Владимир Половинко: «Живое университетское общение никогда не заменят гаджеты»

Владимир Половинко: «Живое университетское общение никогда не заменят гаджеты»

Дата публикации 25 января 2021 10:24 Автор Фото Евгений Кармаев

Сегодня в России отмечают День студента. Как изменилось студенчество во время пандемии, «ОМСКРЕГИОНУ» рассказал доктор экономических наук, глава комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Заксобрания Владимир Половинко.

— Владимир Семенович, вы, будучи заведующий кафедрой региональной экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ, как никто другой знаете, как изменился процесс обучения в университете, как студенты приспособились к новым условиям работы.

— Прежде я бы хотел поздравить всех с праздником студенчества. Это праздник не только нынешних студентов, но и всех тех, кто в свое время был студентом, для кого студенческое время — это время интенсивного личного и профессионального развития, формирования круга друзей. И хочу пожелать, чтобы жажда познания окружающего мира, самого себя и азов своей профессии приносила большое удовлетворение, чтобы студенческие годы были важным ресурсом для развития в течение всей жизни, а не только в молодом возрасте.

В пандемию были сложные времена для высшей школы. Раньше много говорили об онлайн-обучении: кто-то сопротивлялся этому, кто-то был сторонником. А тут выбора не стало, нас поставили перед фактом. Стало очевидно, что некоторые занятия и образовательные активности даже удобнее проводить в онлайн-формате. Это экономит время на поездках, дает возможность быстрых консультаций.


— Можно говорить о том, что пандемия сыграла положительную роль в образовательном процессе.

— Безусловно, есть материал, который лучше транслировать через онлайн-инструменты. Но никогда и ничто не заменит личного общения преподавателя со студентами. Ничто и никогда не заменит коллективного обсуждения. Когда студенты работают в группах, у них в коллективном обсуждении возникают идеи, контакты. Ведь студенчество — это не только формирование профессиональных знаний и контента, но это и коммуникации, связи, атмосфера, любовь, в конце концов, друзья, и совместное времяпрепровождение, и обсуждение интересных тем. Это все дает почву для развития человека. Никакими гаджетами этого не заменить. Поэтому я жду с нетерпением, когда закончится напряженный период. Надеюсь, во втором семестре мы насладимся очным общением с нашими студентами.

— Педагогам тоже пришлось искать новых подходы и способы, чтобы удержать студентов перед экранами?

— Конечно, педагогам пришлось перестраивать классический процесс обучения под новые условия, чтобы студентам было интересно быть в этих экранах, было интересно подготовиться, было интересно спросить что-то, а потом прочитать о том, о чем говорил педагог на занятии. И педагоги нашли такие инструменты, когда можно зажечь студентов. А если транслировать просто как было: "Вот мои лекции, по этой теме я задам вопросы", то хоть онлайн, хоть в очном обучении старые технологии уже мало кого интересуют.


— Вероятно, обучение в вузах уже никогда не будет таким, как было раньше. Может и дальше стоит использовать те «вынужденные» методы, которые появились в пандемию?

— Если позволят нормативные документы, можно использовать, но только на некоторых занятиях уместен дистант. Полностью замещать личное общение, повторюсь, нельзя. Так, благодаря дистанту я могу привлекать экспертов, практиков не из Омска к преподаванию разных дисциплин. Раньше, специалисту нужно было приезжать сюда, жить несколько дней, а сейчас достаточно подключиться в назначенное время, провести занятие — и все. Ехать никуда не нужно. И студенты видят лучших экспертов, которые владеют технологиями, и получают больше профессиональной информации. Мне же, как организатору, не нужно оплачивать командировочные, жилье и проезд. Еще один плюс, который нам дает дистант, — возможность быстрых консультаций. Удобно для дипломников, аспирантов, не нужно ехать после работы, разбираться в каких-то вопросах, а можно выйти на одну из платформ и пообщаться.

