Сергей Щербаков: «Океан никогда не перестает поражать»

Наш земляк и известный мореход вернулся из беспрецедентной полярной экспедиции на яхте «Скорпиус».
Наш земляк и известный мореход вернулся из беспрецедентной полярной экспедиции на яхте «Скорпиус».

Путешественника, умеющего интересно рассказывать, можно слушать бесконечно. Капитан легендарной яхты «Сибирь» Сергей Щербаков как раз из таких замечательных рассказчиков. Сегодня он делится с нами подробностями экстремального путешествия.

И штурман, и лоцман

- Сергей Борисович, вы только что вернулись из кругосветной полярной экспедиции, и подробности вашего путешествия омичам еще не известны. Давайте восполним этот пробел.

- Экспедиция, стартовавшая из Сочи в сентябре 2011 года, стала совместным проектом федераций парусного спорта России и Украины. На прекрасной большой яхте «Скорпиус» участники экспедиции решили обойти вокруг обоих полюсов нашей планеты. Судно отлично подходило для подобного сурового испытания. Его длина – более тридцати метров, корпус утеплен, энергетическая установка увеличенной мощности, высота мачты над уровнем моря – тридцать восемь метров, это примерно высота двенадцатиэтажного дома! Водоизмещение –
более ста тонн! Первого января 2012 года экспедиция обогнула мыс Горн. Именно в тот момент через Федерацию парусного спорта Украины мне было предложено присоединиться к экспедиции.
 
- Какой была ваша функция в экипаже?

- Организаторы экспедиции были заинтересованы в моем опыте хождения под парусом Северным морским путем, накопленным во время путешествий на яхте «Сибирь». В России очень мало яхтенных капитанов обладают подобным опытом. Я был приглашен в качестве штурмана и лоцмана. Раздумывал недолго – такое предложение, как сделал мне капитан «Скорпиуса» Сергей Низовцев, бывает раз в жизни.

Спортивный вызов Северу

- И когда же вы впервые ступили на палубу «Скорпиуса»?

- С января по апрель этого года яхта обошла вокруг Антарктиды, поднялась по Тихому океану вдоль побережья Чили до Панамского канала, по которому прошла в Атлантику и к концу июля дошла до южной оконечности Гренландии. А четвертого августа в столице Исландии Рейкьявике я взошел на борт «Скорпиуса».
 
- По какому маршруту проходила та часть экспедиции, участие в которой принимали непосредственно вы?

- Восьмого августа мы стартовали из столицы Исландии Рейкьявика. Перед нами стояла задача – пройти весь российский и канадский Север. Причем большинство островов Северного Ледовитого океана мы намеревались обогнуть с северной стороны. Это сложнее, но такой спортивный вызов повышал наш интерес к и без того экстремальному маршруту.

И вот, обойдя Исландию с севера, мы подошли к Шпицбергену. Удивительное место! Это территория Норвегии, но при этом там есть российский поселок Баренцбург. Затем мы дошли до самой северной точки путешествия – до острова Рудольфа. Это ближайший к полюсу остров Земли Франца Иосифа. Мы прошли мимо тридцати островов этого архипелага, но на берег ни разу не выходили.

Двадцать пятого августа проследовали через пролив Вилькицкого, отделяющий полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля. Нам невероятно везло с погодой. Синоптики сказали, что столь благоприятные условия для прохождения Северного морского пути бывают раз в тридцать лет.

А еще мы посетили остров Беннетта.

«Сам Колчак еле-еле спасся»

- Я слышал, остров Беннетта пользуется у мореплавателей дурной славой…

- Скорее уж неоднозначной. Прежде всего, именно остров Беннетта принято ассоциировать с так называемой Землей Санникова. Еще в начале XIX века российский промышленник и исследователь Севера Яков Санников якобы увидел севернее Новосибирских островов марево, предвещающее землю. Как полагал Санников, там должен был быть субтропический благодаря геотермальным источникам и теплому течению климат. Увы, эта гипотеза так и осталась легендой. Но севернее Новосибирских островов как раз и располагается остров Беннетта.

