город принял 157 тысяч раненых и больных бойцов. В Омске к 1942 году было развернуто 45 госпиталей. И большинство из них возглавляли профессора медицинского института. Без научной базы, без студентов, которые также принимали активное участие в этой работе, невозможно было бы поднять за короткое время столь большое количество раненых солдат.

Как рассказала заведующая музеем истории медуниверситета, кандидат исторических наук Людмила Ягодинская, омские госпитали в Сибири и на Урале занимали ведущие позиции по лечению больных. Наши хирурги имели самые высокие темпы выздоровления раненых бойцов и самые высокие показатели по срокам лечения. И это во многом заслуга ученых Омского мединститута.

Вуз в годы войны жил очень напряженной и тяжелой жизнью. Из 250 преподавателей в первые же дни войны 153 мобилизовали на фронт. На некоторых кафедрах оставалось по одному, два, три преподавателя.

Чтобы решить кадровую проблему, приглашали врачей и ученых, которые были эвакуированы из других городов в Омск. Здесь необходимо вспомнить о профессорах Второго московского мединститута, который находился в эвакуации в нашем городе в течение трех лет. В Омск приехало сто сотрудников вуза и тысяча студентов. В основном это были студенты и преподаватели хирургической клиники и военно-медицинского факультета.

Хирургическую клинику возглавлял профессор Борис Соломонович Вейсброд, личный врач Ленина, который известен тем, что в 1918 году первым оказывал помощь Владимиру Ленину после покушения Фанни Каплан. Это был ученый с мировым именем, ставший в свое время одним из организаторов неотложки в Москве. Умер Борис Соломонович от аппендицита 8 июня 1942 года и был похоронен на Казачьем кладбище Омска. В 1961 году в связи с ликвидацией Казачьего кладбища его прах был перезахоронен на Старо-Восточном кладбище Омска.

Еще один ученый с мировым именем, академик, главный хирург Красной Армии Николай Бурденко в Омске оказался в конце 1941 года в тяжелом состоянии — после инсульта. Он развился после ранения в начале войны. Бурденко был второй раз контужен во время бомбардировки на переправе через Неву. В конце сентября 1941 года под Москвой при осмотре прибывшего с фронта военно-санитарного поезда у Николая Бурденко произошел инсульт. Он пролежал около двух месяцев в больнице, почти полностью лишился слуха и был эвакуирован сначала в Куйбышев, затем в Омск. В омском госпитале Николай Бурденко сначала находился на лечении, но одновременно приступал к работе. То есть ставка главного хирурга армии какое-то время находилась в Омске. Академик активно оперировал в нашем госпитале, этому посвящена мемориальная доска на здании по улице Ленина, 10.

Еще не оправившись от болезни, Бурденко в местных госпиталях занимался лечением поступивших с фронта раненых, обширной перепиской с фронтовыми хирургами передовых этапов. На основе своих наблюдений он написал ряд исследований, оформив их в виде девяти монографий по вопросам военно-полевой хирургии. В апреле 1942 года Николай Бурденко вернулся в Москву.

Но таких ученых в Омск приехало много, и они сыграли важную роль в формировании местной научной школы. Столичные и местные научные светила жили фактически одной семьей, вместе работали на кафедрах, в госпиталях, размещались на омских квартирах.

В августе 1941 года в Омск также эвакуировали Ленинградское военно-медицинское училище имени Щорса. После войны это учебное заведение осталось в нашем городе и было реорганизовано в медицинское училище № 3, а потом — в медицинский колледж, который с 2011 года входит в структуру медицинского университета.

В годы войны это училище подготовило в Омске 6 тысяч выпускников — это фельдшеры, санинструкторы, зубные врачи, которые отправлялись на фронт. Но есть еще один очень важный факт: слушатели, курсанты и преподаватели этого училища сыграли большую роль в жизни городского здравоохранения. На 70% дежурства по оказанию экстренной хирургической помощи в городе были обеспечены именно представителями этого училища.

На место ушедших на фронт студентов приходили новые. Прием в мединститут с началом войны не уменьшился, а напротив, даже увеличился. Ведь потребность в медицинских кадрах была необычайно высока. И военные врачи тоже несли большие потери, особенно в 1941–1942 годах. Ведь молодые медики, выпускники омского института, в основном работали в полевых госпиталях на передовой. За годы войны Омский мединститут выпустил 1645 врачей. Всего в течение военных лет было шесть выпусков. В 1941 году пришлось сделать три выпуска: кроме одного планового, из студентов, которые отучились пять лет, сделали еще два досрочных выпуска.

В первый год войны сильно изменился план работы института, сама система подготовки кадров. Вместо пяти лет студенты учились три с половиной — четыре года, по ускоренной программе. Но при этом подготовка осуществлялась полностью, сокращение учебного процесса шло за счет уплотнения времени. Студенты занимались по восемь — десять часов в день. К примеру, занятия шли с девяти утра до трех часов дня, затем перерыв — и новые занятия, с шести до десяти часов вечера. Это было тяжело и для студентов, и для преподавателей.

