Непревзойденный труд по омской архитектуре выдержал испытание временем

Непревзойденный труд по омской архитектуре выдержал испытание временем

Дата публикации 26 ноября 2020 18:55 Источник фото Мемориальная доска В.И. Кочедамову на фасаде дома по ул. Орджоникидзе, 16. Фото из архива автора

25 ноября исполнилось ровно 60 лет со времени издания в 1960 году книги Виктора Кочедамова «Омск. Как рос и строился город». Но работа ученого по-прежнему интересна и актуальна и ждет очередного переиздания.

Историк архитектуры Виктор Ильич Кочедамов (1912-1971) — автор более десятка книг, в том числе его перу принадлежат такие работы, как «Набережные Невы», «Мосты Ленинграда», «Тобольск. Как рос и строился город», однако наиболее весомым и значимым трудом в омской исторической библиографии стала его книга «Омск. Как рос и строился город», увидевшая свет в 1960 году. В ней впервые на основе широкого круга архивных и опубликованных источников были профессионально исследованы градостроительный и архитектурный аспекты истории нашего города. Эта книга актуальной и востребованной остается и сегодня. Не так давно она выдержала два переиздания. В настоящее время ожидается третье. Это также свидетельствует и о том, что на сегодняшний день никто из современных авторов и специалистов по истории омской архитектуры пока не смог создать подобный фундаментальный труд, который мог бы конкурировать с работой В.И. Кочедамова.

Он родился в Омске 21 апреля 1912 года в семье мелкого коммерческого служащего. Был крещен 3 мая того же года в Свято-Никольской казачьей церкви.

 

Семья Кочедамовых. Илья Ефимович Кочедамов с женой, сыновьями Виктором и Геннадием и тещей. Омск. 1915 г. Фото из частного собрания.

Виктор рос весьма способным и любознательным ребенком. После успешного окончания семилетней школы имени В.И. Ленина 22 августа 1927 года он подает документы и заполняет анкету на архитектурное отделение Омского художественно-промышленного техникума им. М. А. Врубеля. В графе «Чем вызвано желание поступить?» Виктор записал: «Стремление к строительству». Причем до этого выбранной специальностью он не под чьим руководством не занимался. В техникуме Виктор учится весьма успешно. За год до окончания техникума, летом 1930 года, он проходил производственную практику при строительстве электрокомбината на Боградстрадском мелькомбинате в Усть-Абакане (Хакасия).

Получив диплом об окончании техникума, Виктор Ильич начал свой трудовой стаж. В 1931-1932 гг. работал техником-архитектором «Промстройпроекта» в Саратове, затем в течение трех лет был старшим архитектором «Крайпрогора» в Сталинграде.

В 1935 году В. И. Кочедамов поступил на архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. Вскоре после начала Великой Отечественной войны студенты Академии и вместе с ними Виктор Кочедамов вступили в Армию народного ополчения и 4 июля были зачислены в отдельный саперный батальон стрелковой дивизии Василеостровского района. Первое боевое крещение они получили на Ленинградском фронте, недалеко от Красного Села. 20 октября 1941 года студенты-дипломники были отозваны с фронта. В тяжелых условиях блокадного Ленинграда студенты завершали свой последний год обучения в Академии. 4-6 декабря 1941 года состоялась защита дипломных проектов архитекторов. В. Кочедамов защищал разработанный им в мастерской Л. В. Руднева проект Библиотеки Академии Наук. Его решение высотного здания, продуманная функциональная структура и строгая архитектура получили одобрение комиссии и проект был признан одним из лучших. Через полвека проект был экспонирован на выставке, посвященной 250-летию Академии Художеств. С отличием окончивших Академию зачисляли в аспирантуру. В числе зачисленных был и Виктор Кочедамов.

 

Портрет В.И. Кочедамова. Художник академик А.А. Мыльников. 1948 г. Фото из собрания В.Б. Наумова (г. Санкт-Петербург)

Из блокадного Ленинграда Академию художеств эвакуировали в начале 1942 года в Самарканд. Виктор Кочедамов сошел с эвакопоезда в Омске — лежал с дистрофией в госпитале. После выписки за него всерьез взялись родственники, поэтому вскоре его здоровье пошло на поправку.

После выздоровления он поехал в Самарканд продолжать занятия как аспирант Академии. Здесь Виктор Кочедамов работал над диссертацией, посвященной изучению культурного наследия, архитектурно-природного ландшафта и важнейшего объекта среднеазиатской городской среды — архитектуры водоемов (хаузов). Им был собран обширный материал, сделаны многочисленные рисунки и обмеры хаузов Самарканда и Бухары, изучена краеведческая литература, работы исследователей градостроительства Средней Азии.

