Донорство – без оплаты

Донорство – без оплаты

Дата публикации 31 октября 2012 10:41

В ноябре областному центру трансплантологии исполняется 10 лет.
В ноябре областному центру трансплантологии исполняется 10 лет.
 
Далеко не все жители Прииртышья знают о том, что в Омске есть лечебное учреждение, где пересаживают органы. Точнее, пока только один орган – почку. Но в планах омских трансплантологов – внедрение иных видов пересадок – поджелудочной железы и даже печени.

Каким образом работает уникальный центр? Кто является его пациентами, а кто донорами?

Строго в соответствии с законом

- В детективных сериалах иногда показывают, как герои изыскивают большие суммы для оплаты пересадки почки, сердца или иного органа близкому человеку. Эти сериалы вместе с информацией в Интернете создают в головах россиян картины, имеющие мало общего с реальностью, - рассказывает заведующий хирургическим отделением № 2 Омской городской клинической больницы им. Кабанова Сергей Семченко. – Сегодня закона, позволяющего куплю-продажу органов, в России нет. Как, впрочем, такого закона нет ни в одной другой стране мира.

Отделение, которое возглавляет Сергей Семченко, с 2002 года имеет еще один статус – областного центра трансплантологии. Именно здесь, в единственном медицинском учреждении Омского региона, делают пересадки почки нуждающимся в этом пациентам. Используя при этом почки так называемых «трупных доноров». Когда врачи констатируют смерть мозга пациента и неэффективность дальнейших реанимационных мероприятий по его возвращению к жизни, то дают разрешение на изъятие почки для последующей пересадки. Но это возможно в том случае, если лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказался умирающий (как правило, речь идет о пострадавших в серьезных ДТП –
Р. Е.), не имеет на руках заранее составленного документа о запрете изъятия органов у данного человека. Ну а кто в юном или зрелом возрасте находит время и повод для того, чтобы составлять подобные «завещания» на случай состояния между жизнью и смертью? Что же касается согласия родственников на изъятие органа у умершего человека, то внесенные в 2008 году изменения в действовавшее прежде законодательство в отношении трансплантологии окончательно поставило в этом вопросе точку.  Сегодня даже самые близкие родственники не имеют права вмешиваться в действия врачей, принявших решение об изъятии того или иного органа у донора-трупа ради другого человека, у которого есть шансы на долгую жизнь в полном здравии в случае замены «плохой» почки, сердца, печени и т. д.

В листе ожидания

- Мы ежегодно делаем по 25-30 пересадок почки. С начала этого года уже произвели 22 трансплантации, – рассказывает Сергей Семченко.

На нынешнем этапе развития омской трансплантологии 25-30 пересадок почки в год – предельный показатель. Между тем пациентов, находящихся на лечении в отделении гемодиализа, которое также входит в состав центра трансплантологии, – уже более 150. Столько же проходят периодическое лечение при помощи аппарата «искусственная почка» в специализированном отделении областной клинической больницы. Большая часть этих людей готовы хоть сегодня подписать заявление на пересадку почки донора. Около 60 из них уже прошли все необходимые обследования и включены в так называемый лист ожидания. Это значит, что в случае появления в центре подходящих для пациентов по различным биологическим параметрам  донорских почек им тут же предложат операцию по пересадке.

Готовность пациентов хирургического отделения № 2 ГКБ им. Кабанова к пересадке в свой организм чужой почки объясняется двумя причинами. Состояние их мочевыводящей системы таково, что требует регулярного проведения процедуры гемодиализа. Если  горожанам такое лечение можно провести без отрыва от производства, то иногородним пациентам приходится то и дело оформлять «командировки» в больницу. Поэтому шанс вернуться к нормальной жизни их окрыляет.

Вторая причина, не оставляющая сомнений у тех больных, кто пишет заявление на пересадку, -
высокие результаты работы омских трансплантологов. За
10 лет работы центра трансплантологии не умер ни один из тех пациентов, кому здесь была пересажена донорская почка. Более того, все они живут полноценной жизнью. Пациенты из сельских районов даже держат домашнее хозяйство.


Справка

За 10 лет существования Омского областного центра трансплантологии было только две операции по пересадке почки от доноров-родственников. В первом случае – это было в 2003 году – на изъятие органа ради больного ребенка пошла его мама. Во втором случае стать донором сыну вызвался отец. Подобные жертвы ради спасения жизни других людей не запрещены законом и в России.

Раиса Емельянова
Фото автора и Евгения Кармаева

©
Распечатать страницу