Каланча – красавица

Сначала пожарная каланча была деревянной. Когда обветшала, Омская городская дума выделила 10 тысяч рублей на строительство новой, капитальной. Было это в 1911 году. А в 1912 году архитектор Илиодор Хворинов представил проект нового сооружения.
Сначала пожарная каланча была деревянной. Когда обветшала, Омская городская дума выделила 10 тысяч рублей на строительство новой, капитальной. Было это в 1911 году. А в 1912 году архитектор Илиодор Хворинов представил проект нового сооружения.

Строить начали еще через год – как видим, не торопились. Когда возвели первый этаж, выяснилось, что проект устарел. Пока резинили с каланчой, предприниматели построили высокие здания акционерных обществ «Саламандра» и «Эльворти», которые закрывали обзор города со смотровой площадки каланчи. Было решено каланчу нарастить, и в 1915 году подрядчик – бывший нижегородский крестьянин М. Кузнецов – сдал объект высотой не в 9,5, а в 15 саженей (32 метра). Венчали ее флагшток и флюгер.

На первом этаже размещалась паровая пожарная труба, а из широких ворот в любую минуту мог отправиться на пожар конный выезд. На втором этаже жила семья брандмейстера, которого обязали бывать на каждом пожаре. Дозорный с помощником (подчаском) поднимались на смотровую площадку по винтовой лестнице.

Пока один дежурил, второй отдыхал в башенке. Если видели дым – давали сигнал тревоги. Сбоку под крышей каланчи был повешен колокол. Каланча выполняла и роль информатора горожан. Например, 9 января 1912 года на каланче был поднят флаг, означавший прекращение занятий в учебных заведениях в связи с 30-градусным морозом.

В 1936 году кони были заменены автомобилями. Свою противопожарную роль каланча исполняла до 40-х годов ХХ века.
Это сегодня каланча признана одним из выразительнейших памятников архитектуры. А в 50-е ее чуть не снесли, желая построить вторую очередь пятиэтажного дома по ул. Интернациональной. Не случилось. Но в 60-е было еще одно покушение на каланчу – в связи со строительством почтамта, который по проекту должен был стоять как раз на ее месте. На снос уже дали добро и Главомскархитектура, и горисполком. Против был только тогдашний первый секретарь Центрального райкома партии Николай Кукель-Краевский. Ему сказали: «Снесли Тарские ворота – снесем и каланчу. На новый проект нет средств». Он не сдержался: «Если Тарские ворота снес старый и больной высокопоставленный сумасброд, то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!». И попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта. Те согласились. Так был сохранен памятник. А Кукель-Краевский заработал репутацию слишком эмоционального, неуживчивого человека.
©
URL: http://omskregion.info/news/8761-kalancha__krasavitsa/
Дата публикации:14/11/2012 09:10