«Отец всех кадет»: 120 лет назад Омск посетил великий князь Константин Романов

«Отец всех кадет»: 120 лет назад Омск посетил великий князь Константин Романов

Дата публикации 1 ноября 2020 14:25 Источник фото Фото с дореволюционной почтовой открытки

До революции нашему городу неоднократно выпадала честь принимать Августейших особ царствующего Дома Романовых. Но побывавший в Омске Константин Константинович имел конкретную цель — инспекцию Кадетского корпуса.

Все эти высокие гости из Дома Романовых имели целью общее знакомство с городом на Иртыше и его жителями. Но посетивший Омск в 1900 и 1909 годах великий князь Константин Константинович приезжал с определенной задачей. Его поездки являлись скорее служебными командировками, нежели обычным путешествием, поскольку прибыл он для инспекции Сибирского кадетского корпуса. С момента его первого посещения нашего города 24-28 октября исполнилось 120 лет.

Великий Князь Константин Константинович Романов вошел в отечественную историю не только как внук самодержца Николая I, но и как поэт, композитор, переводчик, актер, воин на море и на суше, георгиевский кавалер, командир знаменитого Преображенского полка, Президент Российской Академии наук, организатор научных экспедиций, создатель Пушкинского дома…

Портрет Великого Князя Константина Константиновича, Президента Императорской Академии наук. Художник АМ. Леонтовский. 1906 г. Дореволюционная почтовая открытка

Он родился 10 августа 1858 г. (здесь и далее старый стиль) под Петербургом, в Стрельне, в красивейшем дворце, расположенном на берегу залива и окруженном великолепными цветниками и посадками вековых лип. Это второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны. Константин получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. В 16 лет он был произведен в гардемарины и в 1876 году на фрегате «Светлана» в составе русской эскадры отправлен в двухгодичное плавание к берегам Нового Света, в Сингапур, Японию и Китай. Когда началась русско-турецкая война 1877—1878 годов, Константин Константинович в бою под Силистрией на Дунае потопил турецкий корабль, за что был награжден Георгиевским крестом IV степени. Потом были еще плавания и дальние походы по морям и океанам, пока в 1882 г. с разрешения Александра III он по состоянию здоровья не перешел в армию.

В 1900 г. великий князь был назначен главным начальником военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 г. – генерал-инспектор военно-учебных заведений), после чего объехал все вверенные ему заведения, включая и Сибирский кадетский корпус, находящийся в Омске. Под руководством великого князя была проведена большая работа по развитию и улучшению обучения в кадетских корпусах и военных училищах.

Помимо этой основной должности, Константин Константинович состоял шефом 2-го батальона лейб-гвардии 4-го стрелкового императорской фамилии полка, в списках лейб-гвардии Преображенского полка, Павловского военного и Константиновского артиллерийского училищ, Пажеского корпуса и Оренбургского казачьего войска. Неизменной на протяжении всей жизни Константина Константиновича, почетного члена, а позднее президента Императорской Академии наук, оставалось преданность наукам и искусствам. Собственные стихотворные произведения, многие из которых были широко известны, он подписывал псевдонимом «К.Р.». В этом материале мы расскажем нашим читателям о его первом посещении Омска.

Еще задолго до 11 октября 1900 г. Омск наполнился слухами. Все от мала до велика толковали о приезде в наш город великого князя Константина Константиновича с инспекцией местного кадетского корпуса. Сначала официальные власти усиленно эти слухи опровергали, но в начале октября из столицы было получено сообщение о том, что Августейший Начальник военно-учебных заведений действительно собирается посетить столицу Степного края. Директор Сибирского кадетского корпуса полковник М.В. Барсов, кстати, совсем недавно назначенный на эту должность, приказом по Корпусу за 9 октября 1900 г. оповестил о предстоящем визите учащихся и педагогический коллектив.

