В Омске его сначала привязали на Базарной площади к «позорному столбу» и подвергли гражданской казни, а затем при жизни признали Почетным жителем города. О незаурядной судьбе нашего земляка рассказывает «ОМСКРЕГИОН».
Сто восемьдесят пять лет назад, 4 октября (22 сентября по старому стилю) 1835 года, в станице Ямышевской в семье сибирского казака Николая Ильича Потанина родился сын Григорий, которому суждено было стать известным не только всей Сибири, но и всему миру путешественником, ученым, этнографом. Свое детство он провел на границе казахских степей, в 1846 — 1852 гг. учился в Омском кадетском корпусе.
Так состоялась его первая встреча с Омском. После окончания корпуса хорунжий Потанин служил в 8-м казачьем полку. Будучи молодым офицером, Григорий принимал участие в походе в Заилийский край. В 1856 году он возвращается в Омск.
«Омск — это столица. Там много интеллигентных людей, там больше книг. Кабинетные разговоры интереснее, развлечения поучительнее», — вот мнение молодого Потанина о нашем городе.
Сибирский кадетский корпус. Фото с дореволюционной почтовой открытки. Из коллекции автора.
Именно в нашем городе произошла встреча, круто изменившая всю его дальнейшую жизнь. Молодой Потанин встречает известного путешественника Петра Петровича Семенова-Тянь-Шанского, по настоятельному совету которого решает выйти в отставку по «мнимой» болезни, чтобы продолжить образование.
Григорий Потанин в 1858 г. поехал в Петербург, и, будучи вольнослушателем, в течение трех лет учится на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, где знакомится со студентами, создавшими сибирское землячество. В летнее время он совершает экскурсии по Волхову и Уралу. Закрытие университета в 1861 г. в связи со студенческими волнениями вынудило Потанина вернуться в Омск. Здесь, в Омске, он занялся делами Сибирского казачьего войска, разрабатывая о нем проект нового «Положения» (Устава).
Снимок взят из альбома «Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий» (Омск, 2000)
В апреле 1862 г. Григорий Николаевич избран членом-сотрудником Императорского Русского географического общества. В 1863 — 1864 гг. он участвовал в экспедиции астронома К. В. Струве в область озера Зайсан, где им исследовано рыболовство озера и собрана ботаническая коллекция. По окончании экспедиции Григорий Николаевич некоторое время был переводчиком с татарского языка при генерал-губернаторе в Омске. В 1865 г. переезжает в Томск, где был назначен секретарем губернского статистического комитета.
В 1865 г. у воспитанника кадетского корпуса Усова находят прокламацию «Патриотам Сибири», и Омское жандармское управление начинает раскручивать грандиозное политическое дело «О отделении Сибири от Российской империи и образовании в ней республики наподобие северо-американских Соединенных Штатов». Потанина арестовывают в Томске и под стражей отправляют в Омск, где он содержится сначала в тюрьме, а потом на гауптвахте. Здесь впервые у него проявился интерес к истории. Первым научным его трудом в данной области был разбор старинных актов омского архива. Занимался он этим, сидя на омской военной гауптвахте. Итогом этой работы явилась подготовленная им к печати книга «Материалы для истории Сибири» (М., 1867 г.).
Титульный лист данного труда. Из фондов ОГОНБ им. А.С. Пушкина.
На сей раз, попав в Омск не по своей воле, Потанин смотрит на него через зарешеченное окно. На рассвете 15 мая 1868 года на Базарной площади (находившейся на месте сквера против Дома художника, почти на нынешней площади Бухгольца) в Омске 33-летнего Григория Николаевича подвергают процедуре гражданской казни, «привязав за руки на четверть часа к позорному столбу», как он вспоминал позднее.
«Либеральный» генерал-губернатор поинтересовался через полицмейстера, не желает ли Потанин отправиться на каторгу «на перекладных» (вместо «этапа»)? Потанин согласился и попросил отправить посылкой свои книги. Он был приговорен к каторжной работе, которую отбывал в Свеаборге; затем был сослан в города Никольск и Тотьму Вологодской губернии. В 1874 г., по ходатайству Императорского Русского географического общества, Григорий Николаевич был помилован, освобожден от ссылки с правом проживания в любом городе Российской Империи. Незадолго до этого он женится на Александре Викторовне Лаврской, ставшей впоследствии его другом и помощницей в деле изучения Азии.
На Омск, отягощенный тяжелыми воспоминаниями о тюрьме и ссылке, он смотрит мрачно. Вот каким Потанин видит его в конце 1870-х гг.:
«Наконец я в Омске, где не был десять лет. Вот город: всё строится да перестраивается, а всё лучше не становится... Два главных фактора строят этот город: казна и мелкий чиновник... Омск не только мне казался тем же мизерным, пустынным и глухим городишкой, но было в нём нечто регрессивное... Мне всегда Омск казался, а теперь ещё более кажется похожим на старую шинель Акакия Акакиевича...».
Весной 1876 – 1877 гг. Потанин отправился по поручению Географического общества в северо-западную Монголию. Экспедиция его в течение двух лет охватила эту страну со всех сторон, причем были собраны богатые данные по всем отраслям географических знаний. За первой экспедицией скоро последовала вторая (1879 – 1880 гг.), имевшая целью изучение центральной части Монголии. Все добытое в эти две поездки было разработано Потаниным и обнародовано географическим обществом в «Очерках северо-западной Монголии», вышедших в 1883 г. в Санкт-Петербурге.