«Меня поражает, как люди могли это вынести и как эффективно в необычайно сложных условиях была организована жизнь вуза в то время, — говорит Людмила Ягодинская. — Кроме напряженного учебного графика, студенты и преподаватели занимались дежурствами в госпиталях. Это, как правило, было ночное время. Дежурили по графику все. Кроме того, были большие гражданские работы. Это разгрузка дров для отопления учебных корпусов и общежитий, работа в выходные дни на строительстве землянок для эвакуированных, на строительстве оборонных заводов и подготовке площадок для производств, строительстве железнодорожных и трамвайных путей. Летом вместо каникул — работа на селе, в подсобном хозяйстве, которое было при вузе, уборка урожая».

Кроме того, студенты и сотрудники вуза участвовали в помощи городскому здравоохранению. Не прекращалась работа по повышению квалификации среднего медперсонала городских клиник и госпиталей, а также врачей по разным специальностям. Особое внимание уделялось хирургии, психиатрии. Проблемы психических травм были актуальны не только среди бойцов, но и среди военных врачей. Еще один важный аспект: население города многократно возросло за счет эвакуированных — только с промышленными предприятиями приехали около 120 тысяч рабочих. А еще омичи приняли 26 тысяч детей, учебные и культурные заведения, театры. Из-за скученности была опасность возникновения инфекционных заболеваний. Но врачам и ученым в годы войны удалось избежать массовых эпидемий, хотя отдельные вспышки были. И сотрудники омского мединститута и студенты успешно боролись с возникавшими инфекциями — это геморрагическая лихорадка, грипп, дизентерия, малярия, сыпной тиф и другие опасные болезни.

Проблемой номер один в городе стало обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора. И в этот процесс вовлекали студентов всех курсов, которые проводили обследования жителей и работников предприятий. Они проводили подворный обход, вели беседы и читали лекции, ставили прививки, изучали условия труда на заводах и давали рекомендации. На предприятиях были организованы здравпункты, медсанчасти.

Но работы все равно было очень много, поэтому в годы войны большое внимание уделили развитию санитарно-гигиенического факультета. Он был открыт в 1938 году и находился накануне войны в стадии формирования. В каком-то смысле омичам повезло, поскольку в эвакуации оказались известные ученые в этой области, и они помогали создавать новые кафедры и в целом укреплять институт. Например, в 1941 году была создана кафедра гигиены труда, возглавляемая московскими профессорами. В 1943 году создали кафедру эпидемиологии во главе с ученым из Одессы. Здесь они создавали новые коллективы. И обком ВКПБ в 1943 году отмечал, что санитарно-гигиенический факультет приобрел очень важное значение в жизни всего Советского Союза — он стал самым крупным в своем роде факультетом, здесь обучалось 330 студентов. Они получили хорошую оценку в Минздраве страны. Первый выпуск санитарных врачей состоялся в 1942 году. А через 40 лет они вновь встретились в стенах института, о чем свидетельствует фотография в музее мединстиута. Были и другие памятные встречи. 

«Год 75-летия Победы продолжается, но самое главное — ощущение праздника, гордости, той благодарности в память о тех, кто отдал свою жизнь и свое здоровье во имя Победы, — говорит ректор ОмГМУ Мария Ливзан. — Очень много было отдано каждым, и мы вспоминаем с огромной благодарностью наших сотрудников, студентов, которые тоже внесли свой вклад. Омск заработал не только как промышленный, но и как медицинский центр, который позволил вернуть в строй огромное количество раненых бойцов. Для нас и для каждого омича присвоение звания Города трудовой доблести — это огромная радость, и большая честь и почет. Лично я, и наши сотрудники участвуем в голосовании за место установки памятной стелы. Нам очень хотелось бы, чтобы это место было особенным для омичей. Чтобы каждый, проходя мимо, знал и помнил о том, какой вклад наш город внес в великую Победу».

Омская медицина в годы войны в цифрах и фактах

В первые месяцы войны из стен мединститута ушли на фронт 790 студентов, 68 рабочих и служащих, 153 научных сотрудника. В октябре ноябре 1941 года в Омск был эвакуирован Второй Московский медицинский институт. В военное время подготовка специалистов осуществлялась по сокращенной (до 3,5 лет) программе.

22 июля 1941 года в Омск прибыл первый санитарный поезд. В нем находилось 250 тяжелораненых солдат и офицеров. Затем поезда с ранеными стали поступать постоянно.

К концу 1941 года в нашем городе и области было организовано 28 госпиталей, в последующем госпитальная база была расширена до 45 госпиталей за счет эвакуированных госпиталей из других регионов.

На железнодорожном вокзале была оборудована разгрузочная площадка для приема военно-санитарных поездов. На разгрузку эшелона давалось 1,5-2 часа. Раненые доставлялись в госпиталь машинами и специально оборудованными трамваями.

Эшелон состоял из 20 вагонов, половина вагонов были приспособлены под медицинские кабинеты и палаты. Всего за годы войны наш город принял 562 эшелона с ранеными и больными.

Всего за четыре года Великой Отечественной войны в эвакогоспитали Омской области поступило 156 297 раненых и 13 198 больных. Выписано за это же время 101 208 человек и эвакуировано в другие лечебные учреждения 51 878 человек. Из числа выписанных возвращено в ряды Красной Армии – 45 362 человека (44,8%), снято с военного учета – 54 384 человека (53,7%), уволено в отпуск – 1 462 человека (1,5%).

Всего за годы войны в эвакогоспиталях Омской области скончалось 1220 человек, что составило 0,78% по отношению ко всем лечившимся.

Распечатать страницу