 

Директор Сибирского кадетского корпуса М.В. Барсов

Снимок взят из книги: В.А. Шулдякова «Жизнь - Родине, честь - никому! Омский кадетский корпус. 1813-2013. Исторические очерки и материалы». Омск, 2013

По этому приказу все занятия в Корпусе отменялись, а всем кадетам, преподавателям, воспитателям и нижним чинам служительской команды предписывалось явиться к 8 часам утра в парадной форме на построение. Зная религиозность великого князя, в Николаевской корпусной церкви велено было собраться в тот памятный четверг церковному причту и кадетскому хору.

К вечеру 11 октября весь город украсили разноцветные флаги, а контуры здания вокзала осветила электрическая иллюминация. Около 11 часов вечера, скорый поезд, пыхтя и громыхая, остановился у платформы. В вагон к высокому гостю вошло на представление местное начальство: исправляющий должность Степного генерал-губернатора, генерал-лейтенант Н.И. Санников и командующий войсками Сибирского военного округа, генерал-лейтенант А.Ф. Карпов, а также директор кадетского корпуса М.В. Барсов. Знакомство, приветствия и разговоры длились около часа, а затем вагон с уже задремавшим после долгой дороги Константином Константиновичем тихо отогнали на городскую ветку (она находилась в сквере 30-летия ВЛКСМ, что напротив нынешней транспортной академии), где великий князь и провел остаток ночи.

Утро наступившего четверга началось опять с представлений. Уже в 8 часов утра у великокняжеского вагона, выделенного, кстати, Сибирской железной дорогой (впоследствии на нем Константин Константинович исколесит почти всю Россию), уже собралась целая делегация. Здесь любопытствующий обыватель-омич того времени мог бы увидеть военных и гражданских чинов, а также представителей городского общественного управления. Церемония началась с подношения хлеба-соли. От горожан и мещан традиционные караваи и солонки преподнесли на двух серебряных блюдах, а вот сибирские казаки в подношении подарка, пожалуй, перещеголяли всех, раздобыв неведомо где блюдо из китайского фарфора. После приема и задушевной беседы великий князь в экипаже и под колокольный звон городских церквей отправился на богослужение в Успенский кафедральный собор.

 

Вид Успенского кафедрального собора в г Омске. Фото с дореволюционной открытки

В главном омском храме он был встречен Епископом Омским и Семипалатинским Григорием (Полетаевым) Святыми крестом и водою. Владыко по этому случаю произнес приветственную речь. Он в частности сказал: «[…] Да послужит же Твое посещение здешнего рассадника будущих военачальников (т.е. Сибирского кадетского корпуса - А.Л.) к обновлению, возвышению и укреплению на предлежащем им поприще образования, а потом и служения Царю и Отечеству в избранном ими звании […]».

По окончании службы Константин Константинович нанес ряд визитов военной и духовной администрации Края, а затем отбыл в Кадетский корпус, в котором и провел оставшиеся три с половиной дня.

Прибыв в Корпус, «Отец всех кадет» в сопровождении директора и его свиты направился в корпусную церковь. Выслушав краткое благодарственное молебствие по случаю своего благополучного прибытия, он поздоровался с певчими-кадетами.

Иконостас и Алтарь Николаевской церкви Омского кадетского корпуса. Снимок взят из книги В.А. Шулдякова «Жизнь -Родине, честь - никому! Омский кадетский корпус. 1813-2013. Исторические очерки и материалы». Омск, 2013

Затем состоялось его знакомство с преподавателями, воспитателями и служителями заведения. Помимо чина, фамилии и имени каждого из них, он спрашивал о сроке службы их в Корпусе, а также о полученных образовании и специальности. После этого великий князь устроил смотр воспитанникам, выправкой которых остался «очень доволен». Но вот смотр окончен. Началось пофамильное знакомство и беседа об успехах и поведении. Не забыл Его Высочество и о больных кадетах. Быстрым шагом он направился в лазарет, где долго беседовал с болящими, участливо расспрашивая их, о состоянии здоровья. Своим вниманием к каждому ребенку, участием и чарующей лаской великий князь сразу завоевал сердца детей.