После побед на фронтах Отечественной Войны Академия покинула Самарканд и переехала в Подмосковье, в город Загорск, где в Троице-Сергиевой Лавре, в кельях, помещениях семинарии и башнях было устроено общежитие для студентов и педагогов. В мае 1944 года Академия вновь вернулась на берега Невы. С приездом в Ленинград для Виктора Ильича началась активная творческая деятельность как архитектора, так и ученого и педагога. В 1942-1971 гг. работая в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, он последовательно занимал должности: аспиранта, ассистента, доцента кафедры архитектуры проектирования, декана архитектурного и скульптурного факультетов. С 1942 года Виктор Ильич становится членом Союза архитекторов, через четыре года — кандидатом архитектуры, а еще через двадцать лет был утвержден в звании профессора. И это несмотря на то, что всю свою жизнь он был беспартийным! В разные годы являлся членом архитектурно-технического совета Ленинграда и президиума правления Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР. Участвовал в проектах и постройках: речного вокзала и дома специалистов в Сталинграде (1932), библиотеки Академии наук (кстати, это его дипломный проект с отличием), Всероссийской академии художеств (1941), железнодорожного вокзала в Резекне Латвийской ССР, Лентранспроекта (1945) и др.

Он беззаветно любил наш город Омск, гордился и помнил о своей малой родине. Именно на этой почве он и познакомился в августе-сентябре 1958 г. с известным омским ученым-краеведом А.Ф. Палашенковым, которого просил его в одном из своих писем написать рецензию на его книгу «Омск. Как рос и строился город».

Так, в тексте этого письма, мы в частности, читаем:

«[…]Большое спасибо за столь лестный отзыв о моей книге. Андрей Фёдорович! Для книги было бы полезно если бы о ней появилась рецензия. Коль скоро Вы положительного мнения о моей работе и сам большой знаток истории Омска, может быть сочтёте возможным написать о ней несколько строк. Хорошо было эту рецензию поместить, например, в газ. «Советская Россия». Меня беспокоит, что о книге знают только в Омске[…]».

Была ли выполнена данная просьба или нет, нам остается пока неизвестным. А вот рецензия на рукопись книги «Омск. Как рос и строился город» написана была. И в ней в частности говорилось:

«Рецензируемая рукопись разделена на две части. Первая часть посвящена досоветскому периоду /1716-1917 г.г./ и состоит из глав: «Первая крепость», «Вторая крепость», «Зарождение города», «Уездный город», «Административный центр Западной Сибири», «Капиталистический город».

Вторая часть под рубрикой «Советский период 1919-1959 гг.» содержит главы: «Омск первых лет Советской власти», «Омск времени первых пятилеток», «Послевоенная реконструкция города», «Город нефтяников», «Озеленение города», «Итоги и перспективы».

Автором проделана большая работа по изысканию и исследованию литературных и архивных источников, отображающих процесс градостроительства Омска.

Следует подчеркнуть труд автора над относящимся к Омску материалами архива Академии Наук, Центрального Государственного военно-исторического архива Центрального Государственного исторического архива в Ленинграде, Государственного артиллерийского музея, госархива Омской области.

Судя по описи иллюстрации, приложенной к рукописи, автор много потрудился также над собиранием и систематизированием иллюстративного материала, что, учтя характер этой работы, весьма важно. В перечне иллюстративного материала преобладают впервые публикуемые репродукции с планов и чертежей.

Превращение рукописи в книгу, вне сомнения, обогатит нашу Омскую краеведческую литературу. Она впервые дает нам «архитектурную летопись» Омска, начиная с первых палей, поставленных в частокол Омской крепости и кончая коммунальным мостом через Иртыш, введенным в эксплуатацию 7 ноября 1959 года. […]Обильное насыщение настоящей работы иллюстративным материалом придает ей вид оригинального и впервые публикуемого альбома к истории архитектуры и строительства Омска. Существенным недостатком рукописи рецензент считает, что в ней совершенно не показаны строители современного большого Омска. […] Если рецензируемая работа будет опубликована в настоящем виде / разумеется, и с соответствующей доработкой, расшифровкой терминологии и т.д./ целесообразно было бы назвать ее «Архитектурной летописью города Омска». […]».

К сожалению, мы пока, не знаем ни имени, ни фамилии автора данной рецензии. Возможно их было даже несколько. А учтя все высказанные замечания, рецензию писал кто-то один, причем знающий фактаж, источники и литературу. Об этом свидетельствует и письмо редактора Марии Иоффе (Юрасовой) к В.И. Кочедамову. В нем читаем:

«[…]Уважаемый Виктор Ильич! Посылаем Вам экземпляр Вашей рукописи и копии рецензий. Правка сделана, в основном, в соответствии с заключениями и рекомендациями рецензентов. По единодушному мнению рецензентов и издательства пространный рассказ об экспедиции Бухгольца, как не имеющий непосредственного отношения к градостроительству Омска, значительно сокращен и вынесен в сноску. Сокращены также и описания нереализованных проектов, планов и т.д.