- Вот только субтропического климата, какой показан в фильме «Земля Санникова», там нет…

- Разумеется. Обычная для этих широт фауна: птицы, моржи и, конечно же, хозяин тех мест белый медведь.
 
- И все-таки об этом острове ходит немало мрачных рассказов…

- Есть такое, и эти рассказы подлинны. В 1902 году острова Беннетта на байдарах достиг русский исследователь барон Эдуард Толль с тремя другими участниками экспедиции. Через два месяца их должна была эвакуировать шхуна «Заря», но она не смогла пробиться через льды. Толль и его спутники решили самостоятельно двигаться к континенту. Годом позже к острову со спасательной экспедицией пришел Александр Колчак. Ему удалось найти документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник Толля, из которого выяснилось, что продуктов было лишь на две-три недели. Значит, спастись никому не удалось.

Это были не первые жертвы острова Беннетта. В 1881 году его открыл американский мореплаватель Джордж Де Лонг и через три месяца после этого погиб. Да и сам Колчак еле-еле спасся после посещения злополучного острова.
 
- Но вас все это не остановило…

- Очень уж хотелось на нем побывать! Ведь посещают его не чаще чем раз в двадцать-тридцать лет. Другого шанса могло и не быть. Бросили якорь в той самой бухте, где стоял Колчак, переночевали, укрепили фундамент пятиметрового памятного креста, доставленного туда в 2003 году нашими соотечественниками в честь столетия спасательной экспедиции Александра Васильевича. Крест порядком расшатался, и мы уложили в его основание дополнительные камни.

 «Если солнце село в тучу…»

- В давние времена мореходы не знали, что ждет их за горизонтом. В любой миг мог появиться чудесный остров или даже не открытый еще материк. Сейчас у путешественников есть точнейшие карты и спутниковое навигационное оборудование. Это не убило романтику дальних странствий?

- Видели бы вы хоть раз закат над океаном, подобный вопрос не пришел бы вам в голову. «Если солнце село в тучу, жди моряк большую бучу. Если солнце село в воду, жди хорошую погоду». (Смеется)

Океан никогда не бывает одинаковым и никогда не перестает поражать. Нужно просто не закрывать перед ним свое сердце.

 «Если было нужно – и терпел, и прощал, и подчинялся»
 
Экипаж яхты «Скорпиус» состоял всего из пяти человек. Эти люди долгое время проводили в замкнутом пространстве, общаясь лишь друг с другом. Тут очень важна психологическая совместимость. Не слишком ли рискованно в таком случае отправляться в длительное путешествие с совершенно незнакомыми людьми? Членов экипажа кругосветки, включая капитана, наш земляк Сергей Щербаков увидел впервые в жизни. А вдруг не сошлись бы характерами?

Вот что говорит по этому поводу Сергей Борисович:

- У меня немалый опыт экспедиций с незнакомыми прежде людьми. Во-первых, ты сам должен себя соответствующим образом настроить, стараться гасить возможные конфликты в зародыше. Во-вторых, на судне обязана царить жесткая дисциплина. Каждый полностью подчиняется приказам. Иначе – беда, ведь это же океан, с ним шутки плохи, расхлябанности он не прощает.

Подчиняешь себя правилам, распорядку.

А если что-то тебе не нравится, решаешь, что важнее – большая цель, которой ты всегда стремился достичь, или сиюминутные эмоции. Лично для меня цель – превыше всего. Поэтому, если было нужно – и терпел, и прощал, и подчинялся.
Точно так же и остальные члены экипажа– профессионалы, сконцентрированные на достижении цели. Поэтому и не возникало ни конфликтов, ни отчуждения.

Алексей Одариев
©
URL: http://omskregion.info/news/8479-sergey_chsherbakov_okean_nikogda_ne_perestaet_pora/
Дата публикации:31/10/2012 12:13