Иконных дел мастер

Художник Павел Минин отметил свой 50-летний юбилей персональной выставкой.
Художник Павел Минин отметил свой 50-летний юбилей персональной выставкой.

Мастер представил в Доме художника авторские резные иконы,  работа над которыми стала главным делом его жизни.

От сказки – к ликам святых

Его отец заведовал кафедрой декоративно-прикладного искусства в Омском пединституте. Старшие братья учились там же, на худграфе. Единственный творческий факультет вуза готовил преподавателей изобразительного искусства. Братья и пошли вслед за отцом по педагогической стезе, а Павел стал художником, признанным иконных дел мастером.

Впервые он взял в руки резец в 11 лет, помогая брату в работе над дипломным проектом. Иконами стал заниматься не сразу. Для создания святых образов требуется зрелость – творческая и духовная. Изучал творчество старых и современных мастеров. Принял крещение. Первую работу – «Богоматерь Корсунскую» – создавал на табуретке, поставленной посреди комнаты. Работа так захватила, что не хотелось останавливаться. Заканчивал образ в воскресенье – поранился, и кровь брызнула на почти готовую икону.
– Я тогда не понимал, что нельзя работать в воскресенье, нельзя – без благословения, без молитвы, – говорит художник. – Потом и благословение владыки получил, и молитву резчика икон нашел и выучил.

А Корсунская Богоматерь с едва видимыми следами крови стала семейной реликвией. Оказалось, что Павел и Лариса Минины поженились в день празднования Касперовского образа Богородицы, схожего по иконографии с Корсунским.

Взгляд в вечность

Резчику икон требуется твердость руки и спокойствие духа. Поэтому художник работу над святыми ликами начинает с утра, а вечером режет декор. Говорит – иногда кажется, что руку кто-то ведет свыше. Когда Павел Минин склеил доску для иконы «Господь Вседержитель», расстроился, увидев светлую полосу на дереве. А на готовом образе эта полоска выглядит лучом от Божественной руки.

В 1997 году омские резчики икон, Павел Минин в их числе, представили свои работы в Третьяковской галерее. Событием стал не сам этот факт (создатели икон знают: гордости нет места в их деле), а радость профессионального общения. Павел Минин познакомился в Москве с теми, чье творчество изучал на худграфе: скульпторами Николаем Силисом, Владимиром Лемпортом, художником кузнечного дела Валентином Воробьевым, академиком Анной Рындиной. Москвичи, кстати, решили, что в Омске есть школа резчиков икон –
не могли поверить, что такого уровня работы рождаются мастерами, которые постигают древнее искусство самостоятельно. Коллеги высоко оценили то, что стало признаком стиля Минина – славянскую вязь молитв, которая обрамляет иконы. Дали совет уменьшить объем рельефов.

У русской резной иконы непростая биография. В Синодальный церковный период (а в Греции – по сей день) она не приветствовалась, потому что напоминала католические скульптуры. В наши дни возрожденную из древности резную икону, как и писаную, называют словом, обращенным к Богу. Все последующие иконы Павла Минина, став тоньше, обрели легкость и особую выразительность. Минин считает, что самое сложное - изобразить посредством резца одухо­творенный взгляд. Канон требует лаконичности, сосредоточенности мастера на главном, и тогда вышедший  из-под  его резца образ вызывает ответное движение души того, кто останавливается перед ним. Художник был поражен, что на выставке в Петербурге люди крестились, молились перед его иконами, прикладывались к ним.

Другие художники не позволяли, а он считает: для того и создавал.

Постились всей семьей

В 2004 году самый восточный в России Троицкий храм в Анадыре, построенный как духовная защита на рубеже страны, был украшен иконостасом работы омичей Павла Минина, Сергея Патрахина и Сергея Диянова. Минин выполнил для храма 60 резных образов.
Это была напряженная и радостная работа, которая переменила жизнь не только художников, но и их семей.  Кропотливо работали вместе с мужьями жены. Лариса Минина, преподаватель ДШИ № 14, освоила золочение. Помогали сыновья Егор и Михаил. «Я в одиночку заказ для Анадыря не выполнил бы», – говорит Павел Георгиевич.

Как и положено создателям храмовых святынь, жизнь свою сделали строже, постились, трудились не покладая рук. Дело, которому служит Павел Минин, захватило всю семью. И получилось, что супругам удалось провести сыновей через трудности подросткового возраста, которые, конечно же, были. Сегодня Егор пишет кандидатскую диссертацию по истории икон, Михаил учится в Санкт-Петербурге, в Академии имени Репина, будет скульптором.

В трагические дни Беслана

Андрей Рублев для Павла Минина – гений, идеал художника и небесный покровитель, ведь иконописец Древней Руси причислен к лику святых. С особым чувством Павел Георгиевич воспроизвел в дереве рублевскую «Троицу». Вновь и вновь обращается к этому образу, считая ее абсолютным чудом. Над каждой иконой работает подолгу. Сложились свои принципы. Вот, например, такой:

– Нельзя приступать к иконам, если думаешь: вот вырежу и накоплю на машину, квартиру. Ничего не получится.

И еще:

– Когда работа начинает нравиться, оставь ее, отдохни.

Это чтобы грех гордыни не застлал глаза. Но однажды вырезал икону за три дня. Это было во время трагических событий в Беслане. Минин работал над образом святого мученика Уара, которому молятся за умерших некрещеными…

Одна из икон Павла Минина была подарена Патриарху Алексию II, другая – президенту Борису Ельцину. Резные образы художника есть на семейных иконостасах в разных городах и странах. И даже в датском городе Оденсе – в театре, подарок от омских актеров.
В творческой группе Павел Минин создавал убранство для Воскресенского храма Калачинска – тоже большой этап в жизни.

Знатная фамилия

Его часто спрашивают, не в родстве ли его предки со знаменитым Козьмой Мининым? Вглубь на 400 лет родословную Павел Георгиевич не раскопал. Но знает доподлинно, что предки – казаки, пришли в Сибирь с нижегородской земли, где фамилия Минины образовалась от отчества. В Прииртышье Минины обосновались в Чернолуцкой станице и – через Иртыш – в селе Увальная Бития. Из поколения в поколение передавался богатырский типаж, поддержанный кровью запорожских казаков – предков Павла Минина по материнской линии.

В семье даже в годы богоборчества не прятали икон, а когда родные узнали, к чему лежит душа Павла Минина, отнеслись не только с пониманием, но, пожалуй, и с благоговением. Племянник Василий Минин, кстати, возглавляет клуб исторической реконструкции, в сражениях которого не раз принимал участие сын Павла Михаил Минин. Клуб восстановил и события 1612 года, когда созданием народного ополчения прославил фамилию нижегородец Козьма Минин. Художник Павел Минин ощущает если не кровную, то духовную связь с персонажами той эпохи и глубже – Древней Руси.
 
Светлана Васильева
Фото Евгения Кармаева
©
URL: http://omskregion.info/news/8767-ikonnx_del_master/
Дата публикации:14/11/2012 09:36