«Взять крепость любой ценой»

В свои неполные 19 лет мой отец сражался под Пиллау.

Этот боевой танк, стоящий у братской могилы советских солдат, на 18­м километре от г. Светлогорска (Раушен) Калининградской области, – свидетельство смертельных боев в борьбе с фашистской Германией и памятник для живых, которые должны знать и помнить, какой ценой была завоевана эта земля. Цена победы была велика: 126 500 солдат и офицеров погибли и пропали без вести, 458 000 – выбыли из строя по ранению, 525 танков, 1644 орудия, 1450 самолетов уничтожено противником.

Каждый раз, проезжая мимо, я, не отрываясь, со слезами на глазах смотрю на этот танк – на таком же и мой отец участвовал в тяжелых боях в этом краю. Он ни разу не был потом после войны здесь. Почему? Видимо, трудно было снова переживать события...

В свои неполные 19 лет мой отец сражался под Пиллау (ныне Балтийск). В 17 лет он, рожденный 23 мая 1926 года, призван Горьковским РВК Омской области 14.12.1943 в армию. Пройдя танковую школу в Нижнем Тагиле, прибыл в январе 1945 года по приказу на 3­й Белорусский фронт – в Лиозно Витебской области в 28­ю гвардейскую отборную танковую бригаду 1­го танкового батальона. 9 марта 1945 года – на фронт к Восточной Пруссии, на линию огня под Пиллау.

Масштабных наступлений с нашей стороны еще не было. Неприятель на своей территории окопался основательно. Нужна была точная и надежная подготовка к смертельной схватке. Враг просто не станет сдаваться. По разработанной схеме широкие наступления начались 6–7 апреля на Пиллау.

В этом бою 6 апреля 1945 года мой отец – гвардии старший сержант, командир орудия танкового экипажа Вячеслав Михайлович Федоренко совершил подвиг, за который награжден орденом Красной Звезды. В этом же бою он получил ранение и контузию... Ему было неполных 19 лет. Потом, вспоминая об этом, говорил всегда, что он «родился в рубашке»...

После госпиталя – снова на передовую. Потом еще были подбиты два танка, выход с экипажем из окружения. Повезло – все остались живы.

Бои под Пиллау были особенно ожесточенными. С 6 по 16 апреля продвинулись только до Фишхаузена (ныне Приморск), который пал 17 апреля. Штурм этого района был с моря, воздуха и земли. Советские летчики совершили 2000 боевых вылетов. Балтийское море и сейчас еще хранит картину морских боев.

Кенигсберг и Пиллау были мощной цитаделью, располагающей глубоко эшелонированной системой обороны. К тому же Пиллау – крупная военно­морская база, главная опора Гитлера со стороны моря.

Бетонированные доты, дзоты, рвы с водой в 7 метров глубины... Наполненые комплектом оружия и провианта огромные подземные многолетние лабиринты, катакомбы... Эти укрепления нашим войскам удалось пробить только снятыми с военных кораблей орудиями.

Наступления советских войск встречались шквальным огнем из всех орудий со стороны врага. К тому же весенняя распутица и заболоченная местность сдерживали наступления наших войск. Танки, пехота, артиллерия вязли в грязи и болотах, становясь прямой мишенью для противника.

Советские войска любой ценой должны были взять крепости, немцы – любой ценой не сдать их.

Трехлинейная оборона – укрепления по усиливающему варианту последующей. На первой линии – противотанковые рвы шириной до 4–6 метров и глубиной до 3 метров. Третья линия обороны неприятеля – Нойхойзер (пос. Мечниково) – была самая укрепленная: рвы уже до 8 метров шириной и глубиной до 4­х. На каждые 100 метров по нескольку дотов, дзотов, пулеметных гнезд и зарытых в укрытии танков. Бои шли тяжелые и затяжные, с большими потерями. В самом Пиллау каждый дом был крепостью.

К 25 апреля город был взят. Только шведская крепость не сдавалась. На все предложения сдаться открывался шквальный огонь. Приказ Сталина: взять крепость Пиллау к 25 апреля.

И 26.04 в 2:30 ночи над крепостью взвилось Красное знамя. Крепость пала...