Объявили завтрак. Вместе с кадетами высокий гость направился в столовую, в которой отведал бифштекс с хреном и чай с весовым хлебом. Обед был еще солиднее: ленивые щи, котлеты с картофелем и яблоко.

Пребывая в Корпусе, Августейший Начальник посетил все классы, побывал у каждого преподавателя на уроке. Все это время он жил вместе с воспитанниками их повседневной жизнью: с ними обедал и гулял, помогал им готовить уроки, укладывал спать, присутствовал при вставании и утренней молитве, слушал, как они поют, смотрел их фронтовые и гимнастические учения, наблюдал ручной труд воспитанников, вместе с ними молился. При всем при этом, Константин Константинович выкраивал время на выезды в город.

Первое деревянное здание Ольгинского приюта, который посетил Великий Князь. Фото с дореволюционной открытки

Он посетил Ольгинский приют трудолюбия для детей-сирот (находился в деревянном здании на углу современных улиц Интернациональной и Орджоникидзе), а также с интересом просмотрел спектакль по пьесе А.Н. Островского «Светит, да не греет», устроенный в пользу общества попечения о начальном образовании. При проезде по улицам города его экипажа публика всюду восторженно встречала высокого гостя, особенно учащаяся молодежь.

В предпоследний день пребывания Его Высочества в Омске в Кадетском корпусе был устроен годичный акт, на котором «Отец всех кадет» собственноручно наградил всех отличившихся питомцев. Во время этого торжественного акта трое кадет: Февралев, Люндеквист I-й и Гантимуров поднесли высокому гостю посвященные ему стихотворения собственного сочинения. Причем стихотворение кадета Февралева, положенное на музыку преподавателем Г.И. Тучинским, исполнил кадетский хор. По желанию Августейшего Начальника оно было повторено на бис.

Текст этих стихотворений, нам к сожалению, пока обнаружить не удалось, зато просматривая газету «Акмолинские областные ведомости» мы натолкнулись на опубликованное стихотворение, написанное специально «На прибытие Великого Князя в Омск», неким «И.К.». Приведем здесь его полностью:

Везде встречаемый приветом,

Ты посетил Сибирский край,

Тот край - печальным был ответом

Для всех, забывших Неба рай…!


Но ныне, волею Державной,

Из мрака к свету он встает,-

И на Восток свободный, дальний

В заветный путь к себе зовет…


Приезд Твой к нам - давно желанный:

Он оживит наши сердца,

Укажет юности туманной

Путь дорогого их Отца…


Гряди же, рыцарь Благородный,

С спокойно-радостным челом

И посмотри: как мир народный

Собрался, будто, пред шатром,-


Чтоб лицезреть того Поэта,

Кто может, в песенных строфах,

Излить на благо всего света

Все наилучшее в мечтах ! …

г. Омск. 11-го Октября 1900 г.

Стихотворение конечно не затейливое, зато написано под впечатлением и от души. Но вернемся в Корпус. В завершении торжественного акта на плацу был сделан памятный снимок, на котором все питомцы, преподаватели, воспитатели и служители сфотографировались с Константином Константиновичем.

Ближе к вечеру того же дня Великого Князя посетила делегация Общества Хоругвеносцев, состоящая при Омском Успенском кафедральном соборе во главе со старшиной и учредителем, омским купцом 1-й гильдии С.С. Волковым. Гостю были поднесены знак, «Устав» и прошение о принятии общества под его Высочайшее покровительство, на что Константин Константинович любезно дал свое согласие.