Учитывая, что книга, при тираже в 10 тыс. экземпляров, рассчитана на широкого читателя, и в местных условиях должна служить в качестве путеводителя по архитектурным памятникам города, издательство полагает, что список неиспользованных источников в том виде, в каком Вы его представили, неприемлем .

Такая наукообразная форма уместна в каком либо специальном или научном издании типа «Трудов» и т.д., а не для популярной книги .

Потом, считаем целесообразным вместо громоздкого /на 16 стр./списка дать небольшое примечание, в котором указать в общих чертах, какими источниками пользовался автор. Так практикует даже специздательство архитектуры в своей серии «По городам», а мы издаем литературу для широкого массового читателя. […]».

Именно эти два документа говорят о многом. Во-первых, они проливают свет на некоторые предположения и выводы автора. Во-вторых, они дают нам, хоть и усеченное, представление о первоначальном варианте рукописи. Так, например, Виктор Ильич Кочедамов полагал, что Омск в противоположность Тобольску и Томску избежал заметного влияния на массовое строительство классицизма и объясняет это «бедностью населения». Исходя из документов Тобольского архива, он вполне справедливо считал, что строительство в Омской крепости Воскресенского собора напрямую связано с открытием в Омске заказа (благочиния) в 1764 г. (заказ — благочиние или духовный округ в ведении благочинного).

Были и другие интересные моменты. Однако, рукопись по требованию издательства пришлось сократить. Сноски на источники переделать в общий список в конце книги.

 

Копия ответного письма В.И. Кочедамова к редактору Омского книжного издательства М.К. Иоффе (Юрасовой). Июнь 1960 г. Из личного архива В.Б. Наумова (г. Санкт-Петербург)

Написанию рукописи книги предшествовала колоссальная работа в центральных, западно-сибирских и омском архивах.

Автор планировал переиздать ставшую такой популярной среди омичей книгу. Об этом свидетельствует письмо от начальника Управления по печати при исполкоме Омского областного Совета депутатов трудящихся И. И. Ведькала от 26 марта 1966 г., в котором он сообщает, что книга «Омск. Как рос и строился город» намечена к переизданию в 1967 г. Однако при жизни автора она переиздана так и не была.

На наш взгляд, главными заслугами Виктора Ильича Кочедамова, как историка и исследователя омской архитектуры являются: 1) Обращение к материалам по истории Омска, хранящимся в столичных и местных архивах, которое в советское время им было произведено впервые; 2) Попытка на основании их объективно показать те достижения и недостатки, которые имели место быть в градостроительной истории нашего города в дореволюционный и советский периоды; 3) Благодаря трудам В.И. Кочедамова наш город впервые за 243 года получил книгу по истории своей архитектуры.

В 2013 г. фонд персональных коллекций Омского государственного историко-краеведческого музея пополнился коллекцией личного происхождения (архивом) В. И. Кочедамова, которую передал в музей его внук, юрист и специалист в области авторского права, ведущий эксперт в сфере защиты интеллектуальной собственности В. Б. Наумов, проживающий в Санкт-Петербурге. Коллекция насчитывает более 2000 ед. хранения. Именно в ней хранятся многочисленные выписки, копии и фотокопии документов, собранных Виктором Ильичом по истории градостроительства в Сибири в целом и Омска в частности.

Во время своих приездов в Омск в конце 1950-ых — в 1960-е годы Виктор Ильич Кочедамов останавливался на квартире у своего брата Геннадия. Об этом сегодня свидетельствует бронзовая мемориальная доска (ее автор омский скульптор Сергей Голованцев), торжественно открытая 4 августа 2016 г. на доме по улице Орджоникидзе, 16. Помимо текста на мемориальной доске изображены силуэты знаковых для Омска зданий: театра драмы, Тарских ворот, памятника Ф. М. Достоевскому, Никольского собора, пожарной каланчи, очертаний омской крепости, лавровой ветви, а также книга Виктора Кочедамова об Омске.

Мемориальная доска была изготовлена на средства внука В. И. Кочедамова Виктора Борисовича Наумова. Она, как и книга, является наглядным свидетельством того, что память о нашем земляке, непревзойденном историке архитектуры Викторе Ильиче Кочедамове продолжает жить в нашем городе.

Александр Лосунов, омский историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу