«Мы цирк себе здесь устроили» — в Омск пандемией занесло акробатов «Цирка дю Солей»

В марте «Цирк дю Солей» отправил всех артистов и сотрудников домой в свои страны. Так в Омске оказались шестеро акробатов из разных шоу. О новом месте их работы, буднях цирковой жизни и том, когда могут возобновиться шоу, узнал «ОМСКРЕГИОН».

Пандемия коронавируса особенно ударила по зрелищно-развлекательной сфере. Если музеи, театры и кинотеатры уже открыты, то цирки до сих пор не могут возобновить работу: усугубляет ситуацию начавшаяся вторая волна эпидемии COVID-19.

Они терпят огромные убытки. Один из самых известных цирков, «Цирк дю Солей», в марте был вынужден отправить большинство своих сотрудников и артистов домой в разные страны. В Омск таким образом попали шесть человек.

Самая титулованная из артистов, Марина Чернова, — многократная чемпионка мира и Европы по спортивной акробатике. Другие тоже победители и призеры различных российских и международных турниров. Это Ярослав Сорокин, Александр Самойлов, Никита Жестовский, Ерлан Ибраев и Игорь Тарапат.

«Мы все акробаты из омской школы “Металлист”. Занимались у одного тренера —Татьяны Васильевны Степкиной и хореографа Людмилы Петровны Петлюк», — рассказали артисты «Цирка дю Солей».

Ребята выступают в двух шоу: Kurios и Ovo. Первое погружает зрителей в сон профессора, попадающего в параллельную реальность, а второе посвящено царству насекомых. Концепции у них похожие: это спектакли с элементами акробатики, гимнастики, жонглирования и балансирования. Под живую музыку участники в ярких, красочных костюмах выполняют невероятные захватывающие номера. В каждом шоу работает около 50 артистов из 20 стран мира.



Парни попали в цирк в 2017 году. Марина по отдельному приглашению стала выступать в шоу позже, с 2019 года.

«Будем считать, что нам повезло. К нам в 2017 году приехали представители “Цирка дю Солей” делать сборы на две недели. Обычно проводят их в Краснодаре или Москве, куда приезжают спортсмены со всей России, и в частности из Омска. Они поснимали нас — и через полгода шесть человек позвали из Омска на лето стажироваться в Монреаль. Обычно так и попадают в цирк. Или снимаешь себя на видео и отправляешь его на кастинг», — пояснили артисты.

Как они отметили, в России большая конкуренция среди акробатов, и в целом в «Цирке дю Солей» много россиян.

Артистов из шоу Kurios пандемия застала в Австралии, артистов из Ovo — в США. Цирк очень часто гастролирует, омичи выступали в Европе, Южной и Северной Америке, Азии. И везде — потрясающая реакция зрителей.

«Принимают очень хорошо. Многое зрителям непонятно. Для них то, что мы делаем, кажется невероятным, поэтому шоу всегда проходят на ура», — поделилась Марина Чернова.



Сами они, когда впервые увидели выступление «Цирка дю Солей», тоже были потрясены. Артистам, которые приезжают на замену, первые пару дней нужно смотреть представление, чтобы войти в курс дела.

«Я первое шоу вообще не поняла сначала, была в ступоре. Мне так понравилось! Все зрелищно, в отличие от нашего российского цирка. Не хочу обидеть, но “Цирк дю Солей” — один из лучших в мире. И конечно, когда я увидела шоу, я была в эйфории», — вспомнила о своих впечатлениях Марина.

18 марта 2020 года омичи считают черным днем календаря. В этот день цирк всех «депортировал», отправил по своим странам. При этом им дали право остаться в той стране, где на тот момент находились цирки, но уже за свой счет.

«Довольно ощутимо по бюджету жить там по сравнению с Омском. И работу там пришлось бы искать. Опять же, языковой барьер некоторым это не позволяет сделать», — отметил Никита Жестовский.

Уже прошло больше полугода с того момента. Но никто даже и не подозревал, что вынужденный отпуск настолько затянется. Циркачам пришлось устраиваться на новую работу.

«Далеко не сразу мы начали искать работу. Сначала отдыхали, отходили от всего. На сцене всегда работаешь в полную силу, это эмоционально немножко изматывает и морально истощает. Я около четырех месяцев посидел дома, потом стало скучно, и я пошел работать», — рассказал Ярослав Сорокин.

«По приезде не все сразу поняли, что это надолго. Думали сначала, что приехали на отпуск — месяц-два, и вот уже полгода пролетело, и надо на что-то жить», — добавила Марина.

Девушка устроилась в сентябре в батутный центр, тренирует здесь детей. Ярослав работает инструктором в фитнес-центре, Никита набрал и тренирует группу детей по спортивной акробатике.

По словам артистов, уровень зарплат в «Цирке дю Солей» и Омске отличается минимум в 10 раз. Отдельная тема — это налоги. В Японии подоходный налог для работающих иностранцев составляет 7%, в Австралии — 38%, в Южной Америке — 2%, в России — 30%, самый большой налог в Канаде — 40%.

Также акробаты уже задумывались вернуться обратно в спорт, но так как из-за пандемии не проводились соревнования, решили оставить эту затею.

Практически ежедневно они собираются и тренируются в батутном центре, куда устроились несколько человек из них. Здесь они поддерживают форму и отрабатывают различные сложные поддержки.

Летом, когда все было закрыто, акробаты тренировались на улице. На вопрос о небезопасных условиях они заявили, что «сами себе безопасность».

«Мы друг друга страхуем. Работа такая, чтобы человек до земли не долетел. Заодно и хороший стимул не падать», — отметил Ярослав.

В сложной ситуации из-за пандемии циркачи нашли для себя и позитивный момент. Ребята смогли встретиться все вместе спустя долгое время. «До этого в спорте все время мы были вместе, потом всех раскидало по миру», — рассказывают они. С Мариной ребята не виделись семь лет, она до этого жила и тренировалась в Москве. Остальные на протяжении трех лет работы в цирке редко пересекались.

Сейчас артисты находятся в ожидании новостей от цирка.

«Хотелось бы, и есть такие мысли, что к весне все начнет восстанавливаться. Более конкретная информация будет уже в этом году. А чтобы собираться, восстанавливать шоу, возобновлять тренировки, мы думаем, к весне уже будет известно», — предположил Ярослав.

В плане общения, по словам акробатов, ничего не изменилось. Они так же продолжают поддерживать связь с коллегами и менеджерами цирка.

«У нас поменялось только то, что мы не на контракте и не работаем, а так общение продолжается», — пояснил Ярослав.

«Мы цирк себе здесь устроили просто», — пошутила Марина.

«Только клоуны остались», — добавил Никита.

Нередки в цирке травмы — в таких случаях артистам оказывают всю необходимую помощь. В договоре травмы прописаны отдельным пунктом. Пока артист полностью не восстановится, цирк оплачивает лечение, зарплату, то есть полностью его содержит.

Интересно, что в «Цирке дю Солей» не запрещаются вредные привычки. Естественно, что в алкогольном опьянении на сцене нельзя находиться. 

Родные омских циркачей рады за них — прежде всего потому, что ребята занимаются любимым делом.

«Мы занимаемся этим делом с детства, и это даже не работа — мы тренируемся и поддерживаем себя в форме. Это любимое дело. Путешествуем мы не за свой счет, нас перевозят, проживание в отелях тоже оплачивают. Очень комфортные условия», — пояснил Ярослав.

На гастроли к артистам могут приехать в гости родные. У циркачей немало свободного времени. По их словам, шоу обычно проходит вечером, полдня остаются свободными, и еще есть один или два выходных в неделю.

«В свободное время первые дни все гуляют, смотрят достопримечательности. В Европе все близко, можно съездить в соседнюю страну. У нас было два выходных — в Амстердам съездили. В Южной Америке неделя перерыва была — полетели в Перу», — вспоминает Ярослав Сорокин.

Как признались ребята, на представлении в российском цирке они были в детстве, а кто-то вообще никогда. Омские акробаты полностью разделяют позицию «Цирка дю Солей» о недопустимости использовать животных в цирковых представлениях.

«Животных жалко. Без зверей меньше финансовых затрат, и по содержанию сложно с ними работать, перевозить их, — считают они. — Если бы и условия были хорошие, но держать животное взаперти, которое привыкло к воле: тигров, верблюдов, слонов, они должны жить на природе, в своем месте обитания, а их сажают в клетку, для них это большой стресс».

По их мнению, некоторым животным, например, собакам выступления в цирке могут нравиться — они любят играть. А диким животным, таким как тиграм и львам, точно место не в цирке. При этом циркачи признают, что работа дрессировщика востребована и это тяжелый труд.

Акробаты рады тому, что в цирке, в отличие от спорта, люди могут работать и выступать гораздо дольше. В «Цирке дю Солей» есть акробаты в возрасте 40 и 50 лет, которые работают в позиции нижних. И в целом здесь более профессиональное отношение, учат, как правильно работать, чтобы было меньше травм.

URL: http://omskregion.info/news/86004-m_tsirk_sebe_zdes_ustroili_v_omsk_zaneslo_pandemie/
Дата публикации:12/10/2020 18:25
Автор:Татьяна Ляпистова
Фото:Сергей Мельников