Горим, братцы, горим

C самого основания Омска пожары были бедой страшнее холеры. Эпидемия приходила и уходила, а огонь методично уничтожал город.
C самого основания Омска пожары были бедой страшнее холеры. Эпидемия приходила и уходила, а огонь методично уничтожал город.

Крыши соломой не крыть

В 1819 году пожар выжег пол-Омска. Начавшись в крепости, огонь перекинулся на Воскресенский, Мокрый и Ильинский форштадты. Сгорело 80 домов обывателей, гостиный двор, мясные ряды, ратуша, около 60 магазинов. От огня пострадал архив - до сих пор историки в печали, что так мало сохранилось сведений о жизни города в ХVIII - начале ХIХ веков.

В пожаре 1823 года сгорело 194 дома. Поэтому, когда в 1824 году генерал-губернатор Западной Сибири Петр Капцевич перенес резиденцию в Омск, Сенат это решение отклонил из-за большого ежегодного ущерба от огня. Пожары отодвинули утверждение статуса Омска как губернского города!

Надо было что-то предпринимать. И в 1829 году был утвержден план застройки города Василия Гесте - петербургского архитектора, который взял за основу проект развития новой северной столицы.

До сих пор этот градостроительный план с улицами, веером расходящимися от площади плац-парадов за территорией крепости (ныне Соборной), архитекторы считают градостроительным шедевром. Предполагалось, в частности, увеличение площади кварталов в четыре раза. Омичам запретили покрывать крыши домов соломой и дерном - только тесом и железом. Строить дома нельзя было ближе 2 аршинов друг к другу (3,5 метра).

Пожарные и охотники

Первая пожарная команда в Омске была создана в апреле 1825 года и состояла из одиннадцати нижних чинов местной инвалидной команды. Размещалась в двухэтажном здании при полицейском управлении на пересечении улиц Ядринцева и Думской (где ныне музыкальный театр).

В 1832 году в пожарной команде Омска состояло 24 человека.

Город рос – росли и штаты. И все равно пожарных постоянно не хватало. Нужна была помощь общественности. И в мае 1895 года в Омске было создано Вольное пожарное общество. Оно состояло из почетных членов, действительных, охотников и жертвователей. Собственно тушили пожары только охотники, и это были мужчины, дам не принимали. На содержании общества были пожарная команда, особый отряд трубочистов и оркестр. Куда же без оркестра!

Спустя двадцать лет инициатива завяла. Общество было воссоздано в 1925-м, потом под именем добровольного пожарного заново родилось в 1940-м. В 1973 году дружины юных пожарных, созданные при ДПО, на зональных соревнованиях в Омске по пожарно-прикладному спорту заняли первое место. А в 90-е годы дело опять пошло на спад. Идея «Тушение пожаров – дело всенародное», увы, навечно не приживается. Правда, с 2004 года добровольная пожарная команда действует в поселке Камышловский Любинского района.

Курьез в Калачиках

11 июня 1911 года случился пожар в деревне Калачики Куликовской волости Тюкалинского уезда. Первыми с пожарной командой прибыли жители сел Вознесенского и Тургеневского, что в трех и четырех верстах от деревни. За ними – машины частных лиц и переселенческого склада. А потом уже «примчалась» и калачинская дружина со своей машиной и полуспящим пьяным сторожем на бочке. Рукав у машины оказался порванным, и его пришлось чинить на пожаре.

Инновации в действии

Сто лет назад активно рекламировался новый, сегодня бы сказали инновационный, огнетушитель «Минимакс». Все были заинтересованы: что это за чудо техники?

Испытания были проведены 27 апреля 1912 года на Соборной площади. Значимость событию придало присутствие архиерея Омской и Семипалатинской епархии Владимира.

Восемь ящиков, набитых рейками и стружками, облили керосином. Горючего не пожалели, выплеснули более пуда. Было ветрено, и полыхнуло так, что зрители отошли на три сажени. «Минимакс» сбил пламя за полторы минуты. Присутстввавшие высоко оценили огнетушитель. Он уже показал себя в городском театре тремя месяцами раньше, прекратив пожар за кулисами. Потом, правда, был инцидент во время спектакля: на артиста Некраша упал «лесной» занавес, и первый акт пришлось прервать. Оказалось, пожаром были повреждены крепления декораций. Но тут уж «Минимакс» был ни при чем. Обычное головотяпство: огонь потушили и обрадовались, не проверив, что там, на колосниках.

Самые значимые утраты
 
9 мая 1877 года сгорело первое здание городского театра. Оно было выстроено только тремя годами раньше в городской (Любиной) роще по проекту Эдуарда Эзета на пожертвования омичей, горячо желавших иметь своей театр.

21 сентября 1910 года до основания сгорело главное здание ипподрома, в котором помещались фойе, касса и буфет. От всего ипподрома остались только забор, эстрада для музыкантов и дешевые места для публики.

Ранним утром 8 декабря 1911 года на Любинском проспекте горела гостиница «Россия». Газеты назвали пожар грандиозным. Начавшись с чердака (как выяснилось, по вине рабочих), пожар уничтожил крышу и потолки второго и третьего этажей. Снег засыпал вытащенные на улицу бархатные диваны, шкафы, комоды. Драгоценности из ювелирного магазина Красных, располагавшегося на первом этаже, перенесли в здание кинематографа «Прогресс».

Очевидцев поразил вопиющий факт: у всех пожарных машин, приехавших на борьбу с огнем, рукава оказались замерзшими и лопнувшими. Пришлось вызывать пожарную команду с Атаманского хутора. А первую помощь оказали владельцы стоявших в устье Оми пароходов, подключив к тушению огня паровые машины.

Чтобы ни одна машина не была готова к работе – это надо было постараться! Пожар в «России» стал уроком для города. Впрочем, хозяин гостиницы не пострадал. Ущерб составил 100 тысяч рублей, а застраховано здание было на 256 тысяч.
 
Светлана Васильева
©
URL: http://omskregion.info/news/8760-gorim_bratts_gorim/
Дата публикации:14/11/2012 09:08