«Город солнца»: омичи знакомятся с приукрашенной жизнью в СССР 1930-х годовВ центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась уникальная выставка с лучшими работами соцреализма. Омичи могут увидеть масштабные произведения от любимых художников Сталина, а также известную скульптуру Веры Мухиной.
Выставка «Город солнца», посвященная соцреализму, начала свою работу в омском центре «Эрмитаж-Сибирь». В двух экспозиционных залах представлено советское искусство 1930 – 1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва). Всего 47 работ: живопись, графика, скульптура, созданные на популярные в то время темы – портреты вождей, праздничные демонстрации, сюжеты о передовиках заводов и колхозов, о Красной армии, оптимистичные картины нового быта. Организация выставки заняла почти год, работы перевозила из Москвы специализированная автокомпания. Произведения удивляют масштабом, отличаются яркостью, насыщенностью цвета, солнечностью, что отражено в названии выставки. Как рассказала куратор выставки Анастасия Сиренко, здесь представлены картины из золотого фонда «РОСИЗО», подготовленные по госзаказу специально для выставки «Индустрия социализма», которую Серго Орджоникидзе планировал провести в 1937 году. По его задумке, художники должны были отразить, как аграрная страна превращается в мощное индустриальное государство. Но в связи с репрессиями и смертью инициатора, выставку не провели в намеченное время. Она открылась в 1939 году и прошла тихо и скромно.
Неотъемлемая часть искусства той эпохи – знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная Верой Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Ее уменьшенная модель, отражающая эстетику того времени, возвышается в центре экспозиционного зала. На выставке представлен портрет Иосифа Сталина, созданный Александром Герасимовым, первым президентом Академии художеств СССР. Его считали одним из любимых художников вождя. Мастер много раз изображал Сталина – делал портреты, сюжетные произведения на темы партийных съездов, отображал различные важные мероприятия. Организаторы пытались показать вождя в разных интерпретациях. Рядом с картиной Герасимова можно увидеть портреты от других «официальных» художников: Василия Ефанова «И.В. Сталин и В.М. Молотов с детьми» и Петра Мальцева «Встреча героического экипажа», посвященный первому беспосадочному полету из Москвы на Дальний Восток. Среди тем соцреализма также отражено развитие пищевой индустрии, армии, приезд интуристов – в 30-е годы Советский Союз еще не был абсолютно закрытым. По словам Анастасии Сиренко, каждая картина здесь ценна, потому что отражает какую-то историю: развитие парашютного спорта; агитационный самолет-крокодил, о котором сейчас мало кто знает; приезд Бернарда Шоу на электрозавод, немногие знают, что он был в Советском Союзе; демонстрация на площади Урицкого — так называлась Дворцовая площадь в Петербурге с 1918 по 1944 год. Замдиректора по научной деятельности музея им. Врубеля Ирина Симонова отмечает, что искусство 1930-1950-х годов в своей основе, прежде всего, утопично – это создание светлого будущего, к которому стремится советский человек. Искусство этого периода характеризуется тремя принципами: идейным – так как в его основе лежит идея построения социализма сначала в отдельной стране, потом коммунизма во всем мире; народным – потому что оно обращается к жизни простого народа – труженикам, рабочим, колхозникам, и конкретным – в связи с отходом от авангарда 1920-х годов используются конкретные сюжеты, достоверно и реалистично передана, например, работа на заводе – цеха, изделия, атмосфера, люди. В искусстве соцреализма важна фигура женщина, потому что женщина такой же равноправный член общества, как и мужчина. И в любой отрасли, на производстве или в поле, она ни в чем не уступает своему партнеру.
Также она отметила, что многие искусствоведы сравнивают живопись 1930-50-х годов с ренессансом, то есть, с возрождением искусства. Все эти произведения сделаны качественно, на высоком профессиональном уровне, потому что эти художники получили очень хорошее образование. Многие из них выпускники императорской академии художеств. Вера Мухина, к примеру, до революции училась в Париже у известного скульптора Бурделя. Судьба этих художников была очень разной, кто-то из них не относился к «официальным». В любом случае, это очень важный пласт искусства, из которого потом вырос суровый стиль 1960-х годов и более поздних лет. Куратор выставки подчеркивает, что к соцреализму неоднозначное отношение, многим он не нравится. В то же время кто-то по нему ностальгирует, кому-то не хватает таких классических реалистических произведений.
В следующем году в «Эрмитаже-Сибирь» планируют открыть большую долговременную выставку советского искусства, в том числе со знаковыми работами из центра «РОСИЗО». Выставка «Город солнца» будет работать до конца февраля. Посетители могут находиться в музее только в масках.
|