Здание музея ЗСОИРГО в Омске. Фото с дореволюционной открытки
В августе 1883 г. начинается третье путешествие Потанина. В состав новой экспедиции в Ганьсу вошли топограф Скасси и зоолог Березовский. Экспедиция отправилась морем в Чи-фу, а оттуда, через Пекин, две северные провинции Китая и Ордос, дошла до Ганьсу к концу 1884 г. Следующий год был посвящен изучению восточной окраины Тибета; обратный путь в Россию был совершен в 1886 г. через хребет Нань-шань и всю центральную Монголию. Богатейший материал, собранный трудами членов экспедиции, был помещен в разных специальных журналах, главным образом в изданиях географического общества. Фундаментальным трудом по итогам экспедиции стал двухтомник «Тунгуто-Тибетская окраина Китая и центральная Монголия» ( СПб.,1893).
Богатство собранных в этом путешествии результатов побудило географическое общество снарядить в 1892 г., туда же, в Китай, еще и вторую экспедицию под руководством Потанина. Путешественники должны были изучить восточную окраину Тибета. Григорий Николаевич вновь избрал путь через Пекин и через Ордос прошел в китайскую провинцию Сычуань. Оттуда Потанин предполагал подняться на Тибетское нагорье, но болезнь и смерть жены заставила его поспешно идти назад. На обратном пути в Пекин путешественник посетил некоторые местности, до тех пор неизвестные европейцам. После смерти жены Потанин возвращается в Петербург; его товарищи Березовский и Обручев, каждый самостоятельно, продолжают работы в Центральной Азии. В 1886 г. Г.Н. Потанин был награжден Константиновской золотой медалью Императорского Русского географического общества, а в 1910 г. он стал почетным членом этого Общества.
Схема взята из работы Обручева В. А. "Григорий Николаевич Потанин: Жизнь и деятельность". М., Л., 1947.
Григорий Николаевич на рубеже XIX – XX в.в. становится видным общественным деятелем. Он был инициатором учреждения многих ученых обществ, музеев, выставок, газет, экспедиций и т.п. Не терял он связи и с Омском. Так, например, в мае 1895 г. он приезжает в наш город и выступает на собрании Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского географического общества (ЗСОРИГО).
21 сентября 1915 г. в Омске Григорий Николаевич Потанин торжественно отмечал 80-летие. Этот человек пережил целую эпоху и сам стал героем этой эпохи. В этот день состоялось торжественное заседание ЗСОИРГО в честь 80-летия Потанина и проходило оно в здании музея.
Участники торжественного заседания ЗСОИРГО, приуроченного к 80-летию Г.Н. Потанина. Виновник торжества восседает в центре стола. Снимок взят из альбома «Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий» (Омск, 2000)
А Омская городская дума и управа в памятном адресе обратилась к имениннику со следующими словами:
«Вам - первому гражданину Сибири, открывшему миру духовную и экономическую мощь страны изгнания. Вам - потерпевшему в борьбе за лучшие идеалы человечества, научившему ряд поколений любить суровую страну - нежной любовью детей; Вам - поборнику свободы и знаний и лучшего общественного устройства Сибири, общественное управление города Омска приносит привет в день восьмидесятилетней годовщины Вашего рождения».
Также Омская городская дума присвоила Потанину звание «Почетный гражданин Омска». На заседании Омской городской думы еще 24 февраля 1915 г. рассматривалось заключение городской управы по вопросу ознаменования восьмидесятилетия Григория Николаевича Потанина следующего содержания:
«Г.Н. Потанин принимал деятельное участие в зарождении и процветании в Сибири печатного слова, он много способствовал и работам над насаждением в Омске среднего женского образования, его труды по Сибири хорошо известны читающей публике, его трудами освещены жизнь и богатство нашего края...
Городская дума постановила: в ознаменовании восьмидесятилетнего юбилея ученого сибиряка Г.Н. Потанина избрать его почетным гражданином г. Омска и учредить, начиная с предстоящего учебного года, его имени по одной стипендии в двух мужских и двух женских гимназиях и в двух высших начальных училищах г. Омска, а в день рождение его послать ему приветствие».
Доска Почетному гражданину Омска Г.Н. Потанину в мемориале Почетным гражданам Омска на Площади Победы. Фото А. М. Лосунова.
А в конце 1918 г. Временное Сибирское правительство, прибывшее в Омск, провозглашает Потанина «Почетным гражданином Сибири». К 1914 г. на южной окраине Омска появляется улица, названная в честь Потанина. С севера на нее выходил боковой фасад управления Омской железной дороги, с юга от нее располагались т. н. Мариупольские землянки, с востока – армейские полевые лагеря и лагеря для военнопленных. Западным концом улица выходила на обрывистый берег Иртыша, точнее на склады и пути железнодорожного ведомства. Потанинская улица была типичной для Омска – лишенная зеленых насаждений, без всяких признаков благоустройства, застроенная одноэтажными бревенчатыми домами за глухими заборами. Улица эта сохранилась в Омске до сих пор, хотя ее прежний облик практически уничтожен на всем ее протяжении современными постройками.
В период Гражданской войны он активно призывал к борьбе с большевиками. «Банды большевиков у ворот!», – пишет Потанин в конце 1919 года в своей листовке. Однако ореол славы хранит старика от репрессий со стороны советской власти. 30 июня 1920 г. его не стало. Он умер в клинике Томского университета и был погребен на городском кладбище. Когда в 60-ых годах прошлого века в Томске сносили старое городское кладбище, то могилу Потанина перенесли в рощу университета, установив на ней памятник ученому.
Может быть, настало время и омичам вспомнить о человеке, отдавшем долг безответной любви городу своей юности?
Александр Лосунов
историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»