На этом завершилась Восточно­Прусская стратегическая операция. Она продолжалась 103 дня и была самой длительной операцией последнего года войны.

После Победы танковая бригада была оставлена в резерве на месте дислокации – Истенбурге (ныне Черняховск). Мой отец там продолжил службу.

С лета 1946 года по семейным обстоятельствам он переведен на службу в Омск. В 1947году, демобилизовавшись, закончил службу.

Началась мирная жизнь.

В. Герлейн (Федоренко), Гамбург


 из почты «оп»

О том, что было

В год 75­летия Победы вышла в свет книга участника Великой Отечественной войны Павла Петровича Капитонова «Дневники солдата». В процессе подготовки издания дневниками заинтересовались ученые: д.ф.н., профессор Б. И. Осипов и д.и.н., профессор С. Г. Сизов.

– Это во многом уникальный человеческий документ, – отметил Борис Иванович Осипов, – отразивший через личное восприятие деревенского паренька из села Зарослое один из самых сложнейших и драматичных периодов истории нашей страны.

Автор книги – солдат последнего военного призыва 1944 года, на долю которого выпала необычная судьба. Он и его ровесники 1927 года рождения, будучи еще подростками, в огневые сороковые трудились в тылу, заменив отцов, призванных в армию. Выполняли мужскую – порой непосильную работу. А в семнадцать лет они надели солдатские шинели. Павел Капитонов принял присягу 29 декабря 1944 года.

Одна часть призыва, пройдя ускоренную военную подготовку, успела на фронт. Другая – охраняла границы, военные объекты, училась в полковых школах, училищах. Павел на фронт не попал. После окончания войны на его долю выпала еще долгая служба на Курильском острове Кунашир (1946–1953 годы). В итоге восемь с половиной лет отслужил солдат Отчизне верой и правдой.

Интересно читать описание армейских будней. Кроме непосредственных воинских обязанностей, солдаты привлекались к заготовке леса на строительство новых объектов для войсковых частей, дислоцированных на острове, а также и к строительству этих объектов. Привлекает внимание забота командования о будущем солдат после демобилизации. Неоднократно в газете «Тревога» помещалась информация об учебе солдат в Южно­Курильской вечерней школе. Ведь у многих не было даже семилетки, а у Павла – восемь классов и мечта стать журналистом. И сила, и воля нужны были солдату, чтобы получить аттестат зрелости в 1952 году. А приказ о его демобилизации пришел только через год, в июле 1953 года.

Спешил солдат на экзамены, проехав мимо дома, – успел, сдал, зачислен! Домой в деревню вернулся только через год, получив освобождение от сельхозработ. В 1958 году окончил факультет журналистики Казахского государственного университета. Работал в «Ленинской смене» (Алма­Ата), редактором газеты «Кустанайский комсомолец», заместителем редактора газеты «Молодой целинник» (Целиноград). Начался его журналистский путь на острове Кунашир нештатным военкором газет «За Родину» (в/ч 31476), «Тревога» (в/ч 73994), а завершился работой собственным корреспондентом ТАСС – КазТАГа по Кокчетавской области. Четверть века Павел Петрович славил на весь мир Кокшетау – Синегорье. Умер и похоронен в Омске в 1998 году.

Издание отвечает на многие вопросы: каков он, подросток огневых сороковых? Как жил? Что выпало на его долю? Как переживал тяготы жизни и преодолевал препятствия?

Отметим, что Капитоновых воевало много, из самых близких: Ефим Львович – 1922 года рождения, пропал без вести, Михаил Львович – 1926 года рождения, вернулся с ранением и наградами. Это двоюродные братья автора. А отец его, Петр Семенович, призванный с первых дней войны, сначала служил на Дальнем Востоке, потом – на турецкой границе. Вернулся, умер в апреле 1946 года. Вот как это было. Солдаты Капитоновы не выбирали место службы, но честно исполняли этот долг перед Родиной там, куда их определили.

Лариса Капитонова, вдова Павла Петровича

URL: http://omskregion.info/news/89127-vzyat_krepost_lyuboy_tsenoy/
Дата публикации:13/01/2021 08:17