Безусловно, есть образовательный контент, который содержит массив информации, и совсем не важно, где с этим массивом познакомятся студенты. Мы сейчас записали два онлайн-видеокурса. Когда удобно, их можно посмотреть, изучить и ответить на вопросы. Но есть материал, направленный на формирование мышления, практических навыков, то есть исключительно для очного изучения.

— В университете в начале прошлого года прошли преобразования с упразднением 18 кафедр и объединением их с другими структурами вуза. К экономическому факультету примкнул факультет международного бизнеса. Как сотрудники восприняли эти изменения и уживаются вместе?

Преобразования в нашем университете очень маленькие были, если сравнивать с тем, что происходит в крупных федеральных и научно-исследовательских. Там организационных изменений намного больше. Образовательная структура всегда ищет свою конфигурацию в новых условиях. Лично я не вижу больших проблем. Я вижу, что коллеги работают на интегрированных кафедрах, и иногда даже непонятно, кто лидер в этих отношениях. Они партнеры и используют новый для себя потенциал и наработки, но напряжения я не вижу.


— На прошлой неделе в Законодательном собрании началась весенняя сессия. Над чем будете работать?

— Одно из направлений работы на эту сессию — молодежная политика. В конце прошлого года на федеральном уровне принят закон о молодежной политике, а наш региональный действует с 1996 года. За время в него вносилось много правок и изменений, сейчас он представляет собой лоскутное одеяло. Мы решили создать рабочую группу по разработке нашего регионального закона уже в соответствии с новыми направлениями и тенденциями. С 1996 года много чего изменилось. Хочется провести ревизию, что есть хорошего в нас, обобщить опыт российских регионов, ну и, конечно же, послушать саму молодежь, а потом все это отразить в законе. Еще один вопрос, который стоит у нас на постоянном контроле, — развитие среднего образования. Хотим снова вернуться к вопросу строительства школ.

— Но в этом направлении в регионе ведется серьезная работа. Минобразования озвучивал ближайшие планы по строительству еще пяти школ к 2022 году.

— Мы инициируем, чтобы строительство велось более интенсивно. Нам нужно еще за ближайшие четыре года, к 2025 году построить 43 школы. Это диктует демография, чтобы перейти на обучение в одну смену. Также здесь учтена замена старых зданий школ, которые к этому времени придут в негодность. В городе остро стоит вопрос с обеспечением мест в школах. Не нормально, когда родителями, скажем, из «Изумрудного берега» предлагают возить детей в школу в микрорайоне «Амурский».

— Но строительство зданий — это один момент, еще нужно найти учителей.

— А это еще одна проблема. Вопрос действительно стоит остро. Татьяна Васильевна (Дернова, министр образования Омской области. —  Прим. ред.) — активный сторонник того, что будущих педагогов нужно воспитывать со школьной скамьи, чтобы потом ученики вернулись в школу уже педагогами. Мера хорошая, но полностью задачи она не решит. Еще важно создавать условия для молодых учителей, повышать уровень зарплаты и престиж профессии. Работать учителем должно быть престижно и выгодно во всех смыслах! Наша кафедра проводила исследования и выяснила, что во время пандемии сильно обострились отношения между родителями учеников, педагогами и администрацией школ. Тогда много было проблем и вопросов. И незаслуженно много необоснованной критики было в адрес учителей. Но сейчас наконец-то родители поняли, что труд учителя не так уж и прост. Мы запланировали круглый стол с участием представителей минобразования, педагогической общественности и родителей школьников, чтобы они услышали друг друга и нашли точки взаимодействия. Будут и текущие вопросы во время сессии, которые требуют внимания и глубокого погружения.

— Надеюсь, вам удастся найти дополнительные способы привлечения в школу молодых педагогов и ускорить процесс открытия новых зданий для образовательных учреждений. Еще раз с праздником!

 

Распечатать страницу