Но вот время пребывания дорогого гостя на омской земле пролетело как волшебный сон. Настала грустная и тягостная минута расставания. 15 октября, в час дня, «отец всех кадет», тепло попрощавшись с преподавателями и воспитанниками Корпуса, при громадном стечении народа, собравшимся на площади перед Войсковым Никольским собором, и под восторженные крики «Ура!», направился к ожидавшему его экипажу. Не успел он захлопнуть дверцу, как вдруг около десятка кадет бросились к лошадям. К всеобщему изумлению и недоумению, как людей, так и лошадей, они моментально распрягли животных, заняв место последних. Коляска медленно сдвинулась с места и покатила к железнодорожной ветке. В целости и сохранности, на руках, доставили ее кадеты-сибиряки прямо к вагону Августейшего инспектора. При отправлении поезда не обошлось и без слез, ручьями катившихся из глаз питомцев. Все они буквально рыдали навзрыд, а великий князь, стоя у окна вагона, благословлял их.

На другой день директор Корпуса получил телеграмму следующего содержания: «Омск, полковнику Барсову. Ст[анция] Петухово. Все еще нахожусь под светлым впечатлением пребывания в стенах корпуса. Передайте служащим и дорогим моим детям сибирским кадетам, что насколько отрадно мне было провести среди них эти три с половиной дня, настолько же грустно расставание. Навсегда останется мне памятным Сибирский корпус, и Меня уже радует мысль о том, что когда-нибудь и, надеюсь, не в слишком отдаленном будущем, опять у вас побывать. Отпустите кадет на один день и еще раз примите Мою сердечную благодарность за отрадное время, проведенное у вас. Константин.».

Данное желание Августейшего Начальника сбылось в 1909 г., когда он вторично посетил Омский кадетский корпус с новой инспекцией.

Кадеты и офицеры Омского кадетского корпуса с Великим Князем Константином Константиновичем. С сайта Pastvu.com

Однако следует отметить, что первый его визит оставил глубокий след в жизни заведения. Он наглядно показал необходимость и значение отеческого воспитания кадетов-омичей. Заставил он задуматься и преподавателей о товарищеском взаимоотношении кадет друг с другом, как в нравственном, так в учебном планах, а в особенности о влиянии старших питомцев на младших. В результате получила официальное признание со стороны корпусного начальства система взаимопомощи. В каждом классе сильные и способные ученики стали шефствовать над отстающими. Произошли изменения и в методике преподавания предметов. Стали практиковаться рефераты по изучаемым дисциплинам, давшие сильный толчок к поднятию самообразования в учащейся среде. Мысль делиться своими познаниями нашла свое воплощение в устройстве школы грамотности. В ней кадеты старших классов обучали нижних чинов из служительской команды чтению, счету и письму.

За девять лет, разделяющие первое и второе посещение Константином Константиновичем Сибирского кадетского корпуса, сменилось целое поколение кадет. Но память о его пребывании в Корпусе свято хранилась. От старших питомцев к младшим, из уст в уста, передавались мельчайшие подробности великокняжеского визита. Многие из воспитанников знали наизусть его стихи. Особой популярностью у молодежи пользовался сонет «Кадету». В 1904 г. на фасаде корпуса даже была установлена медная полированная доска в память о посещении Корпуса великим князем в 1900 г. Ее, по инициативе корпусного начальства, изготовил граверно-ювелирный мастер И.О. Жонглович за 30 руб. ассигнациями.

В конце 1907 г., в связи с 25-летним юбилеем литературной деятельности Константина Константиновича кадеты – омичи устроили литературный утренник. На нем читали его стихотворения и переводы Шекспира. Мероприятие завершилось пением «Кантаты» (на слова кадета Февралева и музыки Г.И. Тучинского), исполненной перед портретом Его Высочества. Ежегодно, в дни рождения и дни ангела в корпусной и лагерных церквях возносились молитвы о здравии раба Божьего Константина. В свою очередь «Отец всех кадет» не забывал и омичей. Постоянно в поздравительных телеграммах по тому или иному случаю он вспоминал о своем посещении столицы Степного края и находящегося в ней кадетского корпуса. Вплоть до своей земной кончины в 1915 г. К.Р. поддерживал связь с Омском и его военно-учебным заведением.

Александр Лосунов

историк-краевед, председатель РОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу