Сегодня мы расскажем о здании на ул. Гагарина, 34, в котором располагается администрация города Омска.
Раньше эта улица называлась 2й Взвоз, позже – ул. МОПРа. Аббревиатура расшифровывалась как Международная организация помощи борцам революции.
В период бурного развития капитализма в Омске, которое притормозила, но не остановила Первая мировая война, здесь, на восточной стороне базарной площади, было построено монументальное здание Русско-Азиатской компании. Особняк был одним из последних каменных сооружений, которые построили в Омске до 1917 года.
В этом здании размещался филиал банка, главный офис, которого находился в Петербурге. Его возглавлял блестящий предприниматель и финансист Алексей Иванович Путилов. Этот филиал являлся своеобразными воротами Российской империи в Центральную Азию.
– Кто был автором здания нынешней мэрии – этот вопрос до сих пор вызывает споры, – рассказывает историккраевед Александр Лосунов. – Предполагают, что гражданский инженер Федор Черноморченко, активно работавший в то время в нашем городе. А омский историк архитектуры Алла Гуменюк считает, что к постройке, возможно, был причастен сибирский архитектор Андрей Крячков.
Четырехэтажный дом Русско-Азиатской компании и сегодня одно из красивейших зданий Омска. Оно построено в стиле неоклассицизма. А окна второго этажа решены в традициях итальянского ренессанса: большая арка расположена над двумя малыми окнами, между которыми находятся витые колонки. Согласно названию компании проект объединяет архитектурные традиции Запада и Востока.
В 1918–1919 годах в здании располагалась Британская военная миссия при правительстве адмирала А. В. Колчака. В первые же годы советской власти здесь находились снабженческие и торговые организации, затем Омский городской Совет. В 1938 году справа от здания появилась большая пристройка для помещений горисполкома, горкома партии и горкома комсомола. С 1980 года здание является памятником истории и культуры регионального значения. Что, впрочем, не помешало во время капитального ремонта исказить облик здания. Центральный вход был перенесен в пристройку, и скульптурные образы сегодня венчают не дверь, а окно.